Статья "Роль внеклассной работы мастера производственного обучения в развитии профессиональной компетенции обучающихся"
Оценка 5

Статья "Роль внеклассной работы мастера производственного обучения в развитии профессиональной компетенции обучающихся"

Оценка 5
doc
15.09.2020
Статья "Роль внеклассной работы мастера производственного обучения в развитии профессиональной компетенции обучающихся"
статья.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Роль внеклассной работы мастера производственного обучения в развитии профессиональной компетенции обучающихся»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 мастер п/о С.В.Тоцкий

 

 

 

 

 

Введение

 

Конкурс профессионального мастерства  - это одна из наиболее действенных форм внеурочной работы в целях повышения уровня профессиональной подготовки, развития и популязации профессии.

Конкурсы в сравнении с другими формами внеклассной и внеурочной работы более эффективно способствуют формированию опыта творческой деятельности студентов в системе НПО (начально профессиональное образование). Именно конкурсы профессионального мастерства создают оптимальные условия для творческой самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации. В профессиональной сфере происходит накопление опыта творческой деятельности.

Существует ряд профессий в системе НПО, при обучении которым совершенно необходимо одновременное формирование опыта творческой и творческо – конструкторской  деятельности. Это должно стать неотъемлемым компонентом содержания производственного обучения.

 Выполнение практических работ часто сопровождается неутешительными проблемными ситуациями, разрешение которых требует оперативного умения перевести теоретические знания в сферу практического применения.

В течении года могут проводиться  такие мероприятия, как викторины,  олимпиады, семинары, интеллектуальные игры по спец предметам составление или разгадывание кроссвордов по профессии и т.д., проводятся классные часы.

За подготовку и проведение каждого мероприятия ответственными назначаются мастера производственного обучения и преподаватели спец дисциплин.

 

Конкурс профмастерства - одно из главных мероприятий года.  Проведение конкурса профмастерства - это увлекательная форма соревнования среди обучающихся. Они учат высокому профессиональному мастерству, воспитывают гордость за свою профессию, приобщают к секретам мастерства, сокращают путь студента к высокой профессиональной деятельности и являются хорошей проверкой форсированности знаний, умений и навыков студенты.

 

В  конкурсе профмастерства участвуют все группы одной профессии. Студенты поставлены в одинаковые условия, и их задача - показать свое профессиональное мастерство.

Как правило, конкурс состоит из теоретической части (тестовые задания) и выполнения практического задания.(слайды)

Конкурс профмастерства требует тщательной подготовки: обсуждается «Положение о конкурсе» подбираются наиболее оптимальное изделие (объект работы), разрабатываются критерии оценки и баллы, составляются тестовые задания.

День проведения конкурса - большой праздник для студентов и инженерно-педагогических работников.

-Он начинается с общего построения участников, приветствия администрации колледжа.

-Оглашаются цели и порядок проведения конкурса.

-Ставятся задачи перед участниками.

- Представляются члены жюри.(слайд)

Жюри внимательно следит за работой конкурсантов. В процессе работы должны  соблюдаться: правильный технологический процесс, правила безопасности труда, санитарные правила.(слайд) Победителем является участник, набравший наибольшее количество баллов. При равенстве итоговых показателей предпочтение отдается участнику, имеющему более высокий балл за практическое задание. После завершения работы всеми участниками конкурса, жюри проводит краткий разбор выполнения задания. Итоги конкурса заносятся в специальный «Экран», объявляются победители конкурса.

Участнику, занявшему первое место, присваивается звание «Лучший по  профессии».

Цели проведения конкурса

Ежегодно по всем профессиям проводятся конкурсы профессионального мастерства.

При организации конкурса ставятся   цели: (слайды)

-         повысить качество профессиональной подготовки студентов;

-         утвердить престиж профессии в современных условиях;

-         выработать у студентов профессиональное и  научно-познавательное мышление, научить их самостоятельно принимать решения, чтобы обеспечить высокое качество и производительность труда.

 

Виды конкурса — олимпиады ; внутригрупповой, внутриколледжные, областные, республиканский .(слайды)

 

Формы проведения конкурса -  теоретический

                                                       -  практический

2.  Создание оргкомитета

Для подготовки и проведения конкурса на отделении создается оргкомитет, в состав которого входят: директор, зам. дир. по УПР, преподаватели специальных дисциплин и мастера п/о.

В функци оргкомитета входит: разработка и утверждение положения о конкурсе, где следует указать условия конкурса с учетом специфических особенностей профессии, критерии качества оценок, установление сроков проведение конкурса, подготовка технической и технологической документации, средств контроля ЗУН, проведение жеребьевки, подведение итогов, меры поощрения, оформление и направление заявки на участие в последующем этапе конкурса.(слайды)

Общее руководство и проведение конкурса осуществляет оргкомитет,  каждый член оргкомитета отвечает за определенный участок в организации конкурса, таким образом все держится под контролем, а именно идет подготовка аудиторий и технологических  лабораторий и мастерских для проведения конкурса. Разрабатывается содержание теоретических и практических конкурсных заданий. Составляются и утверждаются критерии оценок конкурсных заданий.

Оргкомитет назначает  состав жюри, в состав которого входят руководители и специалисты предприятий социальных партнеров по данной отрасли. Ведь постоянный рост требований к квалификации и качеству подготовки специалистов, возрастающая конкуренция на рынке труда, ставят перед образовательным учреждением серьезные задачи, решать которые возможно только в сотрудничестве с достойными социальными партнерами.

Оргкомитет информирует учащихся о значении, целях и содержании конкурса.

Проведение конкурса

Прием, регистрация и размещение участников.

Обеспечение работы мероприятий в соответствии с программой.

 Проведение сопутствующих мероприятий.(слайд)

Значение конкурса

При проведении конкурсов  профессионального мастерства должны быть включены следующие основные характеристики:

l  качество выполнения производственных работ;

l  высокая производительность труда;

l  умение применять профессиональные приемы и способы труда;

l  владение современной техникой и технологией;

l  умение применять теоретические знания для решения производственных задач;

l  творческое отношение к труду;

l  культура труда;

l  соблюдение техники безопасности.(слайд)

Участие в конкурсе дает учащимся:

-         возможность осмыслить, проанализировать и сравнить собственную деятельность с деятельностью других конкурсантов;

-         активизирует рефлексию участников, способствует осознанию ими затруднений, проблем в выполнении задания и поиску средств их преодоления;

-         возможность реализовать свои профессиональные качества в реальной производственной деятельности, повысить уровень профессионализма и компетентности;

-         возможность совершенствовать учебный процесс.

Конкурс позволяет создать условия эмоционального подъема и ситуации успеха личности и команды.(слайд)

 

Участники конкурса

В   конкурсах  как правило, участвуют обучающиеся выпускных групп независимо от срока обучения если учебными программами установлен одинаковый уровень квалификации. Минимальный уровень квалификации мастеров п/о должен быть на 1-2 разряда выше установленного для выпускников образовательного учреждения по данной профессии.

Во внутриколледжном конкурсе  участвуют учащиеся 1-2 и 3 курсов.

 

Конкурсы  проводятся в 3 этапа.

На 1 этапе – это внутригрупповой конкурс, участвуют все учащиеся учебного заведения.(слайды)

 

 

 

Структура внутригруппового конкурса, проводимого в группе, также включает два тура: теоретический и практический. Теоретическая часть предполагает выполнение заданий тестового типа разного уровня сложности, а  практическая — выполнение заданий имеющих практическую ценность.

Учащийся предварительно ознакомлены с основными критериями оценки выполнения заданий будущего конкурса, условия  которого приближены  по содержанию к производственным. К таковым мы относим: организацию рабочего места и культуру труда, соблюдение правил  техники безопасности, качество выполнения работ, производительность труда применение теоретических знаний, рационализаторство, предложения по совершенствованию технологического процесса  и или его расходования материалов, уровень производственной самостоятельности. Результаты конкурса группы переводятся в 5-бальную систему оценок и выставляются как итоговые за ту или иную тему учебной программы. Психологическая атмосфера конкурса создает благоприятные условия для коллективных форм труда, так как характерной особенностью его является формированию в группе отдельных звеньев, пар, бригад.  Бригада (четверо учащихся) объединена выполнением определенного технологического процесса, и от результата работы каждого учащегося зависит в конечном итоге успех работы бригады в целом. Ответственность за результаты своего труда и бригады в целом создает нравственно здоровую обстановку большое воспитательное значение и способствует формированию коммуникативных качеств, навыков в управленческой деятельности, корпоративной культуры учащихся.

Поскольку внутригрупповые конкурсы проводятся последовательно во всех группах и на всех курсах в колледже, то число победителей внутригруппового конкурса увеличивается от курса к курсу, соответственно увеличивается и количество участников в конкурсах.

Конкурсы включенные в систему производственного обучения создают условия массового вовлечения обучаемых в творческо-конструкторскую деятельность и позволяет мастерам производственного обучения определить динамику развития их профессиональной самостоятельности, выявить направление и уровень  профессиональной мотивации и в итоге определить возможных участников внутриколледжные конкурсов профмастерства.

 

Внутриколледжные конкурсы профмастерства по структуре проводятся аналогично внутиргрупповым. Но есть значительное отличие в увеличении сложности как теоретических , так и практических заданий.   

 Победители внутриколледжного конкурса направляются на республиканский тур конкурса. Основной целью этих конкурсов является выявление талантливых, творческих личностей, способных к активному пополнению своих знаний сочетающих отношение личных и общественных интересов, обладающих умением и умственной деятельности и профессиональной подготовки.

При подготовке  и проведении конкурса достигается индивидуализация профессионального воспитания студента. Оно означает такое построение взаимодействия мастера и студента, при которой приоритетной становится личность студента с его интересами, способностями, возможностями, перспективами.

При подготовке студентов  к конкурсам профмастерства  мастера п/о  и преподаватели спецдисциплин  должны работать по единой программе  “Подготовка  участников к конкурсу профмастерства”

Проведение конкурса

Теоретический этап(слайды)

Любой конкурс чаще всего проводится в 2 этапа. 1- теоретический этап, который отслеживает знания по спец. технологии данной профессии.

Теоретическая часть конкурса состоит из тестовых заданий 1,2,3 уровня сложности. В теоретическую часть конкурса желательно включать эвристические задания, требующие от участников самостоятельного преобразования приобретенных знаний при решении нетиповых производственных задач.

Содержание и сложность теоретического задания должны соответствовать образовательной программе и Государственному стандарту по профессии.

Сложность при выборе вопросов для тестовых заданий состоит в том, что в конкурсе участвуют 2 и 3 курсы, а это значит, что уровень подготовки и объем пройденного материала по технологии разный. Поэтому участники конкурса заранее знают темы, на основе которых разрабатываются тесты и могли готовиться самостоятельно (иногда, если большая разница в прохождении материала, готовится 2 вида тестов на 1, 2, 3 курсы отдельно).

 

Практическая часть

 

Практическая часть состоит из  - 2 этапов состязания,  проводится в мастерских колледжа и лабораториях.(слайды)

При разработке и отборе конкурсных практических заданий следует руководстваваться следующим:

l  задания должны соответствовать  требованиям квалификации и объему ранее изученного  программного материала;

l  выполняется в последовательности с нарастающей сложностью;

l  должны иметь практическую ценность;

l  должны совершенствовать приобретенные знания, умения и навыки;

l  включать передовые технологии;

l  обеспечивать полную загрузку конкурсанта  с учетом установленного оргкомитетом времени на выполнение.(слайды)

Сложность выполнения работы должна соответствовать требованиям квалификационной характеристики. Кроме того изделие (задание) должно быть значимым.

На конкурсы в жюри приглашаются представители данных профессий, а зрителями студенты младших курсов и студенты по данным профессиям не участвующие в конкурсе, такое сотрудничество реализует единый подход к подготовке специалистов для отрасли.

В практическую часть кроме обязательной  программы вводится творческий элемент.(слайды) Это развивает худ. вкус, творческое воображение полет фантазии, соотносящихся с поставленной перед конкурсантами задачей, ограниченной жесткими условиями реального производства.

Чтобы конкурс не походил на проверочную работу урока производственного обучения, дается часть задания – новое, сверх программы, которое можно было получить факультативно или изучить самостоятельно и тогда на конкурсе у участников  появляется возможность осмыслить, проанализировать и, самостоятельно преодолеть  встречающиеся в процессе  выполненные задания и затруднение. Предупредить и устранить дефект, проконтролировать ход и результаты своего труда.

Анализ результатов конкурса.

Требования к процедуре тестирования.

- обеспечение каждого конкурсанта вариантом теста и по возможности, бланком ответов или чистой бумагой с пояснением, как испытуемые должны располагать свои ответы ( в таблице или произвольно, по строкам или по столбцам). Одинаковая форма ответов для всех испытуемых  позволит быстрее обработать результаты тестирования;

- обеспечение удобного места за столом для каждого испытуемого;

- при этом следует предусмотреть возможность максимального обзора для членов жюри тестирование, исключить возможность списывания;

- наиболее благополучное время для тестирования с 9 до 12 часов;

- рекомендуется устранить или уменьшить ситуативные отвлекающие факторы (шумы, гудение неисправных ламп дневного света, раздражающие запахи).

Ведущий тестирования сообщает испытуемым следующие сведения:

-Объясняет конкурсантам, зачем проводится тестирование, почему испытуемые должны приложить максимум усилий для его выполнения;

- обращает внимание тестируемых на инструкцию по выполнению заданий теста, которые приведены в тексте теста и меняются при смене форм тестовых заданий, а также на рекомендуемые формы ответов для заданий разных форм;

- сообщает испытуемым о временном ресурсе, о правилах исправления допущенных ошибок, о возможности использования справочной литературы;

- отвечает на имеющие вопросы.

 Критерии качества оценивания практического этапа.

Заключение

Основными стимулами участия в конкурсах является возможность достижения повышенного уровня профессиональной  квалификации, общественное признание и материальное поощрение. Многолетняя практика организации и проведения конкурсов в процессе производственного обучения доказала их дидактическую эффективность. Значительно повышается интерес учащихся к техническому творчеству, что в свою очередь, способствует формированию навыков исследовательской деятельности, а также мотивационному обеспечению учебного процесса.Можно сделать вывод, что конкурсы профмастерства как итог, завершающий этап изучения курса учебной программы производственного обучения доказывают свою высокую эффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Роль внеклассной работы мастера производственного обучения в развитии профессиональной компетенции обучающихся»

Роль внеклассной работы мастера производственного обучения в развитии профессиональной компетенции обучающихся»

Введение Конкурс профессионального мастерства - это одна из наиболее действенных форм внеурочной работы в целях повышения уровня профессиональной подготовки, развития и популязации профессии

Введение Конкурс профессионального мастерства - это одна из наиболее действенных форм внеурочной работы в целях повышения уровня профессиональной подготовки, развития и популязации профессии

Как правило, конкурс состоит из теоретической части (тестовые задания) и выполнения практического задания

Как правило, конкурс состоит из теоретической части (тестовые задания) и выполнения практического задания

Создание оргкомитета Для подготовки и проведения конкурса на отделении создается оргкомитет, в состав которого входят: директор, зам

Создание оргкомитета Для подготовки и проведения конкурса на отделении создается оргкомитет, в состав которого входят: директор, зам

Участие в конкурсе дает учащимся: - возможность осмыслить, проанализировать и сравнить собственную деятельность с деятельностью других конкурсантов; - активизирует рефлексию участников, способствует осознанию ими затруднений,…

Участие в конкурсе дает учащимся: - возможность осмыслить, проанализировать и сравнить собственную деятельность с деятельностью других конкурсантов; - активизирует рефлексию участников, способствует осознанию ими затруднений,…

Структура внутригруппового конкурса , проводимого в группе, также включает два тура: теоретический и практический

Структура внутригруппового конкурса , проводимого в группе, также включает два тура: теоретический и практический

Внутриколледжные конкурсы профмастерства по структуре проводятся аналогично внутиргрупповым

Внутриколледжные конкурсы профмастерства по структуре проводятся аналогично внутиргрупповым

Практическая часть Практическая часть состоит из - 2 этапов состязания, проводится в мастерских колледжа и лабораториях

Практическая часть Практическая часть состоит из - 2 этапов состязания, проводится в мастерских колледжа и лабораториях

Требования к процедуре тестирования

Требования к процедуре тестирования

Статья "Роль внеклассной работы мастера производственного обучения в развитии профессиональной компетенции обучающихся"

Статья "Роль внеклассной работы мастера производственного обучения в развитии профессиональной компетенции обучающихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2020