Статья "Реализация ФГОС средствами УМК «Начальная школа XXI век»
Оценка 4.6

Статья "Реализация ФГОС средствами УМК «Начальная школа XXI век»

Оценка 4.6
doc
17.02.2022
Статья "Реализация ФГОС  средствами УМК «Начальная школа XXI век»
Школа 21 века .doc

Реализация ФГОС

средствами УМК «Начальная школа XXI век»

 

I.Материал подготовлен учителем начальных классов   Мужиченко Е.А.

 

II.Проект «Начальная школа XXI века» – результат многолетних исследований (руководитель проекта - Н.Ф. Виноградова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор ).

Особенность проекта "Начальная школа ХХI века" состоит в том, по УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач стандартов второго поколения начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности.

На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Авторами  комплекта «Начальная школа XXI века»  была предложена программа «Учебная деятельность», в которой выделены основные учебные умения: планировать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать, классифицировать изучаемые объекты; работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место. Пять авторов УМК «Начальная школа 21 века» являются разработчиками нового ФГОС НОО.

Отмечу, что основополагающие элементы стандартов 2 поколения были заложены в УМК «Начальная школа XXI век» еще 12 лет назад в период становления данного комплекта.

Учебники комплекта не перерабатывались кардинально, но в методический аппарат, в аппарат ориентировки и в справочный аппарат были внесены изменения для того, чтобы соответствие новым требованиям стало более явным и для учителя, и для ребенка. Были внесены необходимые изменения и в пособия для учителя. Это объясняется тем, что для авторского коллектива и издательства одной из приоритетных остается задача сделать работу учителя максимально эффективной, заранее предложив ему варианты решения проблем, возникающих в учебном процессе.

Непосредственное участие в разработке примерной основной образовательной программы начального общего образования позволило авторам системы в процессе доработки учебников, рабочих тетрадей и методических пособий обогатить их современным содержанием и методическим аппаратом, нацеленным на решение задач, стоящих перед начальным общим образованием на современном этапе развития общества. Задача такой модернизации облегчалась тем, что с самого своего возникновения в 1997 году основной дидактической идеей комплекта «Начальная школа XXI века» был системно-деятельностный подход. Технология обучения построена на целенаправленном использовании:

-моделирующей деятельности,           

 -поисковой  деятельности,

-темпе обучения.                                                                               

 

Рассмотрим некоторые изменения в УМК в связи с реализацией стандартов 2 поколения  на примере следующих предметов .

III. Новизна подходов к построению курса "Русского языка" заключается в том, что он является первым этапом непрерывного лингвистического образования учащихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений. Велика роль «Русского языка» как одного из предметов базисного учебного плана в развитии обобщенного результата личностных характеристик выпускника начальной школы:

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Возможность достичь этого напрямую связана как с содержанием обучения, со способом организации этого содержания в учебнике, так и с организацией деятельности школьников на уроке.

         Учебник русского языка (автор Иванов С.В.) ориентирован на достижение основных целей обучения русскому языку:

  • ознакомление учащихся с основными положениями языкознания;
  • формирование умений и навыков грамотного, безошибочного, осознанного письма;

·        обогащение устной и письменной речи учащихся (решение коммуникативных задач);

  • развитие языковой эрудиции каждого школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

         

1.В соответствии с первыми тремя целями учебный материал структурирован но трем блокам: «Как устроен наш язык», Правописание», «Развитие речи». На уроках определенного блока реализуется одна цель: уроки блока «Как устроен наш язык» знакомят учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного, осознанного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель «развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству» реализуется на уроках всех трех блоков в значительной мере и как результат этих уроков.

2. Разноуровневые задания, дифференциация  обучения рассматривается как возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные и программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Авторами комплекта были изменены подходы к дифференциации обучения. Основой дифференциации стал учет сформированности учебной деятельности школьника, знание учителем того, какие ее компоненты у ребенка не развиты, и на этой основе обеспечение восполнения пробелов и устранение возникших трудностей. Исследования коллектива авторов, выполненные под руководством Л.Е. Журовой, показали, что реализация такой идеи дифференциации обучения способствует возрастанию (уже в 1 классе) количества учащихся, овладевающих умением принимать учебную задачу, самостоятельно контролировать и оценивать собственные учебные действия.

Естественно, такого рода дифференциация требовала от авторов технологической «прописки», разработки специальных методических приемов, учебных заданий, упражнений, которые бы разумно и целесообразно дополняли учебный процесс, не разрушая его целостности. Эта проблема решается в средствах обучения комплекта двумя путями. Первый путь определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны не по принципу «больше-меньше», а по принципу «труднее-легче». Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребёнок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ребёнок раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают все другие дети.

Другой путь дифференциации, который отработан авторами обсуждаемого комплекта, – создание специальных коррекционно-развивающих тетрадей для каждого класса начальной школы по основным предметам (русскому языку, математике, окружающему миру).

Подчеркнем особенность (точнее, уникальность!) этих средств обучения: особенность методики дифференцированной работы на их основе состоит в том, что она прежде всего устраняет причины трудностей в обучении, формирует психические качества, недостаточность развития которых и мешает усвоить учебный материал (например, недостаточный уровень внимания, логического мышления, пространственного восприятия, фонетического слуха и др.).

Возможности индивидуального подхода заложены в программе и в учебниках, где предложен материал для расширения эрудиции, для осуществления коррекционной работы, многие упражнения помечены значком «по выбору», «трудный материал».

Большое значение имеет и организация урока. В этом плане материал учебника дает возможность   принять   во   внимание   индивидуальные   психологические особенности учеников, предложить школьнику задание в той форме выполнения (индивидуальной, парной, групповой), которая будет психологически комфортна для конкретного ученика.

Выше сказанное подтверждает положение стандарта о том, что начальное образование должно гарантировать "разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития".

 

3.  Теоретический материал учебника носит в первую очередь ознакомительный характер, что не предполагает его заучивания учениками, за исключением правил орфографии и пунктуации. Необходимо разъяснять ученикам суть и смысл языкового факта, обращать внимание на ту или иную закономерность, не требуя при этом дословного воспроизведения их характеристик.

Содержание учебного материала дается поурочно. Каждый урок представлен сменяющими друг друга рубриками и упражнениями. Их последовательность — это логика организации урока и учебной деятельности детей.

«Избыточность» упражнений в рамках одного урока обеспечивает возможность индивидуального и дифференцированного обучения. В зависимости от подготовленности класса и темпа работы на уроке, сформированности учебной деятельности детей учитель может самостоятельно отобрать необходимый и достаточный материал.

 

4. Авторский  коллектив  учебников   русского  языка  в  комплекте «Начальная школа XXI века» считает, что наиболее эффективным путем является проблемное обучение, значительно повышающее мотивацию и интерес к изучению предмета, а также способствующее формированию основ учебной деятельности. Как построение учебника, использование в нем особого способа введения нового материала, так и сама организация уроков позволяют практически на каждом уроке организовать проблемную ситуацию, в процессе работы с которой учащиеся осознают недостаточность своих знаний и приходят к открытию нового знания.

В учебнике для этого дается рубрика «Давай подумаем», где в форме вопроса содержится проблема, а также языковой материал, анализируя который, класс приходит к формулировке нового правила. Довольно часто в этой рубрике предлагается и последовательность анализа языкового материала, представленная в форме цепочки вопросов. В учебниках почти невозможно найти уроки введения нового материала, начинающиеся с готовой формулировки правила - такой подход задает репродуктивный способ работы с учебным материалом. В наших учебниках правило следует после рубрики «Давай подумаем» и вводится как способ контроля за правильностью сделанных учащимися в ходе работы с языковым материалом выводов. Из урока в урок учащиеся ставятся в позицию исследователей языка, сами (конечно, с помощью опытного педагога, но это именно помощь, а не трансляция готовых знаний) выводят языковые законы, наблюдают за тем, как функционирует та или иная языковая единица.

Не менее важна и рубрика «Работа в парах», «Работа в группах». В учебниках предусмотрены специальные задания для организации парной и групповой  работы. Задания для работы в парах варьируются, поэтому ученикам предоставляется возможность отработать и закрепить: умение выполнить один и тот же объем работы в совместном обсуждении, договориться о распределении работы, проконтролировать работу друг друга, например, поменявшись тетрадями. Это способствует формированию коммуникативных и личностных УУД.

Таким образом, авторы комплекта вносят свой вклад в решение еще одной задачи, которую определили стандарты:  признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.

5. Предмет «Русский язык» представляется не только как понятие «правильно пиши», но и как необходимое  «правильно говори». Такая важная цель курса, как развитие устной и письменной речи младших школьников, всегда осознавалась педагогами как приоритетная. В программе зафиксировано: «Работа по развитию речи учащихся должна строиться с учетом того, что речь - это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи - это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации». В учебниках предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, предложены упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов. Следует отметить, что курс «Риторика» интегрирован в предмет «Русский язык»  и реализуется на каждом уроке через моделирование и решение речевых ситуаций, заданных в 1,2,  а иногда и 3 упражнениях. Рассмотрим примеры (презентация слайд).

6. Ещё один пример касается очень важного для формирования учебной деятельности младшего школьника универсального учебного умения – моделирование. В стандартах моделирование представлено как система следующих универсальных учебных действий:

·                Кодирование (использование знаков и символов как условных заместителей реальных предметов);

·                Декодирование (считывание информации);

·                Использование наглядных моделей (схем, чертежей, планов), отражающих пространственные отношения между предметами или их частями;

·                Самостоятельное построение схем, моделей.

Введение алгоритмов и памяток работы позволяют формировать умение планомерно осваивать материал, развивает функцию самоорганизации и самоконтроля.

 

Вышеперечисленные  характеристики имеют метапредметный  характер и реализуются во всех курсах УМК «Начальная школа XXI век».

 

 

  IV.Авторы УМК поставили перед собой еще одну задачу: усилить внимание к творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося. Это достигается применением в методике обучения "скрытых" образцов, преобладанием заданий проблемного характера (по сравнению с репродуктивными), наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. Развитие творчества авторы тесно связывают с совершенствованием такого психического процесса как воображение, поэтому в УМК впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Так, ролевая игра введена обязательным структурным элементом урока по "Окружающему миру" особенно в 1 и 2 классах. Развитию творчества способствует и рубрика, введенная во все учебники, - "Путешествие в прошлое".

 УМК "Начальной школы ХХ1 века" реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный, культурологический фон обучения, обеспечив, с одной стороны, снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить), а с другой стороны, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (рубрики учебников "Для тех, кто хорошо читает", "Путешествие в прошлое", "Этот удивительный мир" и др.).

Развитие речи и социокультурное развитие сохраняется и в предметах "Окружающий мир".  Отличительная особенность конструирования курса "Окружающий мир" - его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром. В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради "Учимся думать и фантазировать", "Учимся познавать окружающий мир".

 Большим плюсом  в УМК «Начальная школа XXI век» является  и  педагогическая диагностика успешности обучения –      обязательное условие работы учителя сегодня. Она позволяет учителю:

                выяснить, как у учеников класса идет формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;

               выявить способы работы, которыми овладели ученики;

           пронаблюдать за результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся.

 

VII. Так соответствует ли Образовательная система «Школа XXI века» ФГОС второго поколения?

В результате применения системы «Начальная школа XXI века» в учебном процессе осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся. Успешно формируются универсальные учебные действия. На материале данных учебников и сопровождающих их учебно-методических материалов учителя начальной школы могут успешно осуществлять духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, а также системно работать над укреплением физического и духовного здоровья обучающихся

Следует отметить, что в УМК очень хорошо разработаны программы внеурочной деятельности по всем перечисленным в стандартах 2 поколения направлениям. Программы хорошо структурированы и готовы к реализации, что во многом помогает в организации работы учителя.

Педагогами нашей школы, работающими по данному УМК, сделаны следующие выводы:

1. УМК «Школа 21 века» реализует принципы деятельностного подхода: дети сами делают открытия, система заданий позволяет высказать разные точки зрения; но не всегда новое знание открывает сам ученик.

2. УМК имеет проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода.

3. Учебник по русскому языку Иванова в достаточной мере обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности для учащихся разных категорий. В учебнике содержится материал для групповой, самостоятельной, коллективной работы.

4. Система в организации учебной деятельности представлена в виде продуманных рубрик и персонажей, которые помогают детям в учебной деятельности.

5. УМК обеспечивает сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы.

6. Данный УМК отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражается в содержании учебного материала, в его разнообразии, увлекательности.

7. В тетрадях на печатной основе, входящих в комплект, разработан механизм оценивания своей деятельности, т. е. ученик сам оценивает свою работу, используя определенный цвет.

8. В учебнике русского языка в рубрике «игра» дети учатся различать объективную трудности и субъективную сложность задачи.

9. УМК постоянно вовлекает ребенка в мир знаний, постепенно и последовательно сохраняя его любознательность и «пытливость» ума.

10. Действия контроля в УМК формируются при помощи рубрик «Оцени себя», «Проверь себя» (литературное чтение).

11. УМК создает условия для мотивации ученика к учению. УМК побуждает ребенка идти вперед, помогая и направляя его.

12. Сотрудничество ученика и учителя при использовании комплекта помогает услышать и понять друг друга. Постоянный диалог рождает сотрудничество. Учебники комплекта – союзники и сотрудники и учителя, и ученика.

13. В комплекте существуют коррекционные тетради «Учусь писать без ошибок» и «Дружим с математикой», которые обеспечивают индивидуальное развитие учащихся.

Таким образом, реализация ФГОС второго поколения оправдана на основе Образовательной системы «Школа XXI века».

 

Но существуют и сложности. В своей работе мы, учителя параллели 1 – х классов МОУ СОШ №77, пришли к выводу, что у разработчиков программы все-таки не произошло тесного сотрудничества с педагогами в плане определения оформления технологической карты с научной точки зрения. При вхождении в работу по составлению технологической карты в соответствии с нормами и требованиями стандарта приходилось то и дело заглядывать в карты других УМК для фиксирования и оформления УУД и ТОУУ. Считаю необходимым в начальный период оформить подробные рекомендации, образцы по оформлению технологической карты урока, что позволит педагогу еще более эффективно работать , реализуя стандарты 2 поколения для достижения поставленных целей  в жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Реализация ФГОС средствами УМК «Начальная школа

Реализация ФГОС средствами УМК «Начальная школа

Возможность достичь этого напрямую связана как с содержанием обучения, со способом организации этого содержания в учебнике, так и с организацией деятельности школьников на уроке

Возможность достичь этого напрямую связана как с содержанием обучения, со способом организации этого содержания в учебнике, так и с организацией деятельности школьников на уроке

Первый путь определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны не по принципу «больше-меньше», а по принципу «труднее-легче»

Первый путь определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны не по принципу «больше-меньше», а по принципу «труднее-легче»

В учебнике для этого дается рубрика «Давай подумаем», где в форме вопроса содержится проблема, а также языковой материал, анализируя который, класс приходит к формулировке нового…

В учебнике для этого дается рубрика «Давай подумаем», где в форме вопроса содержится проблема, а также языковой материал, анализируя который, класс приходит к формулировке нового…

Вышеперечисленные характеристики имеют метапредметный характер и реализуются во всех курсах

Вышеперечисленные характеристики имеют метапредметный характер и реализуются во всех курсах

VII . Так соответствует ли Образовательная система «Школа

VII . Так соответствует ли Образовательная система «Школа

Но существуют и сложности. В своей работе мы, учителя параллели 1 – х классов

Но существуют и сложности. В своей работе мы, учителя параллели 1 – х классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2022