Статья: проектная деятельность в начальной школе.
Оценка 5

Статья: проектная деятельность в начальной школе.

Оценка 5
docx
03.04.2024
Статья: проектная деятельность в начальной школе.
Статья _Проектная деятельность младших школьников_.docx

Проектная деятельность как один из инновационных методов обучения и воспитания младших школьников.

 

Жизнь современного человека состоит из различных жизненных проектов. Задача учителя – научить школьников эффективно реализовывать их; воспитывать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Успешность каждого нашего ученика будет зависеть от того, насколько школа сумеет организовать процесс обучения и воспитания. Новое время выдвигает и новые требования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в требованиях к результатам обучения – личностным, предметным и метапредметным – определяет программу формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу умения учиться. Именно на первой ступени обучения закладываются те умения, которые позволят учащимся стать субъектом своей деятельности, развиваются способности самостоятельно получать информацию из разных источников, организовывать свою деятельность, успешно общаться со сверстниками и взрослыми.

          В течение последних лет в отечественной педагогике наблюдается повышенный интерес к проблеме включения проектной деятельности в учебный процесс. Казалось бы, о какой проектной деятельности может идти речь в младшем школьном возрасте. Однако именно сейчас, когда у детей еще не сформировалось стереотипное мышление, но есть естественная потребность в узнавании нового, в исследовании окружающего мира, возникает необходимость в организации активной познавательной деятельности учащихся во всех направлениях и проявлениях. И наиболее полно эту потребность удовлетворяет именно проектноисследовательская деятельность. «В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». (Е.С. Полат).

Актуальность метода проектов  обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в ФГОС НОО проектная деятельность, рассматривается как  один из параметров нового качества образования – способность проектировать.

 

   Мой  многолетний опыт работы в школе позволяет утверждать, что для учителей начальных классов проблема организации проектно-исследовательской деятельности является весьма актуальной. Поэтому в системе своей работы я считаю очень важным включать в учебную деятельность метод проектов, начиная с первого класса.  

     

   Проектно-исследовательская деятельность как важное направление в начальной школе

1.                      Проекты в младших классах

Проекты в младших классах? Возможно ли это? «Это проблематично, так как дети слишком малы для проектирования», – считают педагоги. Но я согласна с к.п.н. М.Б.Романовской, которая считает, что все-таки - это возможно. Но, скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности. Но для малыша - это будет его проект. Я считаю, что главное правило организации исследовательской работы в начальной школе – это старое правило «исходи из ребенка». Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. В качестве примера доступности для младших школьников, приведу задания для учащихся 2 класса из учебника А.А. Плешакова к уроку «Красная книга России». В этом задании работа ученика  состоит в том, чтобы выбрать редкое животное или растение, описать его, подумать, почему оно стало редким, и как ему помочь. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, с помощью учителя), поэтому достаточно беглого показа приемов работы – ученики тут же их используют.

     Педагогическая ценность ученического проекта определяется: возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива; содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта; навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом; заинтересованностью ученика в работе «от всего сердца». Обязательно присутствуют три момента - выбор проекта, планирование проекта, критика проекта. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Ребенок должен быть заинтересован в проекте.

       Что такое исследования для маленького ребенка? Это, прежде всего, наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений. Явлений, известных взрослым, но неизвестных конкретному малышу. Здесь важно не пропустить ни одной активности ребенка, ни одного нового для него навыка, чтобы не фиксировать на нем детского внимания, чтобы не превратить его в проект с «разработкой плана», обсуждением всех деталей предстоящей работы, с претворением плана в жизнь, с проверкой результата проекта.

    Виды проектов-исследований

    Это проекты-наблюдения. Для самых маленьких - наблюдения за природой. Сравнение времен года. Например, проект - «Встречаем зиму». Зима оценивается по отношению к лету. В чем красота зимы? Что русский фольклор говорит о зиме? Зимние праздники, игры, еда, ощущения.

     Наблюдение за природой, жизнью животных за растениями, за делами человека – все это может вылиться в проекты в начальной школе. Тем более, что ведение дневников наблюдений – прием хорошо известный и может лечь в основу проекта. Запись проекта в особую тетрадь, фиксировать результаты работы дают материал для упражнений в письме и счете. Но это для тех детей, которые уже умеют писать, а до того времени – это составление устного рассказа, рисунок, аппликации…

     Проекты – рассказы. Идея достаточно многогранна. Возможны рассказы как результат детского творчества, фантазии, а так же результат изучения некоторых тем школьных предметов. Вербализованные впечатления в виде устного рассказа – достойный проект. Этому тоже надо научиться. Смотреть, выделять главное, уметь передать это людям, такая работа, относится к самостоятельной познавательной деятельности ребенка.

     Проекты конструктивные. К ним относятся изготовление материальных предметов. Ведущей идеей такого проекта является идея «самообслуживания». Это изготовление открыток, закладок, игрушек, сувениров, необходимых принадлежностей для игр (Приложение 2). Задача: придать традиционным заданиям проектную форму, включить элементы обоснования, проработку вариантов изготовления и рефлексии в конце работы.

    И экскурсионные проекты. Программа обучения младших школьников насыщена различными экскурсиями. Это хороший повод превратить экскурсию в детские проекты. Целью таких проектов может быть определение интересов и склонностей каждого ребенка, прежде чем строить экскурсию-проект надо детально ее спланировать. Перед детьми строятся конкретные вопросы и затем получают конкретные ответы (Приложение 3). Итоги экскурсии обязательно обсуждаются. Дети рассказывают или пишут отзывы. Для малышей это могут быть и рисунки, коллажи.

    Идея этих проектов не нова в педагогической теории и практике. О ней упоминалось еще в книге советского педагога Ивана Фомича Сводковского в начале XX века. Так же, как и много лет назад, главное достоинство таких проектов заключается в посильном понимании ребенком окружающего.

     Сводковский И.Ф. предупреждает о существовании опасности переоценить или недооценить силы ребенка. Таким образом, должен быть найден разумный баланс в «зоне ближайшего развития» ребенка.

     Особенности проектно-исследовательской деятельности для младших школьников.

   Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Следовательно, выполнять исследование надо на «одном дыхании» из-за отсутствия у младших школьников способности долговременно и целенаправленно работать в одном направлении. Из этого вытекает еще одно условие, которое необходимо учитывать при организации проектной деятельности малышей: максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности. Ценность этого для начинающих исследователей высока. Задача же ребенка – собрать материал из подготовленных источников.

           В заключение хочется отметить, что я согласна с мнением передовых педагогов и психологов, по мнению которых «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения» И, как показал опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах, но необходимо учитывать особенности деятельности младших школьников. Таким образом, я вижу, что главным критерием проектно-исследовательской деятельности является ее эффективность и результативность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

        На основании этого можно утверждать, что для реализации потенциала детей младшего школьного возраста необходимо создавать ситуацию успеха, в этом и помогут проектно-исследовательские технологии, которые и предоставляют для этого благоприятные возможности. Младшие школьники любят участвовать в выставках, праздниках, где они могут продемонстрировать свои способности.

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучаться проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определенной ситуации.

Таким образом, применяя метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности, я убедилась, что процесс обучения и воспитания можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.


 

Проектная деятельность как один из инновационных методов обучения и воспитания младших школьников

Проектная деятельность как один из инновационных методов обучения и воспитания младших школьников

Мой многолетний опыт работы в школе позволяет утверждать, что для учителей начальных классов проблема организации проектно-исследовательской деятельности является весьма актуальной

Мой многолетний опыт работы в школе позволяет утверждать, что для учителей начальных классов проблема организации проектно-исследовательской деятельности является весьма актуальной

Обязательно присутствуют три момента - выбор проекта, планирование проекта, критика проекта

Обязательно присутствуют три момента - выбор проекта, планирование проекта, критика проекта

Перед детьми строятся конкретные вопросы и затем получают конкретные ответы (Приложение 3)

Перед детьми строятся конкретные вопросы и затем получают конкретные ответы (Приложение 3)

На основании этого можно утверждать, что для реализации потенциала детей младшего школьного возраста необходимо создавать ситуацию успеха, в этом и помогут проектно-исследовательские технологии, которые и…

На основании этого можно утверждать, что для реализации потенциала детей младшего школьного возраста необходимо создавать ситуацию успеха, в этом и помогут проектно-исследовательские технологии, которые и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2024