Развитие личности младших школьников через формирование УУД на уроках окружающего мира.
Основу развития личности ребёнка составляет умение учиться – познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает «умение учиться». Мы в своей работе сталкиваемся с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Поэтому при планировании урока, прежде всего мы уделяем внимание подбору заданий, которые помогут реализовать деятельностный подход в обучении. Это, прежде всего групповая работа. После получения дидактического материала, дети самостоятельно распределяют роли, знакомятся с материалом и разрабатывают план работы над полученным материалом. (По мере необходимости учитель оказывает помощь). Составляя план работы очень часто дети включают в работу показ природных зон на карте, определение по отрывку из текста о каких природных явлениях идёт речь, рассказ о том каким природным зонам характерны те или иные явления, составление таблиц, рисунков, цепей питания и т. Д. В конце работы дети знакомят класс с результатами своей работы. Затем делают вывод о работе групп и достижении поставленной задачи. При такой форме работы детей на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем слабый ученик, так как его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Также работа в группах способствует активизации познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль, умение слушать товарищей, высказывать и отстаивать своё мнение.
На уроках мы систематически используем работу в парах, которая проходит в форме диалога учащихся. В паре ученики проверяют друг у друга задания, выясняют, почему его нужно выполнить так, а не иначе, закрепляют материал, учатся задавать друг другу вопросы. Дети выступают то в роли ученика, то в роли учителя. При работе в паре очень часто дети предлагают друг другу следующие задания: назвать и показать части растений, рассказать признаки какого -либо предмета, задают друг другу вопросы по заданному тексту, предлагают друг другу решить самостоятельно составленные задачи…
На уроках окружающего мира мы систематически используем разнообразные приёмы работы, которые помогают реализовать деятельностный подход. Часто в своей практике используем такой приём, как классификация предметов. Например, на уроке «Дикие и домашние животные» детям предлагается разделить животных на группы и объяснить признаки классификации и сделать вывод. Подтолкнуть к деятельности на уроке также помогают такие приёмы как сравнение, сопоставление противоречивых фактов, явлений, каких – либо данных, т.е. практическим заданием или вопросом столкнуть разные мнения учащихся.
Выполнила учитель начальных классов Елесина Е.Н.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.