Профессиональная компетентность педагога в системе среднего профессионального образования
Компетенция (от лат. competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) – знания и опыт в той или иной области [2].
Компетентный – имеющий достаточные знания в определенной отрасли; знающий, осведомленный, квалифицированный, умелый в работе.
Компетентность – это синтез двух компонентов: обладание обучающимся определённым набором компетенций; сложившееся личностное качество человека, завершившего образование определённой ступени, в котором ярко выражена способность результативно действовать, достигать результата – эффективно решать проблему и мобильность специалиста на рынке труда.
Т.е компетентность – это характеристика человека, а компетенция – то, чем он уже владеет (способность, умение).
По мнению И.А. Зимней, понятие компетентности связано с именем Аристотеля, изучавшего возможности состояния человека, определяемого как сила, которая совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности [3].
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:
Основными уровнями профессиональной компетентности педагога являются:
- обученность; - подготовленность; - профессиональный опыт; - профессионализм.
Современный педагог среднего специального учебного заведения должен быть не только компетентным в преподавании своего предмета, но иобладать знаниями новейших педагогических методик и технологий, умением их применять на своих занятиях. Организация качественного повышения квалификации педагогических работников является неотъемлемой частью повышения компетентности педагогов.
Что должен уметь компетентный педагог?
- Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
- ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;
- видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
- проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;
- чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;
- закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;
- планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы;
- ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
- в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;
- привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
- оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;
- видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.
Педагог должен понимать, что:
- нужно быть готовым к постоянным переменам;
- строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
- главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;
Педагогические умения представляют совокупность самых различных действий преподавателя, которые соотносятся с функциями педагогической деятельности. Полное описание умений преподавателя выполнено А.К.Марковой[5]. Из всего набора, описанного А.К.Марковой, выделим семь групп основных педагогических умений:
– умение увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач;
– умение, отвечающее на вопросы чему учить, кого учить, как учить;
– умение совершенствовать свою работу;
– приемы, способствующие достижению высоких уровней общения;
– умение актуализировать и реализовать свой творческий потенциал;
– умение определять характеристики знаний, умений и навыков студентов в начале и в конце изучения учебной дисциплины; стимулировать их готовность к самообучению и непрерывному образованию;
– умение вести воспитательную работу среди студентов.
Формирование профессиональных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса, во время аудиторной и внеаудиторной деятельности, зависит от индивидуальных и личностных характеристик специалиста, умения использовать имеющиеся возможности и способности.
Основной особенностью формирования профессиональной компетенции выступает студенческий возраст.
Анализ психолого-педагогической литературы авторов Б.Г.Ананьев, Л.С.Грановская, И.А.Зимняя, В.Т.Лисовский, и др. показал, что в студенческом возрасте происходит дальнейшее психическое развитие человека, сложное переассоциирование психических функций внутри интеллекта, меняется вся структура личности в связи с вхождением в новые, более широкие и разнообразные социальные общности.
Студенческий возраст — это возраст формирования собственных взглядов, отношений, уникальный период жизни человека, где развиваются нравственное и эстетическое отражение окружающей действительности, происходит становление и укрепление черт характера, привычек и установок. В данном периоде происходит овладение всей системой социальных ролей взрослого человека: учебных, гражданских, профессиональных, трудовых, политических, выражающихся в самостоятельности студента.
При организации занятий изменился сам характера взаимоотношений между преподавателем и студентом. Преподаватели нашего техникума положили в основу своей педагогической деятельности основные аспекты «наставничества», выполняя функции координатора и партнера, стараются увлечь студентов проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов. Проявляют терпимость к ошибкам студентов, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагают свою помощь или адресуют к нужным источникам информации только в тех случаях, когда студент начинает чувствовать безнадежность своего поиска.
Основной из простых форм активизации и вовлечения студентов в учебный процесс по-прежнему остается лекция. Она позволяет привлекать внимание к наиболее важным вопросам темы, учитывать особенности аудитории, привлекать коллективный опыт и знания. Чередование различных видов лекционных занятий (лекция – беседа, лекция – мозговая атака, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций) и других не имитационных методов (групповых консультаций, конференций, самостоятельная работа над лекционным материалом, подготовка докладов, рефератов, тестирование, «круглый стол») повышает качество усвоения студентами учебного материала, способствует формированию компетенций.
Групповое обсуждение и решение проблем помогает всем участникам высказать свою позицию, учит умению строить диалог, отстаивать свою точку зрения и одновременно прислушиваться, считаться с мнением окружающих, развивает навыки групповой работы, совместного принятия решения, дает возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне.
Для эффективного формирования профессиональных компетентностей мы внедряем в практику современные образовательные технологии, активирующие учебный процесс. Эти технологии носят самостоятельный характер или являются частью традиционных технологий обучения, тренингов, деловых игр. Преподаватели нашего учебного заведения строят обучение в соответствии со следующими принципами: приобретение теоретических знаний, развитие практических умений, формирование необходимого в профессиональных ситуациях адекватного поведения.
Предметно-методическая компетентность является ведущей при определении качества педагогической деятельности учителя. Предметно-методическая компетентность учителя представляет собой систему:
- научных знаний;
- способов деятельности;
- умение планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по предмету;
- умение выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса технологию, методику;
- готовность организовывать различные формы занятий по учебному предмету;
- умение реализовывать деятельностный подход к обучению и умение организовывать учебную работу учащихся с учетом их реальных учебных возможностей;
- готовность к применению инновационных технологий обучения;
- опыт творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях.
Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций. Исходя из современных требований основными путями развития профессиональной компетенции наших педагогов являются:
- работа в методических объединениях;
- исследовательская деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
- трансляция собственного педагогического опыта;
- использование ИКТ и др.
Отражением профессиональной деятельности, в процессе формирования которой происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития является портфолио. Каждый преподаватель нашего техникума создает портфолио, постоянно пополняя его результатами своей профессиональной деятельности и деятельности своих воспитанников. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
Сегодня повысился спрос на высококвалифицированного, творчески работающего педагога. Педагог XXI века – должен быть всесторонне развитый и образованный человек. Ещё древние отмечали: «Времена меняются – и мы меняемся вместе с ними». Поэтому рынок труда сейчас требует предельной ясности, точности и объективности в определении профессиональной пригодности к труду, профессиональной компетентности.
Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. А в основе любого успеха лежит закон совершенствования, этот – то закон и утверждает, что любое большое достижение является результатом сотен и даже тысяч усилий, и только сумма этих усилий приведет нас к победе. Поэт Генри Лонгфелло выразил это очень точно: «Непросто достигать вершин успеха, И стать великим сможет только тот, Кто день и ночь шел через все помехи, Пока другие спали без забот».
Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества образования в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетенции педагога //Педагогика. -2003. - №10
2. Даль Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст./ В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
4. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя //Педагогика. – 2001. - №10.
5. Маркова, А.К. Психология труда учителя/ А.К. Маркова. М., 1993.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.