Доклад на тему
"Современные образовательные технологии учебно-воспитательного процесса
в системе дополнительного образования"
Введение
Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т. к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и другого. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т. е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка). Учреждения дополнительного образования предоставляют ребенку широкий спектр образовательных и развивающих дисциплин. Этот комплект предметов дает ребенку возможность свободного выбора и поиска своей индивидуальности, выявить свои способности и задатки, т.е. осуществить социально-педагогическую пробу личности.
1. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования
Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми. В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс реально осуществляется в двух направлениях:
– основы профессионального воспитания;
– основы социального воспитания.
Учреждение дополнительного образования детей в отличие от массовой школы разделяет детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учит всех по-разному, причем содержание и методы обучения рассчитываются в зависимости от уровня умственного развития и корректируются в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия развития: они смогут реализовать свои способности и освоить программы. Организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей характеризуется особенностями, которые позволяют внедрять в практику их деятельности современные педагогические технологии:
У педагога дополнительного образования появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание способных учеников быстрее и глубже продвигаться в образовании. Способные ребята утверждаются в своих способностях, а те, кто обучаются медленнее, получают возможность испытывать учебный успех, у тех и у других повышается уровень мотивации ученья. Данная технология эффективна и при работе в хоровом коллективе.
2. Педагогические технологии воспитательной работы
Само это слово - «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Деятельность учреждений дополнительного образования нацелена на создание условий для творческого развития личности на основе приоритета интересов, нужд и потребностей детей.
Профессиональное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:
– этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
– культура организации своей деятельности;
– уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
– адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;
– знание и выполнение профессионально-этических норм;
– понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность).
Объектом технологии дополнительного образования является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса. Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности.
К педагогическим технологиям на основе личностно-ориентированного подхода относятся: личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.); технология индивидуального обучения; коллективный способ обучения; технологии адаптивной системы обучения; педагогика сотрудничества; технология ТРИЗ; коммуникативная технология; технология программированного обучения; игровые технологии; технологии развивающего обучения.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией. В учреждении дополнительного образования детей индивидуализация обучения осуществляется со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь. Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:
• одновременная работа со всей группой;
• работа в парах;
• групповая работа на принципах дифференциации
Технология коллективной творческой деятельности широко применяется в дополнительном образовании. Приоритетной целью этой технологии является достижение творческого уровня. В основе технологии лежат организационные принципы:
• социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
• сотрудничество детей и взрослых;
• романтизм и творчество.
Цели технологии: выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, сочинение, произведение.)
Можно выделить возрастные этапы технологии творчества: в младшем возрасте используются игровые формы творческой деятельности.
Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшекласcников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.
Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии. Игра активизирует, повышает познавательный интерес. Он вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит в творчество. Новое всегда рождает любопытство и любознательность, при проявлении которых учащиеся стремятся к получению новых знаний. Занятия-игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности. Для младшего возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Основные принципы игровых технологий:
– природо – и культуросообразность;
– умение моделировать, драматизировать;
– свобода деятельности;
– эмоциональная приподнятость;
– равноправие.
Персональное взаимодействие педагога с каждым обучающимся является обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым.
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:
– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;
– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности обучающегося;
– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
– развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными выступлениями.
В ходе индивидуальной работы с каждым ребенком педагог реализует и анализирует результаты процесса профессионального и социального воспитания.
Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике. Они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития, являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию активности и самостоятельности ребят. Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые объективные условия:
– вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
– выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно:
– содержание и формы работы детского объединения могут, при необходимости, варьироваться.
К тому же именно в сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского творческого объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью.
Отсутствие стандартов в дополнительном образовании открывает широкие возможности для применения информационных (компьютерных) технологий, но пока оно носит спонтанный характер. Наряду с тем, что в современной системе образования информационная технология широко внедряется в образовательный процесс, в нашем учреждении эта технология применяется как проникающая - компьютерное обучение ведется по отдельным предметам, темам, разделам для отдельных дидактических задач. Компьютер и новые информационные технологии помогают педагогу сделать учебный материал более ярким, доступным, интересным, разнообразным и более лёгким для усвоения.
Заключение
Исследование использования новых педагогических технологий позволяет утверждать, что они являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность ребенка.
Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей. Задача педагога дополнительного образования – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка. Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога.
Литература
1. Атутов П. Р. Технология и современное образование. // Педагогика. - 1996 — № 2.
2. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 2012г. – 480 с.
3. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / В.А.Березина. М., 1998.- 147с.
4. Семенов Г.С. О проблемах модернизации системы дополнительного образования детей // Воспитание школьников. – 2011. – №2. – с.13 – 16.
5. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 285 с.
6. Фомина, А. Б. Основы управления УДО детей / А. Б. Фомина. — М., 2012. — 110 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.