Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности; формирование у обучающихся основных жизненных компетенций, активной жизненной позиции
Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.
В.А. Сухомлинский
Одной из важнейших задач на пути совершенствования нашего общества является воспитание всесторонне развитого человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Образование ХХ І столетия - образование для человека .Его цель - воспитать ответственную личность, способную реализовать приобретенные знания и умения для творческого решения проблем, личность,
Сегодня общество более требовательно к человеку. Оно требует умения мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, определенной коммуникабельности, культуры, толерантности, уважения к окружающим людям . Именно школа должна формировать все необходимые жизненные компетентности детей, готовить их к жизни. Поэтому считаю очень важным направлением в своей работе - воспитание человека, который сможет внести достойный вклад в развитие общества.
Проблема, над которой я работаю, « Развитие творческих способностей учащихся на уроках трудового обучения и на занятиях кружковой работы; формирование у учащихся основных жизненных компетентностей, активной жизненной позиции.» Считаю , что данная проблема очень актуальна. Ведь , как никогда , обществу нужны люди талантливые и ответственные, способные решать важные задачи , творчески подходить к их решению.
Для реализации данной проблемы необходим поиск новых технологий обучения , новых приемов и методов обучения, более эффективных, более продуктивных, позволяющих раскрыть творческий потенциал детей , их познавательные интересы .
Одна из приоритетных целей в моей работе - это развитие личности каждого обучающегося, формирование работоспособности детей, умения реализовать себя в будущем. На основе развития интереса к предмету осуществляется реализация данной цели.
«Основная цель трудового обучения - воспитание творческой личности - наиболее полное развитие ее интересов, наклонностей, способностей, подготовка учащихся к профессиональному самоопределению и трудовой деятельности. ( Программма « Трудовое обучение»).
Основные направления развития трудового обучения определяются концептуальной моделью образования в целом. В содержаниии и методах обучения эта модель предполагает смещение целевого акцента обучения с усвоения объема знаний на усвоение обучающимися методов и приемов самостоятельно- познавательной деятельности.
Исходя из этого, наиболее важной задачей для себя, как учителя трудового обучения, считаю развитие творческого потенциала учащихся и их познавательных интересов. Для этого внедряю активные формы ведения уроков трудового обучения.
Достижение данной цели – развитие творческих способностей учащихся - обеспечит решение многих задач обучения и образования:
1) активизация учебной деятельности на уроках;
2) рост интереса к предмету;
3) формирование навыков проектной деятельности ( разработка личных творческих проектов);
5) формирование логического мышления, интеллекта, основ самообразования, умения работать со справочной и научной литературой, различными информационными источниками;
6) формирование умения анализировать собраннный материал, качество выполненных работ;
7)подготовка учащихся к осознанному выбору профессии;
8)воспитание общей культуры труда, коллективизма, взаимоподдержки.
В своей работе, на практике, для реализации поставленной задачи выделяю следующие направления своей деятельности:
1) формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного познания; 2) активизация творческой деятельности учащихся на уроке и на занятиях кружковой работы; 3)организация дифференцированного обучения; 4)личностно - ориентированный подход в обучении ; 5) проектная деятельность учащихся; 6) применение средств ИКТ на уроках трудового обучения.
Работая над поставленной проблемой, первостепенную роль отвожу вопросу продуктивности урока.
ФАКТОРЫ ПРОДУКТИВНОСТИ УРОКА:
1. Стимулирование обучения, мотивация.
2. Потенциал педагога.
3. Интерес к предмету.
4. Методы и формы обучения.
5. Уровень учебной подготовки учащихся, эрудиция учащихся.
6. Психологический климат на уроке.
7. Внимание и дисциплинированность учащихся .
8. Уважение мнения каждого учащегося.
9. Творческий подход к решению поставленных целей урока.
Все эти факторы расставлены в последовательности в соответствии с мерой их значимости. Однако каждый из этих факторов актуален и уместен.
Проводя урок, обязательно их учитываю и стараюсь, прежде всего:
а) заинтересовать детей изучаемой темой;
б) найти и применить эффективные варианты построения урока с учетом конкретных условий его проведения;
б)добиваться максимальной результативности, оптимизации времени урока; в) использовать для каждого конкретного урока рациональную структуру-схему; г)применять наглядности , образцы изделий, различные дидактические материалы , вызывающие интерес у обучающихся; д)создать благоприятный психологический климат,эмоциональную атмосферу, что, в конечном счете, отразится на осуществлении поставленных задач обучения , воспитания и развития обучающихся. .
От компетентности учителя , от его профессионализма зависят и успехи учеников.Поэтому приходится очень много трудиться над собой, заниматься самообразовательной деятельностью, главным направлением которой являются вопросы о психолого- физиологических аспектах в обучении и воспитании. Использую в своей работе рекомендации изданий « Трудовое обучение» , «Педагогічна скарбниця Донеччини» , изучаю и использую опыт выдающихся педагогов ( В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко, Д.А.Тхоржевский, И.П. Подласов ), педагогов -новаторов, педагогов - практиков (Е. Ильин, М.Скаткин , Г.Г. Шляховая и др.)
Изучив педагогическое наследие В.А Сухомлинского, его педагогические идеи о трудовом, моральном и эстетическом воспитаннии детей, я взяла себе на вооружение его рекомендации, опыт с целью качественного педагогического обеспечения значимых изменений в постановке трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации.
Основными идеями, направлениями, которые исходят из педагогических идей великого педагога, в своей работе выделяю следующие:
І.Труд - самая важная составляющая обучения и воспитания ( «Как воспитать настоящего человека», главная идея труда В.А. Сухомлинского):
1 ) воспитательное значение труда;
2) воспитание готовности к труду;
3) воспитание потребности в труде;
4) воспитание трудолюбия;
5) воспитание уважения к труду;
6) утверждение понятий долга и ответственности посредством труда;
7) связь ручного труда с политехническим образованием;
8) взаимосвязь умственного и физического труда;
9) умственное развитие в процессе труда;
10) развитие способностей в процессе труда;
11)воспитание «страстного» желания учиться.
ІІ. Идея воспитания духовно богатой, идейно убежденной, высоконравственной личности.
ІІІ. Идея сочетания эстетического восприятия мира с физическим совершенством.
Считаю , что опыт великого педагога В.А. Сухомлинского, его педагогические идеи. помогали мне на протяжении многих лет работы в школе.
УРОК И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ.
Руководствуясь приоритетными положеннями нового Государственного образовательного стандарта, предусматривающего реализацию системно-деятельного подхода в обучении, стараюсь строить урок как систему задач. Главную задачу выделяем вместе с детьми в начале урока, а затем решаем по ходу занятия задачи разного уровня. Креативность, готовность к творчеству заложена в каждом ребенке, однако в разной мере.Поэтому систематически диагностирую личные характеристики учащихся в констексте обучения. Считаю за ошибку опираться на среднего ученика. Успех урока, считаю, во многом зависит от того,какой на нем создан психологический микроклимат. Поддерживаю отношения творчества, сотрудничества. Все вместе, сообща, отказ от монолога. Стараюсь в каждом ребенке видеть личность. А для того, чтобы реализовать творческий потенциал каждого ребенка, создаю благоприятный фон на уроке. Детей учу, чтобы они рабски не следовали словам учителя. Римский поэт Гораций говорил: « Я не буду рабски следовать словам учителя». Учу детей иметь свои личные суждения по тем или иным вопросам, не бояться высказывать свое мнение. Здесь, считаю, уместны идеи эвристического мышления:
« Не старайтесь удовлетворить свое тщеславие,обучая их слишком многому, разбудите в них только любопытство, откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте их мозг. Достаточно заронить в него искру, и огонь сам разгорится там, где для него есть пища»
Анатоль Франц
Новый стандарт образования требует, чтобы обучающийся мог сам ставить и решать задачи, понимать для чего он учится, уметь находить нужную информацию, анализировать ее. В процессе педагогического творчества,каждодневного труда учителя и рождаются различные способы организации продуктивной творческой деятельности . Создавая атмосферу творчества, необходимо обучающихся вооружать различными методами и приемами творческой работы. Задача учителя - научить учащихся умело пользоваться ими, решая интересующие их задачи .Учитель выступает в роли « двигателя прогресса». Ведь только тогда будет результат, когда детям будет интересно.
Для развития творческих способностей школьников применяю различные эффективные методы и формы обучения. В этом направлении использую опыт и методику учителя-новатора Шляховой Г.Г. ( Донецк). Применяю задания - тренинги, на которые отводится на уроке до 5 -7 минут ( Методическое издание, Шляховая Г.Г. « Развитие творческих способностей учащихся на уроках обслуживающего труда», Донецк, 2002 г. )
Задания группирую не по учебному содержанию , а по дидактическим задачам . Это могут быть различные задания , которые развивают :
1) Мышление по аналогии;
2) устойчивость внимания;
3) зрительную и произвольную память;
4) самостоятельность мышления;
5) параллельное мышления;
6) аналитическое мышление;
7) последовательность и содержательность мышления;
8) навыки классификации;
9) тренировку осязания;
10)тренировку аналитического восприятия;
11) пространственное воображение и мышление;
12)глазомер;
13)умение соединять элементы в целое;
14)произвольное внимания;
15)логическое мышления;
16)устойчивость произвольного внимания;
17) эмпирическое и теоретическое мышление
и т. д.
Дидактические задачи и цели этих заданий достаточно широки. Они способствуют развитию когнитивного и креативного компонента творческой личности. Выполнение таких заданий органически входит в структуру урока, не занимая много времени. Работа преимущественно проводится в форме тренинга, при котором задание получает вся группа, а выполняют - каждый индивидуально, но не исключается метод фронтальной беседы.Всегда при разработке и подборе заданий к уроку учитываю особенности класса, каждого ученика. Карточки - задания стараюсь не давать, а предлагать. Ведь такие творческие задания нужны не учителю, а ученику.В этом и заключается педагогика сотрудничества. В этом активная деятельная форма «совместного обучения» с целью развития личности, ее креативных способностей.
Опираясь на данную методику, разрабатываю личные задания - тренинги, которые помогают раскрыть творческий потенциал детей ( при изучении и выполнении ручных и машинных швов, при изучении швейного оборудования, основ материаловедения, графической грамоты, при пошиве и ремонте швейных изделий, при вязании изделий, при изучении правил по охране труда и т.д.)
В процессе реализации поставленной проблемы приходится много работать, экспериментировать, выдвигать гипотезы, предполагающие возможность более эффективно развивать творческие способности детей.
Постоянно на уроках воспитываю любовь к трудовому обучению, к кабинету, к труду вообще. Все эти цели и задачи могут быть достигнуты на интересных,продуманных уроках,с хорошей наглядностью,разнообразными дидактическими материалами ( инструкционно-технологические карты, карточки - задания, задания - тренинги, тесты, кроссворды, ребусы, образцы изделий, полуфабрикаты, плакаты, стенды, электронные презентации к урокам по различным темам, творческие проекты учащихся , презентации к творческим проектам , различные материалы на электронных носителях и т.д).Самыми лучшими раздаточными материалами являются те, которые выполнены руками самих учащихся. Дети гордятся тем, что их изделие используется на занятии как образец - эталон. Качеству таких образцов уделяем особое внимание.
Всегда помню о том , что к детям нужно относиться гуманно. Гуманные отношения для меня не значит - «добренькие». Однако же , доброту на уроках ставлю на первое место.
Основной целью в своей работе выделяю повышение эффективности урока, его результативности. Говоря об эффективности и результативности урока , помню о его дифференциации. Ведь способности у детей разные . Есть дети способные, но ленивые, есть слабые ,но старательные. Есть дети со слабым здоровьем. Разве можно ко всем предъявлять равные требования?! Поэтому, разрабатывая карточки - задания, учитываю личные особенности каждого ребенка. Отсюда идея создания разноуровневых заданий. Главное условие - право выбора.Дети реально взвешивают свои силы, возможности, а потому чувствуют себя уверенно. Если мы хотим в каждом ребенке видеть личность , то и уроки наши должны быть личностно-ориентированными.
ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТАКОМУ УРОКУ:
- Создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе класса.
-Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
- Применение заданий, позволяющих ребенку, не зависимо от уровня его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность .
- Создание атмосферы творчества, где каждый обучающийся -полноправный участник общего процесса.
-Обсуждение с детьми не только того, что мы узнали, но и того, что понравилось на уроке.
-При опросе на уроке ( при выставлении оценок) анализирую не только правильность ( неправильность ) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность.
-При выдаче задания на дом называю не только содержание и объем заданий, но и рекомендации по рациональной организации учебной работы.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
В своей работе , на уроках ,много внимания уделяю межпредметным связям, то есть использую интегрированный подход в передаче системы знаний. Например, при освоении вариативного модуля « Народная вышивка» невозможно обойтись без исторических сведений, знаний этнографии, устного народного творчества . На занятиях при узучении раздела «Кулинария» приходится соприкасаться с химией, биологией. При построении чертежа швейного изделия - с черчением и математикой ( формулы, расчеты). Очень важно создавать на уроке воможности для детей , для умелого использоватния этих знаний. Трудно переоценить роль интегрированных уроков в достижении поставленной мною проблемы - развитие творческих способностей детей, формирование их основных жизненных компетентностей ( интегрированный урок с интеграцией труд - музыка « Народная вышивка», обобщающий урок, 8кл.; урок с интеграцией труд - черчение « Построение чертежа основы прямой юбки»,6кл. ; урок и с интеграцией труд - изобразительное искусство «Силуэт и стиль в одежде», 7кл и др.)
РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Чтобы сделать урок более эффективным, тем самым вызвать интерес к предмету, широко использую развивающие технологии обучения, помогающие детям стать успешными, уверенными в своих силах.
1.Технология интерактивного обучения - обучение , основанное на взаимодействии, общении, получении конкретного опыта,осмыслении его и применении на практике . Имею достаточный опыт проведения интерактивных уроков. Это уроки , на которых нет пассивных учеников, уроки – результативные и эффективные ( урок по вариативному модулю « Народная кукла» ,6кл; урок «Простые ручные швы», 5кл; урок «Силуэты и стили в одежде»,7кл и др.)
2. Технология проектного обучения - это технология, при которой создаются условия для реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы, разработкой поэтапной программы действий от замысла до готового продукта. На уроках трудового обучения проектная деятельность - одно из ведущих направлений в обучении. Благодаря проектной деятельности дети погружаются в мир творчества, созидания, самостоятельно создают свои прекрасные изделия, начиная от обоснования выбора изделия , эскиза будущего изделия до готового изделия.Причем проектная деятельность предусматривает не только изготовление самого изделия. Учащиеся, готовясь к презентации своих проектов, разрабатывают проектную документацию к своим изделиям. Благодаря проектной деятельности на уроках труда, дети имеют довольно хорошее представление о производственном проектировании. А ведь это и есть формирование жизненных компетентностей, а вернее сказать - подготовка детей к жизни.
3.Технология развития критического мышления - такая обучающая технология , при которой формируются гражданские умения и навыки: умение вырабатывать свое собственное мнение, осмыслить опыт, логично выстроить цепь доказательств, выразить себя. Даю детям возможность выразить свою мысль , свое понимание проблемы, с уважением отношусь к любому решению проблемы. Например, обучающиеся, изготавливая творческое проектное изделие , в процессе проектной деятельности, дают экономическое обоснование проекта; готовясь к презентации проекта, осуществляют расчет себестоимости творческого изделия, делают мини- маркетинговые исследования , анализ качества творческого проектного изделия да и всей проектной деятельности в целом. Обучающиеся осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку, самоанализ .Формирую у детей самостоятельность, критическое мышление, умение отстоять свою точку зрения, честность, принципиальность - те качества, которые будут нужны детям в их дальнейшей жизни.
4. Проблемное обучение – один из ведущих путей формирования творческих способностей ( это проблемно - диалогическое обучение, проблемное изложение, создание проблемных ситуаций). В целях повышения эффективности урока использую проблемные ситуации на уроке, которые стараюсь создавать при помощи вопросов. Проблемный вопрос задаю - учащиеся выдвигают гипотезы. Если гипотеза не верна, стараюсь аргументированно ее опровергнуть, и тогда учащиеся вынуждены будут выдвинуть новую гипотезу. Знания математики можно использовать для создания проблемных ситуаций, например, при раскрое юбки «солнце» и «полусолнце». Дети строят линию низа по окружности. Здесь уместно предложить им подумать - какую необходимо выбрать оптимальную величину подгиба для нижнего среза юбки . Сравнивая разные предположения, они приходят к выводу , что величина подгиба должна составлять не более 0,5- 0,7 см. Только тогда шов будет аккуратным, без заломов.Очень уместно проблемное обучение при изучении темы «Раскрой швейного изделия».Ведь очень важно, чтобы дети выполнили рациональную раскладку лекал, позволяющую наиболее экономно расходовать ткань . Проблемное обучение уместно также при поиске и выборе рациональных технологий изготовления изделий, при выполнении проектной деятельности, то есть тогда , когда решаем важные задачи и проблемы .
5.Игровые технологии применяю на многих уроках с целью активизации учебного процесса. Учебная игра - наиболее широко используемое мною средство обучения. Дети с удовольствием включаются в такой процесс обучения. Чаще в игровой форме провожу итогово - обобщающие уроки. Это уроки- аукционы, уроки - соревнования, уроки - путешествия, деловые игры .Благодаря таким технологиям удается заинтересовать ребят предметом. У детей повышается самооценка. Игра помогает им самовыразиться . В процессе таких занятий достигается максимальный результат, каждый получает грамоту, диплом, приз, поощрение , похвалу учителя. Считаю, что такие педагогические технологии - это реализация гуманистического подхода в воспитании.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРЕССИВНЫХ МОДЕЛЕЙ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ХОДЕ ОБЪЯСНЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ ТЕМ
«Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» А. Барбюс
Задача педагога на современном этапе воспитать творческую личность. Проблема, над которой я работаю, созвучна с этой задачей, задачей нелегкой, требующей от учителя огромной отдачи сил, умений, таланта. Понимая , что от качества изложения нового материала учителем зависит очень многое в учебном процессе, стараюсь, чтобы детям на этом этапе урока было интересно, чтобы излагаемый материал был доступен и понятен. Стараюсь в каждом разделе курса находить интересное, увлекательное, прежде всего для себя, а затем сделать все , чтобы зажечь искорки в глазах детей. Объясняя новый материал ,каждый раз пользуюсь той или иной моделью процесса обучения.
Программа трудового обучения включает в себя множество тем, связанных с технологическими процессами.Так, при изученнии отдельных тем, цель урока представляю в виде схемы:
НЗ |
à |
ПР |
à |
ПР |
à |
ПР |
à |
КРО |
где: НЗ - начальные знания
ПР - промежуточные знания
КРО- конечный результат обучения
В каждом случае, при объяснении того или иного материала, выбираю наиболее приемлемую для обучающихся , соответствующую теме и задачам урока, схему объяснения.
1) Самым доступным для детей методом обучения является объяснительно- иллюстративный ( плакаты, учебники,популярная литература , слайды,схемы, образцы изделий, полуфабрикаты, материалы на электронных носителях и т.д.) При этом методе важно подобрать такой материал, чтобы дети не остались равнодушными и получили определенные впечатления .Сущность этого метода в обучении сводится к тому, чтобы дети смогли все запомнить и в нужный момент воспроизвести. 2)В программированном методе объяснения нового материала не довожу до учеников промежуточные результаты, но открываю для них все остальные, конечные сведения. Задача учащихся – « раскрыть» эти промежуточные результаты. Данная схема обучения может быть применена при объяснении многих тем из разделов «Материаловедение», «Кулинария», «Технология швейных работ» и др.
3)Для сильных учащихся обучение чаще строится по эвристическому методу. В ходе объяснения открываю промежуточные результаты, но способ получения их не сообщаю. Детям необходимо применить знания, полученные на предыдущих уроках, и предложить решение проблемы.По эвристическому методу учащимся предлагается в виде закрепления изученного материала дополнить схемы, определив способ получения промежуточных результатов.
4)Самая прогрессивная модель процесса обучения - проблемная модель. Здесь совершенно не известны промежуточные результаты и пути их достижения. Такой метод применим в ходе рассмотрения темы, логически вытекающей из ранее изученного. Обучающимся предлагается, пользуясь предложенной схемой проблемного метода, определить последовательность получения конкретного результата.
5)Весомой популярностью в моей практике пользуется модельное обучение. Исходные данные отбирает сам обучающийся в зависимости от его понимания поставленной задачи. При наличии расхождений с целью ученик возвращается к начальным условиям, вносит в них изменения и вновь проходит весь путь.
Все перечисленные выше модели обучения повышают эффективность урока , его результативность, дают наилучший результат усвоения программного материала, будят мысль у ребенка , развивают у него творческое мышление, то есть дают обучающимся возможность для самореализации. (Прил.1)
ВНЕДРЕНИЕ НОВЕЙШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Проектная деятельность школьников стала ведущим направлением в моей педагогической деятельности . Кроме творческих проектов по вариативным модулям программы, дети выполняют проекты , которые выходят далеко за рамки программы. Это информационные проекты, исследовательские проекты, которые дети представляют в разных формах : устные презентации, компьютерные презентации, видеофильмы и др.Проектные технологии более эффективны и результативны в старших классах. В процессе проектной деятельности у детей формируются новые знания, информационно- коммуникативные компетенци ,способствующие их адаптации в условиях социальной среды. Уровень проектных и исследовательских работ достаточно высок. Дети принимали участие в работе МАН, занимали призовые места. Наиболее успешными и результативными были исследовательские проекты «Искусство украинской народной вышивки, ее развитие на территории Донбасса и нашего края» ( Зенькович Яна,10 класс), «Развитие декоративно-прикладного искусства родного края» ( Приходько Людмила, 11 класс), «Украинские обереги - от старины до современности» (Глушко Валерия , 9 класс) . Сейчас на стадии разработки исследовательская работа « Одежда ХХІ века. Как ее правильно выбирать». Дети занимали призовые места на школьных и городских конкурсах МАН, становились лауреатами областных конкурсов МАН. Принимали активное участие в городских, областных олимпиадах , конкурсах мастерства, выставках-конкурсах различного уровня по декоративно-прикладному творчеству, занимали призовые места.
Применение нетрадиционных форм и методов обучения способствует реализации поставленной проблемы, помогает формированию базовых знаний и умений у обучающихся. Развитию творческих способностей детей, их познавательной активности способствует проведение нестандартных уроков ( урок - игра, урок-аукцион, урок - путешествие, урок - соревнование) . Чтобы такие уроки были интересными, готовимся к ним все вместе. Включаю детей в работу по изготовлению и подготовке дидактического материала. Так, например , дети разрабатывают кроссворды , ребусы, тесты. Это задача не совсем простая, однако, для детей интересна и увлекательна. Разгадывая их, дети еще раз повторяют и закрепляют изученный материал.
На уроках применяю здоровьесберегающие технологии: тренинги, физкультминутки, контролирую соблюдение учащимися правил охраны труда. Традиционными стали недели трудового обучения . Им предшествует целенаправленная работа на протяжении всего учебного года. Неделя трудового обучения - это своеобразный школьный праздник, творческий отчет. Выставка лучших работ учащихся - украшение праздника.Экскурсоводы дают характеристику выставке, каждой ее работе. Вместе, в дружеской обстановке, анализируем работы, отмечаем лучшие . К неделе трудового обучения разрабатываем сценарий : конкурсы, соревнования, интересные мастер-классы. Накануне своими руками изготавливаем призы, сувениры, дипломы для будущих победителей.
С целью подготовки детей к активной трудовой и общественной деятельности ввожу почти на всех уроках элементы экономики (рациональное использование материалов, электроэнергии, отделочных материалов). Всякий раз возвращаемся к понятиям «себестоимость» , «цена», «прибыль». Вместе ищем пути снижения себестоимости изготавливаемых изделий. Учу детей ценить свой труд .
Введение в программу вариативных модулей способствует развитию творческих способностей обучающихся. Детям предлагаются разнообразные модули. Вместе делаем выбор (учитываем материальную базу школы, интересы детей). Благодаря этому дети заинтересованно работают. Царит хорошая конкуренция, способствующая достижению высоких результатов.
Много внимания уделяю самообразовательной работе, к этому призываю и детей.Информационный стенд «Самообразование», находящийся в мастерской, оказывает действенную помощь каждому.
Много лет являюсь бессменным руководителем кружка «Декоративно- прикладное творчество». Ежегодно принимаем участие в школьных, городских, областных, республиканских выставках декоративно прикладного творчества, а также изобразительного искусства. Это такие выставки:
- « Белоснежные грани оригами» - « Мы все можем» - «Цветы Донбасса» - «Знай и люби свой край» - « Джерело творчості» - «Дары осени» - «Тайны народных ремесел» - «Сюрпризы осени» - «Сбережем елочку» - «Мир оригами» - « Детские краски Донеччины» - «Творческие традиции Донбасса» - « Город оригами»
- « Зимние узоры»
- « Сохраним первоцветы»
- «Творчество юных Донбассу»
- « Сердце Республики»
и многие другие .
Не было ни единой городской выставки - конкурса, где бы мы не приняли участие и не заняли призовые места. Мои ученики, кружковцы, ежегодно становятся призерами городских, областных и республиканских выставок по декоративно- прикладному творчеству. Все эти результаты на протяжении многих лет хранятся у меня на странице «Лист достижений». Неоднократно кружок принимал участие в городской акции «Твори добро!»
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ
Имею авторскую программу «Декоративно-прикладное творчество»», которая работает уже много лет. Приходилось неоднократно программу дорабатывать, переутверждать, так как время диктовало свои требования, предлагало все новые и новые техники, технологии. Программа дополнительного образования патриотической направленности «Память», разработанная мною в 2015-2016 уч.году, ( неоднократно совершенствовалась, перерабатывалась) сыграла немаловажную роль в деле воспитания подрастающеого поколения. Один из главных разделов этой программы «Таланты, творчество и традиции родного края».
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Органическое единство и взаимодействие основной учебной деятельности и внеклассной работы обеспечивает эффективность в сложном процессе обучения, реализацию поставленной мною главной проблемы .Система работы складывается из традиционных форм работы: организация массовых мероприятий в рамках предметной недели, подготовка и участие в олимпиадах, конкурсах, выставках- конкурсах. Такая целенаправленная работа способствует формированию у детей активной жизненной позиции, существенно повышает их патриотизм.
Активно участвую в методической работе школы, города. На заседаниях школьных и городских методических объединений делюсь своими наработками, оказываю помощь молодым педагогам. Выступаю на школьных педсоветах (доклад « Результативность работы по предметам развивающего цикла», « Развитие творческих способностей детей на уроках труда» и др.) Принимала активное участие в подготовке и проведении городской педагогической студии для заместителей директора по учебно-воспитательной работе ( выступление в школе «Воспитание творче ской личности на уроках трудового обучения и во внеклассной работе; формирование жизненных компетентностей у детей»).Подготовила к выступлению двух учениц Федышину Аню (9кл.) и Федышину Юлю(7кл.). Они рассказали о работе и достижениях нашего кружка « Декоративно-прикладное творчество».
Много лет возглавляла творческую группу «Мастер-класс» городского методобъединения учителей труда. Являлась постоянным членом жюри на городских олимпиадах по трудовому обучению, на выставках- конкурсах по декоративно - прикладного творчеству . Рецензировала работы МАН, авторскую программу. В 2015-2016уч. году стала участницей виртуальной выставки - презентации «Современное образование в Донецкой народной республике - 2016» (имею сертификат об участии) . Мною были представлены два мастер-класса (работа с природными материалами, работа с кожей ), а также творческий проект ученицы 10кл. Черепневой Алины , лауреата областной олимпиады «Изготовление нынешнего бренда - накладного съемного воротника». Была включена в состав городской экспертной группы по аттестации учителей.
Подтверждением правильности выбранного мною пути являются результаты городских олимпиад по трудовому обучению, участие в конкурсах - защитах научно-исследовательских работ МАН , а также участие в различных выставках - конкурсах по декоративно- прикладному творчеству разных уровней.
Считаю, что применяемые мною формы и методы обучения дают положительные результаты. Мои ученики умеют творчески подходить к решению нестандартных задач, самостоятельно организовывать учебную деятельность,обладают навыками индивидуальной,групповой и коллективной деятельности, проявляют инициативу, творческий подход в достижении поставленных целей. При 100% -ной успеваемости качество знаний также близко к 100 % .Обучая детей, развивая их творческие способности , готовлю их к самостоятельной взрослой жизни. Считаю , что многое мне удается. Однако не время почивать на лаврах . Еще много трудностей нужно преодолеть, много решить проблемных вопросов. Эти проблемы , в основном , связаны с общими трудностями и сложностями в нашем родном крае. Очень большие претензии к учебно- методическому обеспечению: нет учебников по технологи по новым программам, устаревшее оборудование в мастерских. Приходится полагаться на свой энтузиазм, находчивость, творчество. Ведь общество сегодня, как никогда, нуждается в образованных, творческих, талантливых молодых людях . Считаю, что много мною в этом направлении достигнуто. Однако время ставит перед нами все новые и новые задачи .Поэтому все самое интересное и весомое - впереди!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.