Автор: Жарикова Светлана Семеновна,
учитель физики,
высшей квалификационной категории
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Табулгинская средняя общеобразовательная школа им. П.Д.
Слюсарева"
Чистоозерный район, Новосибирская область
Проектно-исследовательская деятельность в работе учителя
В процессе реализации Федерального государственного образовательного стандарта исследовательская и проектная работа – часть школьной программы. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся требует методической грамотности учителя, владения набором приёмов, методов, технологий, необходимых для организации такой работы. Основной акцент в методической подготовке учителя делается на следующих аспектах:
- владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации;
- применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самоопределение и самостоятельность обучающихся в процессе работы над проектом и исследованием,
Я являюсь преподавателем обязательного курса «Индивидуальный проект» в 10-11 классах, который 3 –й год ведется в нашей школе; преподавателем элективного курса «Проектная деятельность» (6класс) ; руководителем районной инновационной площадки по теме «Индивидуальная проектно-исследовательская деятельность как фактор саморазвития старшеклассников»; ввожу в состав организационного комитета по проектной деятельности(школа), поэтому для меня проектно-исследовательская деятельность - это особо значимый вид работы.
В настоящее время содержание образования должно быть научным и в то же время соответствовать возможностям образовательного учреждения, а обучающийся добывать знания самостоятельно, под контролем педагога –наставника, который контролирует, направляет, интегрирует процесс образования, проводит мониторинг, отслеживает результаты и делает выводы.
Приступая к преподаванию курса «Индивидуальный проект», да и к другим учебным курсам по проектной работе необходимо пройти соответствующее обучение. В этом учебном году прошла трое курсов: «Учебное исследование»»; «Особенности исследовательской деятельности школьников села и малых городов»; «Развитие исследовательской деятельности учащихся».
Рост профессионального мастерства учителя, отслеживание индивидуального процесса невозможен без участия его в педагогических конкурсах связанной с исследовательской и проектной деятельностью. Мне посчастливилось удачно поучаствовать во Всероссийском конкурсе педагогов «Развитие, исследования, проекты» в номинации «Практика организации исследовательской и проектной деятельности учащихся сельской местности и малых городов», получив диплом лауреата 1 степени и была приглашена на Фестиваль науки и техники в Обнинск.
Основная цель проектной деятельности – это развитие творческой и активно действующей личности. Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой дня его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.
Обучение приёмам научно - исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.
Вовлечь ученика в исследовательскую деятельность и способствовать развитию и самореализации личности можно через:
1.Участие в школьных, районных, региональных, всероссийских конференциях.
В целях выявления и поддержки способных и одаренных детей образовательных учреждений Чистоозёрного района, имеющих склонность к исследовательской и проектной деятельности в этом году проведена конференция исследовательских и проектных работ «Шаг в будущее». Наше образовательное учреждение на очном туре конференции представили: Садовщикова Татьяна(10класс) защищала проект "Неньютоновские жидкости"(образовательная область: естествознание/ физика); Швадченко Оксана (11 класс) представляла проект "Влияние погодных условий на здоровье человека" (образовательная область: естествознание/ экология. Итог участия таков: дипломы 2 и 3 степени.
Мне и моим ученицам, благодаря активной поддержки администрации школы и спонсорской помощи, повезло принять участие в Российском Фестивале науки и техники «Потомки Ломоносова». Фестиваль проводился с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. На фестивале проходила конференция проектов «Созидание и творчество» в которой защищала проект Садовщикова Т. на секции «Физика и химия», получив диплом лауреата 1 степени.
3.Исследовательские игры
Исследовательская игра является хорошим тренингом навыков исследовательской деятельности учащихся. Играя, дети продолжают учиться формулировать тему, гипотезу, ставить цель, говорить об актуальности. Идея игры даёт возможность применять её элементы на различных этапах урока и во неурочной деятельности.
В октябре мною была организована игра «Неизвестная планета» по разработке МАН» Интеллект будущего». Участники игры: учащиеся 6-8 классов. Ведущие и эксперты: учащиеся 10-11классов, изучающие курс «Индивидуальный проект».
На Российском Фестивале науки и техники «Потомки Ломоносова» мои ученицы приняли участие в ряде интересных мероприятий –игр: командной деловой игре «Технополис»; в исследовательской игре – квест «Секретная лаборатория»; игре «Что? Где? Когда»; научном шоу «Наукомания»; турнире по решению кейсов.
Важный плюс исследовательской игры - обучение и развитие, получение новых знаний, либо получение стимула для нового познания. Развитие внимание, тренировка памяти, развитие умений работы в группе - это также является неотъемлемой частью игры.
4.Исследовательские Олимпиады
Исследовательская олимпиада - актуальное мероприятие для сегодняшней школы, ведь исследовательская и проектная деятельность прочно вошла в школьное образование вместе с ФГОС.
В начале октября этого учебного года провела школьную олимпиаду по разработке МАН «Интеллект будущего» В олимпиаде приняли участие учащиеся 10 и 11 классов. Общее количество-11 человек (84% от общего количества учащихся в данных классах). В течение 1 часа необходимо было ответить на 40 вопросов, связанных с исследовательской деятельностью школьников. Отдельные задания олимпиады можно использовать на занятиях по проектной деятельности для отработки понятий и этапов исследования.
Данная олимпиада для ребят была необычна, они привыкли, что на олимпиаде необходимо показать свои знания из различных предметных областей. Но в ходе данного испытания ребятам нужно было проявить понимание хода проведения исследовательской и проектной деятельности, знание основных этапов исследования, умение делать выводы на основе имеющейся информации.
Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию, а значит необходимо увлечь учащихся исследовательской деятельностью. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания недостаточно для решения исследовательских задач.
Атмосфера успеха вызывает у школьников желание идти вперёд, стремиться к новым победам. Проектно-исследовательская деятельность помогает формировать творческую личность, стимулирует активность, целеустремлённость школьников, таким образом, помогает решению главных задач современной школы – раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире.
Список использованной литературы и источников
1.Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского поведения школьников [Текст] / А. И. Савенков. – М.: Сентябрь, 2003. 204 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.