Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Радуга»
СТатья: «Программа «Витязь» как средство воспитания гражданственности и патриотизма подростков»
Подготовил: Сатмухамбетов
Булатбек Зайнуллинович,
педагог дополнительного
образования
Г. Гай, 2019
СТАТЬЯ
«Программа «Витязь» как средство воспитания гражданственности и патриотизма подростков»
В детском объединении «Витязь» обучаются только учащиеся 5-6-х и 8-х классов школы №3. Объединение состоит из двух групп по 12 и 13 человек. В каждой группе должны быть не менее 3-х девочек, так как при проведении военно-спортивной игры «Зарница» каждая команда должна выставить по 5 мальчиков и по 3 девочек. Ну а теперь о гражданско-патриотическом воспитании в детском объединении «Витязь».
Вопросы нравственного развития, гражданско-патриотического воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, когда Россия переживает духовный кризис, проблема гражданско-патриотического воспитания становится все более актуальной. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы и дополнительного образования, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков характеризуется низким уровнем гражданского образования и патриотического воспитания у школьников. И имеет, по крайней мере, четыре аспекта:
Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, любящих свою. Родину, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности (особенно наглядно это видно в трансляции американских боевиков где сплошь и рядом жестокость, насилие и убийства, немалую роль в жизни подростка играет компьютерные игры и различные гаджеты).
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня гражданственности, ибо гражданственность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку (некоторые негативные проявления я замечаю иногда в своих группах, которые просекаю на корню, проводя сразу же воспитательные беседы не с одним человеком, а всей группой).
В-четвертых, воспитание патриотизма важно и потому, что
- поможет усилить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
- раскрыть понимание истинного значения интернационализма (ведь у нас в группах занимаются дети разных национальностей иногда на этой почве возникают незначительные конфликты, которые мы сразу же разбираем в коллективе, анализируем, ищем причины и выход из сложившейся ситуации);
- не получат широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированную агрессивность;
- проявится устойчивая тенденция повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Цель гражданско-патриотического воспитания в программе «Витязь» — это развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у подростков профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. И это прослеживается в моей программе «Витязь» в разделе Основы военной службы» и в ходе всего процесса обучения членов ДО, которому уделяется 48 часов теоретических и 168 часов практических занятий. Особое внимание этому уделяется в темах: «История создания ВС РФ», «Понятия терминов «патриотизм» и «верность» и их роль в военной мощи государства» (примерами является подвиг наших земляков в Афганской войне В.А. Александров, в Чеченской войне Ж. Жолдинов, в мирное время бывший военный комиссар Оренбургской области А.Ж. Зеленко), «Государственные символы России», «Ритуалы ВС РФ», «Символы воинской чести» и даже в темах огневой и строевой подготовки (например, история развития стрелкового оружия СССР (автомат Калашникова) и вооружения ВС РФ (танк Т-90, боевой вертолёт КА-50 «Аллигатор», межконтинентальная баллистическая ракета РС-22 «Тополь-2м»).
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной (об этом говорится в темах «Дни военной славы России», «История создания военного мундира», «Культура внешности и общения», а также в беседах об их родителях, родных и близких, которые служили или служат в рядах Советской армии или в ВС РФ (например, пример из моей жизни: мой отец – ветеран ВОВ служил и воевал в общей сложности 9 лет: 3 года служил в срочной, 4 года воевал, 2 года оставался с группой советских войск в Германии в демилитаризованной зоне, старший сержант запаса; я – служил в Советской армии 2 года в звании старший сержант; мой старший сын служил в рядах ВС РФ 1 год, звание младший сержант запаса, ныне сержант полиции; средний сын служит 1 год в Ленинградском военном округе, пока ефрейтор).
На мой взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними подростками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы подросток не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, к своему прошлому заложенной в его душе с самого рождения (конечно, немалую роль играет семейное воспитание, хотя мы педагоги тоже должны восполнять эти пробелы в их воспитании).
Нравственные ценности, накопленные нашим народом, нашими предками, не должны забываться. Если мы хотим воспитать настоящего хозяина своей земли, родного края, то обязаны все время как бы протягивать животворную нить к «дням настоящим от дней минувших». Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества (в особенности после встреч с ветеранами ВОВ, например, с Бубликовым А.Г. и его рассказов о войне).
Гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье. Формирование фундамента основ личности закладывается с детства. Семья как первая и специфическая среда является для ребенка микромоделью общества, в которой и посредством которой он осваивает историю, духовную культуру, боевые и трудовые традиции народа, свою родословную.
Серьезное беспокойство вызывает всплеск правонарушений и даже преступлений среди подростков. Анализ информации правоохранительных органов показывает, что правонарушения совершают подростки, которые находятся вне поля действия семьи. Там, где родители не уделяют должного внимания воспитанию подростков, не проявляют интереса к их связям, занятости, тем чаще их подстерегает беда (это прослеживается на примере Максина Андрея, моего обучающегося из 6б класса 1-ой группы, который в данный момент по просьбе матери на месяц определён в «Островок», так как сама не справляется с ним). Следует подчеркнуть, что воспитание детей – это не только зов природы, не только родительский, но и гражданский долг.
Большую роль в воспитании у подрастающего поколения чувства гражданственности и патриотизма принадлежит школе и кружкам, которые они посещают ежедневно. Формирование этих качеств происходит как на уроке, так и на правильно организованной внеклассной деятельности. В нашей ДО накоплен определенный положительный опыт по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся. Гражданско – патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления определённых традиций. За последние годы определился круг мероприятий, без которых невозможно воспитание патриотизма: «День Героя», линейки, посвященные памятным датам истории; проведение спортивно-массовых мероприятий: «А ну-ка, мальчики!»; «Веселые старты», военно-спортивная игра «Зарница» (к сожалению, в 2018-2019 учебном году мы не приняли участие только из-за состава команды, т.е. не было девочек), «Лыжня России»; смотр строя и песни; конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Каждый год в преддверии Дня Победы с 3 по 8 мая члены ДО «Витязь» готовятся к Вахта Памяти, участвуют в Параде Победы и в Бессмертном полку. Члены ДО «Витязь» участвуют во многих мероприятиях и акциях (например, чистка от снега стелы «Гайское созвездие», поздравление ветерана ВОВ) и в других мероприятиях, посвященных Дню Победы. В рамках поисково-краеведческого направления в «ЦДТ «Радуга» создан музей, в котором часть экспозиций посвящена ветеранам – нашим землякам. Собраны материалы о военных годах Защитников Родины, хранятся памятные вещи. Посещая музей, мои подопечные наглядно убеждаются в том, что в годы Великой Отечественной войны наши земляки совершали массовые героические подвиги во имя Родины, во имя своего народа. Они были настоящими патриотами, на которых наше молодое поколение может равняться, брать с них пример честного служения своему Отечеству.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию затрагивает каждого подростка нашего ДО «Витязь», напоминает детям о смысле слов «Родина», «Отечество», «Воин-Защитник». Ведь задача детского объединения - не только дать детям знания, но и воспитать в них глубокое убеждение, что они, являясь гражданами своей страны, должны уметь защищать Отечество, любить Родину, стать подлинными ее патриотами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.