Статья "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"
Оценка 4.9

Статья "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"

Оценка 4.9
docx
искусство
Детсад
14.12.2021
Статья "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"
Тема.docx

Тема: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

«Творчество – единственный вид деятельности,

который делает человека человеком»

И.А. Бердяев

Долгое время общество не имело острой практической потребности в психологии творчества. Первые исследователи, считали, что творчество, есть проявление человеческого духа и не подлежит научному анализу. И только в начале XX века в России появились первые работы в области психологии творчества – это работы последователей психолого-лингвистической концепции А. А. Потебни - работы. Н. Овсянико-Куликовского (1902 и др.) и его ученика Б. А. Лезина (составителя и редактора сборников «Вопросы теории и психологии творчества» П. К. Энгельмейера, М. А. Блоха, И. И. Лапшина, В. М. Бехтерева, В. В. Савича, Ф. Ю. Левинсона-Лессинга и др К середине XX века возникла новая потребность в обществе, социальный заказ – обеспечить рациональное управление творчеством, необходимы были творческие работники, которые способствовали бы развитию научно-технического прогресса в государстве. Таким образом, изучение психологии творчества имело практическое значение и требовала научного исследования.

Нет единого мнения в определении понятии «творчества». Так по Рубинштейну С.Л, «творчество — деятельность, созидающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т. д. «Творчество» в широком смысле, по мнению Парамоновой Л.А. – это деятельность, направленная на получение чего-то неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата.  Мейлах Б.С., утверждал, что «творчество» - это процессВ.А. Левин, отметил, что «творчество» - это деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью и т.д.…..

Таким образом, одни ученные рассматривают «творчество» как получение результата – продукт, другие как процесс его получения, или пытаются ответить на вопрос «творчество» - это самостоятельный процесс, или совокупность других процессов. То есть все, что окружает современного человека – это и есть продукты творчества, то, что казалось чем-то недосягаемым (фантастическим) стало нашей реальностью, стало достоянием нации. Одним из направлений исследования творчества стало исследование детского творчества. Л.С. Выготский называл детское творчество «натуральным», данное от рождения, природное, которое присуще всем нормально развивающимся детям и считал отсутствие данного патологией, он указывал, что творчество является постоянным спутником детского развития. Отсутствие творчества может быть следствием жесткой системы воспитания писала Николаева Е.И.

Вместе с тем психологи отмечают, что творчество дошкольников имеет ряд своих особенностей:

-новизна открытий;

- эмоциональная включенность ;

- оригинальность продукта в виде рисунка, конструкций, стихотворения и т.п.

- вариативность мышления;

-легкость включения в практическую деятельность и апробация разных решений;

Учет этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей, ребенок может существенно продвинуться в развитии с помощью взрослого, опирающегося на потенциальные возможности ребенка.

Вместе с тем ученые выделили факторы, влияющие на развитие творческих способностей:

- раннее начало обучения различным видам деятельности (например, гимнастика, развивающие занятия, плаванье и пр);

- наследственность существуют описанные примеры в научной литературе, где семейные династии играют большую роль в развитии творческих способностей детей, например, семья Бахов;

- среда и стиль семейного воспитания (Гиппенрейтер Ю.Б);

- внутренняя мотивация достижения, заключается в постановке цели и ее достижении;

- готовность к риску при отстаивании нестандартных путей решения задач;

- наличие накопленных знаний

- свобода в выборе и способах работы;

- добровольная помощь взрослого.

Все выше перечисленные факторы направленны на стимулирование творческой деятельности ребенка, однако, есть причины, которые тормозят развитие творчества:

- страх, боязнь неудачи;

- высокая самокритичность;

-лень. 

Новые федеральные государственные требования, требуют новые подходы в обучении детей дошкольного возраста. Так, Короткова Н.А. и Михайленко Н.Я. определили новые ориентиры в содержании дошкольного образования. Короткова Н.А. предлагает от традиционной системы обучения «учебной формы» в образовательной работе перейти к совместно партнерской деятельности, где обучение – это добровольное участие детей, а роль педагога заключается в координации и мотивации детей к данной деятельности, говорит о необходимости гибкого проектирования содержания работы с детьми, учета особенностей группы, интересов детей. Лыкова И.А. вместо традиционных занятий предлагает форму творческих проектов, где рассматривается не конкретная тема, а проблема как способ постижения каждым ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире; предлагается вовлекать в проектную деятельность других людей – взрослых; обсуждать проблемы на всех этапах (от разработки до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми; отсутствие единой для всех задачи и критерия оценки результата; проектная деятельность, как форма, дает возможность для каждого участника быть успешным «здесь и сейчас»; обеспечивает успешное освоение изучаемого материала через индивидуализацию содержания.

Поэтому одной из задач, которые стоят перед педагогом-дошкольником: не упустить, период развития творческих способностей, помочь ребенку овладеть необходимыми умениями и навыками, которые способствовали бы развитию творческих способностей, фантазии, не развивать стандартность, шаблонность в мышлении, а развивать креативность.

Творческая деятельность дает возможность обогатить практический, социальный, эмоциональный, нравственный опыт детей в наиболее доступной, понятной, увлекательной и содержательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Богоявлинская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 1991. – 93 с.: ил.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.: Питер; СПб.; 2009

Ильенков Э.В: личность и творчество/ Редактор – составитель И.П. Фарман.- М.: «Языки русской культуры», 1999. -272с., ил

Короткова Н.А. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста//Дошкольное воспитание.2001.-№11.-29с.

Левин В.А. Воспитание творчества.М.: Знание, 1977.

Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие.-М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010.-144с.

Николаева Е.И. «Психология детского творчества. 2-е изд.»: Питер; Санкт-Петербург; 2010

Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.-192 с.


 

Тема: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста «Творчество – единственный вид деятельности, который делает человека человеком»

Тема: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста «Творчество – единственный вид деятельности, который делает человека человеком»

Вместе с тем ученые выделили факторы, влияющие на развитие творческих способностей: - раннее начало обучения различным видам деятельности (например, гимнастика, развивающие занятия, плаванье и пр);…

Вместе с тем ученые выделили факторы, влияющие на развитие творческих способностей: - раннее начало обучения различным видам деятельности (например, гимнастика, развивающие занятия, плаванье и пр);…

ЛИТЕРАТУРА Богоявлинская Д.Б

ЛИТЕРАТУРА Богоявлинская Д.Б
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2021