Статья: Развитие речи учащихся – одна из основных задач филолога
Оценка 5

Статья: Развитие речи учащихся – одна из основных задач филолога

Оценка 5
docx
29.01.2024
Статья: Развитие речи учащихся – одна из основных задач филолога
Статья Развитие речи учащихся – одна из основных задач филолога.docx

Развитие речи учащихся – одна из основных задач филолога

слайд1...И нет у нас иного достоянья!

       Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

       Наш дар бессмертный — речь.

И.Бунин "Слово"

 

         Не секрет, что на сегодняшний день речевая культура испытывает сильный натиск жаргона и заимствованных слов. Речь наших детей стала бедна. Увиденное с экранов телевизоров, порождает языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу.           Подростки практически не пользуются образными средствами языка для придания речи выразительности, яркости. Причиной этому является отсутствие специальной работы на уроках по обогащению речи учащихся изобразительными средствами.

         Главная цель моей филолога - научить детей осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать  какую-то историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора, сочинить рекламное объявление и т. д. И сделать это орфографически правильно.

Слайд2 Система уроков развития речи — один из основных элементов общего языкового и эстетического воспитания. На основе языка развивается логическое мышление. Развитие речи сопряжено с развитием памяти, поскольку для эффективной речевой деятельности надо запоминать написание многих слов, обогащать словарь, помнить значение слов. Развитие речи объединяет изучение грамматики и правописания, с одной стороны, и обучение чтению, с другой стороны. Для достижения необходимого уровня развития речи учащихся надо работать над выработкой следующих речевых умений: Слайд3

1. Умение писать на тему.

2. Умение подчинять высказывания основной мысли.

3. Умение собрать материал.

4. Умение систематизировать, подчинить логике.

5. Умение подчинить высказывание определённым типам речи.

6. Умение сказать точно, образно, выразительно, ярко.

7. Умение совершенствовать написанное.

 

            Безусловно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых (незнакомых для учащихся) слов, нередко оценивают последовательность ответа, его выразительность. Однако только на уроках русского, украинского языка, на уроках литературы задача развития речи решается целенаправленно в определенной системе. Одной из важнейшей задачей учителя является обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Не менее важной является работа над изобразительными средствами языка - эпитетами, метафорами, олицетворениями и др. Необходимо научить ребенка выражать словами все красивое, что он увидит, передать свое восприятие.

Слайд4Это традиционные упражнения:

     1)   Найти изобразительные средства в тексте и выписать их;

2)   Определить функцию или значение изобразительных средств;

3)   Определить, какой частью речи выражено изобразительное средство и какова его синтаксическая роль в предложении;

4)  Определить художественную значимость и необходимость изобразительных средств в данном контексте;

5)   Подобрать синонимы и антонимы к данным тропам;

6)   Составить словосочетания с данными изобразительными средствами;

7)   Выписать из текста словосочетания, в состав которых входят тропы;

8)   Привести свои примеры обозначенных тропов.

Слайд5 Нетрадиционные упражнения:

1)   Ввести в текст различные тропы (дети получают на карточках прозаический текст с пропусками);

2)   Устно закончить строчки стихотворения подходящими по смыслу и рифме тропами;

3)   Написать сочинение-миниатюру на обозначенную тему, используя изобразительные средства;

4)   Редактировать текст с точки зрения употребления в нем изобразительных средств.

         Эти упражнения способствуют эффективному развитию образной речи школьников.

Одной из форм работы по развитию речи учащихся является создание коллективного сочинения или моделирование текста. Обучаясь написанию сочинения, мы с детьми моделируем текст-образец. Я вместе с классом сначала проговариваю каждое предложение будущего сочинения, потом все записываем на доске и в тетради. Я могу сказать, что бы хотел увидеть в данном абзаце текста. Ученики предлагают свои варианты. Лучшее записывается. Одновременно исправляются речевые недочеты и ошибки, устраняются повторы, подбираются синонимы, повторяются и анализируются художественные средства, объясняется, как можно создать художественные средства. Сочинение-образец получается, благодаря работе и учителя, и учащихся (педагогика сотрудничества – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов деятельности).

Филологи на уроках по развития речи использую следующие виды деятельности: Слайд6

1. Устные дискуссии. Основная цель этого вида работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их, высказывать своё мнение.

2. Доклады и сообщения.

3. Пересказ художественного текста от имени героя

4.Устный диалог

5. Монофонический рассказ. Это вид работы, когда ученики составляют предложения, рассказы небольшие, в которых слова начинаются на одну и ту же букву. Вот пример подобных предложений, которые составляли 5-А класс: Жаба жадно жевала жвачку. Забавные зяблики зимой заныкали золото. Саша строго смотрел на смешную сестренку Светлану.

6.Творческий диктант.Вставьте в текст определения в соответствии с изображённым на картине И.И.Левитана «Март».

7.Редактирование текста.

8.Описание по аналогии.

9.Терминологический диктант.

10.Работа с фразеологизмами.

11.Изложение- миниатюра.

12. Разгадывание кроссвордов.

13. Дидактические игры.

14.Сочинение-миниатюра по опорным словам.

15. Сочинение на основе исходного текста.

16. Упражнения, направленные на определение стиля и типа текста.

17. Рассказ на лингвистическую тему по предложенному плану.

18. Описание одного дня героя по иллюстрации.

19. Составление текста в жанре басни или сказки, или загадки.

Слайд 7

 

Самая сложная работа – комплексный анализ текста. Начинаю эту работу с 5 класса частично, а с 7 класса уже ввожу в постоянную практику.

         Известно, что научиться строить свою речь правильно и в соответствии с конкретной жизненной ситуацией можно, лишь постоянно тренируя свои речемыслительные умения.

         И закончить своё выступление я хотел бы притчей, с который недавно познакомился. "Притча о мальчике, который неприлично выражался"....Так давайте же постараемся сделать всё, чтобы наши ученики не оставляли подобных следов. Спасибо за внимание!


 

Развитие речи учащихся – одна из основных задач филолога слайд1

Развитие речи учащихся – одна из основных задач филолога слайд1

Безусловно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых (незнакомых для учащихся) слов, нередко оценивают последовательность ответа, его выразительность

Безусловно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых (незнакомых для учащихся) слов, нередко оценивают последовательность ответа, его выразительность

Филологи на уроках по развития речи использую следующие виды деятельности:

Филологи на уроках по развития речи использую следующие виды деятельности:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2024