Реализация ФГОС
средствами УМК «Начальная школа XXI век»
I.Материал подготовлен учителем начальных классов Мужиченко Е.А.
II.Проект «Начальная школа XXI века» – результат многолетних исследований (руководитель проекта - Н.Ф. Виноградова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор ).
Особенность проекта "Начальная школа ХХI века" состоит в том, по УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач стандартов второго поколения начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности.
На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Авторами комплекта «Начальная школа XXI века» была предложена программа «Учебная деятельность», в которой выделены основные учебные умения: планировать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать, классифицировать изучаемые объекты; работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место. Пять авторов УМК «Начальная школа 21 века» являются разработчиками нового ФГОС НОО.
Отмечу, что основополагающие элементы стандартов 2 поколения были заложены в УМК «Начальная школа XXI век» еще 12 лет назад в период становления данного комплекта.
Учебники комплекта не перерабатывались кардинально, но в методический аппарат, в аппарат ориентировки и в справочный аппарат были внесены изменения для того, чтобы соответствие новым требованиям стало более явным и для учителя, и для ребенка. Были внесены необходимые изменения и в пособия для учителя. Это объясняется тем, что для авторского коллектива и издательства одной из приоритетных остается задача сделать работу учителя максимально эффективной, заранее предложив ему варианты решения проблем, возникающих в учебном процессе.
Непосредственное участие в разработке примерной основной образовательной программы начального общего образования позволило авторам системы в процессе доработки учебников, рабочих тетрадей и методических пособий обогатить их современным содержанием и методическим аппаратом, нацеленным на решение задач, стоящих перед начальным общим образованием на современном этапе развития общества. Задача такой модернизации облегчалась тем, что с самого своего возникновения в 1997 году основной дидактической идеей комплекта «Начальная школа XXI века» был системно-деятельностный подход. Технология обучения построена на целенаправленном использовании:
-моделирующей деятельности,
-поисковой деятельности,
-темпе обучения.
Рассмотрим некоторые изменения в УМК в связи с реализацией стандартов 2 поколения на примере следующих предметов .
III. Новизна подходов к построению курса "Русского языка" заключается в том, что он является первым этапом непрерывного лингвистического образования учащихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений. Велика роль «Русского языка» как одного из предметов базисного учебного плана в развитии обобщенного результата личностных характеристик выпускника начальной школы:
Возможность достичь этого напрямую связана как с содержанием обучения, со способом организации этого содержания в учебнике, так и с организацией деятельности школьников на уроке.
Учебник русского языка (автор Иванов С.В.) ориентирован на достижение основных целей обучения русскому языку:
· обогащение устной и письменной речи учащихся (решение коммуникативных задач);
1.В соответствии с первыми тремя целями учебный материал структурирован но трем блокам: «Как устроен наш язык», Правописание», «Развитие речи». На уроках определенного блока реализуется одна цель: уроки блока «Как устроен наш язык» знакомят учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного, осознанного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель «развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству» реализуется на уроках всех трех блоков в значительной мере и как результат этих уроков.
2. Разноуровневые задания, дифференциация обучения рассматривается как возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные и программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Авторами комплекта были изменены подходы к дифференциации обучения. Основой дифференциации стал учет сформированности учебной деятельности школьника, знание учителем того, какие ее компоненты у ребенка не развиты, и на этой основе обеспечение восполнения пробелов и устранение возникших трудностей. Исследования коллектива авторов, выполненные под руководством Л.Е. Журовой, показали, что реализация такой идеи дифференциации обучения способствует возрастанию (уже в 1 классе) количества учащихся, овладевающих умением принимать учебную задачу, самостоятельно контролировать и оценивать собственные учебные действия.
Естественно, такого рода дифференциация требовала от авторов технологической «прописки», разработки специальных методических приемов, учебных заданий, упражнений, которые бы разумно и целесообразно дополняли учебный процесс, не разрушая его целостности. Эта проблема решается в средствах обучения комплекта двумя путями. Первый путь определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны не по принципу «больше-меньше», а по принципу «труднее-легче». Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребёнок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ребёнок раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают все другие дети.
Другой путь дифференциации, который отработан авторами обсуждаемого комплекта, – создание специальных коррекционно-развивающих тетрадей для каждого класса начальной школы по основным предметам (русскому языку, математике, окружающему миру).
Подчеркнем особенность (точнее, уникальность!) этих средств обучения: особенность методики дифференцированной работы на их основе состоит в том, что она прежде всего устраняет причины трудностей в обучении, формирует психические качества, недостаточность развития которых и мешает усвоить учебный материал (например, недостаточный уровень внимания, логического мышления, пространственного восприятия, фонетического слуха и др.).
Возможности индивидуального подхода заложены в программе и в учебниках, где предложен материал для расширения эрудиции, для осуществления коррекционной работы, многие упражнения помечены значком «по выбору», «трудный материал».
Большое значение имеет и организация урока. В этом плане материал учебника дает возможность принять во внимание индивидуальные психологические особенности учеников, предложить школьнику задание в той форме выполнения (индивидуальной, парной, групповой), которая будет психологически комфортна для конкретного ученика.
Выше сказанное подтверждает положение стандарта о том, что начальное образование должно гарантировать "разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития".
3. Теоретический материал учебника носит в первую очередь ознакомительный характер, что не предполагает его заучивания учениками, за исключением правил орфографии и пунктуации. Необходимо разъяснять ученикам суть и смысл языкового факта, обращать внимание на ту или иную закономерность, не требуя при этом дословного воспроизведения их характеристик.
Содержание учебного материала дается поурочно. Каждый урок представлен сменяющими друг друга рубриками и упражнениями. Их последовательность — это логика организации урока и учебной деятельности детей.
«Избыточность» упражнений в рамках одного урока обеспечивает возможность индивидуального и дифференцированного обучения. В зависимости от подготовленности класса и темпа работы на уроке, сформированности учебной деятельности детей учитель может самостоятельно отобрать необходимый и достаточный материал.
4. Авторский коллектив учебников русского языка в комплекте «Начальная школа XXI века» считает, что наиболее эффективным путем является проблемное обучение, значительно повышающее мотивацию и интерес к изучению предмета, а также способствующее формированию основ учебной деятельности. Как построение учебника, использование в нем особого способа введения нового материала, так и сама организация уроков позволяют практически на каждом уроке организовать проблемную ситуацию, в процессе работы с которой учащиеся осознают недостаточность своих знаний и приходят к открытию нового знания.
В учебнике для этого дается рубрика «Давай подумаем», где в форме вопроса содержится проблема, а также языковой материал, анализируя который, класс приходит к формулировке нового правила. Довольно часто в этой рубрике предлагается и последовательность анализа языкового материала, представленная в форме цепочки вопросов. В учебниках почти невозможно найти уроки введения нового материала, начинающиеся с готовой формулировки правила - такой подход задает репродуктивный способ работы с учебным материалом. В наших учебниках правило следует после рубрики «Давай подумаем» и вводится как способ контроля за правильностью сделанных учащимися в ходе работы с языковым материалом выводов. Из урока в урок учащиеся ставятся в позицию исследователей языка, сами (конечно, с помощью опытного педагога, но это именно помощь, а не трансляция готовых знаний) выводят языковые законы, наблюдают за тем, как функционирует та или иная языковая единица.
Не менее важна и рубрика «Работа в парах», «Работа в группах». В учебниках предусмотрены специальные задания для организации парной и групповой работы. Задания для работы в парах варьируются, поэтому ученикам предоставляется возможность отработать и закрепить: умение выполнить один и тот же объем работы в совместном обсуждении, договориться о распределении работы, проконтролировать работу друг друга, например, поменявшись тетрадями. Это способствует формированию коммуникативных и личностных УУД.
Таким образом, авторы комплекта вносят свой вклад в решение еще одной задачи, которую определили стандарты: признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.
5. Предмет «Русский язык» представляется не только как понятие «правильно пиши», но и как необходимое «правильно говори». Такая важная цель курса, как развитие устной и письменной речи младших школьников, всегда осознавалась педагогами как приоритетная. В программе зафиксировано: «Работа по развитию речи учащихся должна строиться с учетом того, что речь - это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи - это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации». В учебниках предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, предложены упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов. Следует отметить, что курс «Риторика» интегрирован в предмет «Русский язык» и реализуется на каждом уроке через моделирование и решение речевых ситуаций, заданных в 1,2, а иногда и 3 упражнениях. Рассмотрим примеры (презентация слайд).
6. Ещё один пример касается очень важного для формирования учебной деятельности младшего школьника универсального учебного умения – моделирование. В стандартах моделирование представлено как система следующих универсальных учебных действий:
· Кодирование (использование знаков и символов как условных заместителей реальных предметов);
· Декодирование (считывание информации);
· Использование наглядных моделей (схем, чертежей, планов), отражающих пространственные отношения между предметами или их частями;
· Самостоятельное построение схем, моделей.
Введение алгоритмов и памяток работы позволяют формировать умение планомерно осваивать материал, развивает функцию самоорганизации и самоконтроля.
Вышеперечисленные характеристики имеют метапредметный характер и реализуются во всех курсах УМК «Начальная школа XXI век».
IV.Авторы УМК поставили перед собой еще одну задачу: усилить внимание к творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося. Это достигается применением в методике обучения "скрытых" образцов, преобладанием заданий проблемного характера (по сравнению с репродуктивными), наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. Развитие творчества авторы тесно связывают с совершенствованием такого психического процесса как воображение, поэтому в УМК впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Так, ролевая игра введена обязательным структурным элементом урока по "Окружающему миру" особенно в 1 и 2 классах. Развитию творчества способствует и рубрика, введенная во все учебники, - "Путешествие в прошлое".
УМК "Начальной школы ХХ1 века" реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный, культурологический фон обучения, обеспечив, с одной стороны, снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить), а с другой стороны, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (рубрики учебников "Для тех, кто хорошо читает", "Путешествие в прошлое", "Этот удивительный мир" и др.).
Развитие речи и социокультурное развитие сохраняется и в предметах "Окружающий мир". Отличительная особенность конструирования курса "Окружающий мир" - его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром. В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради "Учимся думать и фантазировать", "Учимся познавать окружающий мир".
Большим плюсом в УМК «Начальная школа XXI век» является и педагогическая диагностика успешности обучения – обязательное условие работы учителя сегодня. Она позволяет учителю:
• выяснить, как у учеников класса идет формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;
• выявить способы работы, которыми овладели ученики;
• пронаблюдать за результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся.
VII. Так соответствует ли Образовательная система «Школа XXI века» ФГОС второго поколения?
В результате применения системы «Начальная школа XXI века» в учебном процессе осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся. Успешно формируются универсальные учебные действия. На материале данных учебников и сопровождающих их учебно-методических материалов учителя начальной школы могут успешно осуществлять духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, а также системно работать над укреплением физического и духовного здоровья обучающихся
Следует отметить, что в УМК очень хорошо разработаны программы внеурочной деятельности по всем перечисленным в стандартах 2 поколения направлениям. Программы хорошо структурированы и готовы к реализации, что во многом помогает в организации работы учителя.
Педагогами нашей школы, работающими по данному УМК, сделаны следующие выводы:
1. УМК «Школа 21 века» реализует принципы деятельностного подхода: дети сами делают открытия, система заданий позволяет высказать разные точки зрения; но не всегда новое знание открывает сам ученик.
2. УМК имеет проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода.
3. Учебник по русскому языку Иванова в достаточной мере обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности для учащихся разных категорий. В учебнике содержится материал для групповой, самостоятельной, коллективной работы.
4. Система в организации учебной деятельности представлена в виде продуманных рубрик и персонажей, которые помогают детям в учебной деятельности.
5. УМК обеспечивает сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы.
6. Данный УМК отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражается в содержании учебного материала, в его разнообразии, увлекательности.
7. В тетрадях на печатной основе, входящих в комплект, разработан механизм оценивания своей деятельности, т. е. ученик сам оценивает свою работу, используя определенный цвет.
8. В учебнике русского языка в рубрике «игра» дети учатся различать объективную трудности и субъективную сложность задачи.
9. УМК постоянно вовлекает ребенка в мир знаний, постепенно и последовательно сохраняя его любознательность и «пытливость» ума.
10. Действия контроля в УМК формируются при помощи рубрик «Оцени себя», «Проверь себя» (литературное чтение).
11. УМК создает условия для мотивации ученика к учению. УМК побуждает ребенка идти вперед, помогая и направляя его.
12. Сотрудничество ученика и учителя при использовании комплекта помогает услышать и понять друг друга. Постоянный диалог рождает сотрудничество. Учебники комплекта – союзники и сотрудники и учителя, и ученика.
13. В комплекте существуют коррекционные тетради «Учусь писать без ошибок» и «Дружим с математикой», которые обеспечивают индивидуальное развитие учащихся.
Таким образом, реализация ФГОС второго поколения оправдана на основе Образовательной системы «Школа XXI века».
Но существуют и сложности. В своей работе мы, учителя параллели 1 – х классов МОУ СОШ №77, пришли к выводу, что у разработчиков программы все-таки не произошло тесного сотрудничества с педагогами в плане определения оформления технологической карты с научной точки зрения. При вхождении в работу по составлению технологической карты в соответствии с нормами и требованиями стандарта приходилось то и дело заглядывать в карты других УМК для фиксирования и оформления УУД и ТОУУ. Считаю необходимым в начальный период оформить подробные рекомендации, образцы по оформлению технологической карты урока, что позволит педагогу еще более эффективно работать , реализуя стандарты 2 поколения для достижения поставленных целей в жизнь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.