Статья «Роль семьи и школы в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть в земной жизни. Он родился потому, что должен родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру» М. Амонашвили
Рождение ребенка — это долгожданное и радостное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие, порой огромные надежды.
У души, как и у тела, есть своя гимнастика,
без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия».
В.Г. Белинский
Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. У родителей возникает много вопросов: «Где найти ответы?», «К кому обратиться?», а порой и вовсе боятся задавать вопросы, просить помощи. Все это порождает недоверие к окружающим и родители не ожидают помощи, и не просят её.
Особенно такие проблемы возникают, когда ребенок идет в школу. Как сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, наравне со сверстниками получал образование. И здесь важен союз родителей и школы.
Главной задачей в работе с родителями, считаю необходимым действием наладить «контакт – доверие». Когда родитель не требует от школы, как «заказчик», а сотрудничает, доверяет, не боится спросить и быть непонятым.
В нашей работе по формированию партнерских отношений с родителями мы руководствуемся тремя основными принципами взаимодействия:
Основой таких отношений является создание спокойной, доброжелательной атмосферы, располагающей к диалогу, учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания, доверие к воспитательным возможностям родителей, изучение образовательных потребностей (запросов) семьи. Все это позволяет планировать как коллективные мероприятия, так и индивидуальные.
Для практического решения проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, необходима разработка основных стратегий, направленных на реализацию помощи семьям данной категории.
Однако эти стратегии нельзя определить, не изучив качественные характеристики личностных изменений, возникающих у родителей. Работу желательно строить по следующим направлениям:
• проведение психологического диагностирования семьи;
• разработка основных направлений работы;
• использование психокоррекционных и психотерапевтических приемов, направленных на оказание помощи.
Если возникает необходимость, то в рамках диагностического этапа анализируются личностные особенности родителей, в том числе эмоциональные и коммуникативные свойства, определяется уровень тревожности. Примерный инструментарий для диагностирования семьи:
— наблюдение, беседы-интервью, проективные методики, личностные тесты.
Основные задачи психокоррекционной и психотерапевтической работы:
• помочь родителям принять себя и своих детей, такими какие они есть;
• раскрыть собственные творческие возможности;
• изменить взгляд на свою проблему – воспринимать ее не как «крест», а как «особое предназначение»;
• вооружить родителей различными способами коммуникации;
• научить помогать и поддерживать друг друга;
• помочь избавиться от чувства обособленности и брошенности в своем горе;
• помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей;
• снятие тревоги и страха отвержения;
• формирование адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» людей в структуре общества;
• помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи.
Психотерапевтическая работа может быть осуществлена на нескольких уровнях:
• мотивационном – повышение активности пессимистически настроенных членов семьи, актуализация потребности в самораскрытии;
• эмоциональном – коррекция, состояния родителей и др. членов семьи и формирование умений саморегуляции, снятие эмоционального напряжения;
• поведенческом – формирование эффективных навыков и умений, переоценка жизненной ситуации.
Адекватное понимание родителями причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания ребенка. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Но без специальных знаний это сделать невозможно, поэтому именно помощь в решении данных проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.
Основные проблемы, возникающие в семьях детей с ОВЗ – это: ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка ограничивается семейным кругом и это отрицательно сказывается на развитии общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома. Для формирования родительской компетенции и мотивации родителей на положительное восприятие ребенка необходимо решить ряд задач:
· создание психологических условий для адекватного восприятия родителями информации об особенностях развития их ребенка;
· повышение грамотности в области коррекционно-педагогического процесса;
· стимулирование интереса и желания участвовать в деятельности школы и других организаций сотрудничества;
· оказание помощи в создании комфортной для развития ребёнка семейной среде и общественной деятельности;
· привитие чувств гордости и радости за достижение детьми результатов.
Для решения поставленных задач, планируется следующая система работы по разделам:
1. Познавательно – практический раздел работы: семинары-практикумы, родительские собрания, экскурсии по школе, индивидуальные консультации.
2. Информационно – аналитический раздел работы: анкетирование, социологические опросы, сайт школы, участие родителей в конференциях.
3. Досуговый раздел работы: совместные досуги, праздники, участие родителей в выставках и конкурсах, субботники, совместные проекты и т.д
4. Наглядно-информационный раздел работы: Дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, тематические дни и недели.
Целенаправленная и систематическая работа по организации сотрудничества оказывает положительное воздействие на гармонизацию детско-взрослых отношений и создании успешной социализации всех участников этого сотрудничества.
Получив всесторонние сведения о закономерностях развития, различных моделях воспитания и обучения, особенностях личности и поведения детей, члены семьи более оптимистично оценивают перспективы своего ребенка как человека с особенными потребностями.
Таким образом, семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья – это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях. Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом.
Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям – это важные факторы реабилитации растущей личности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.