МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА–ДЕТСКИЙ САД №154»
города Магнитогорска
Статья
Тема: «Социокультурное развитие
детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ»
составила: воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с № 154»
Исянгильдина Рузалия Рамазановна
город Магнитогорск
декабрь, 2022 г.
Социокультурное развитие человека – одна из наиболее сложных и весьма актуальных проблем. В процессе социокультурного развития ребенок осваивает и активно воспроизводит социальный опыт, приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, развивает способность общаться и взаимодействовать, ориентироваться в системах социальных норм и правил.
Все это невозможно без специально организованного социально-педагогического вмешательства. Поэтому необходима целенаправленная педагогическая деятельность, способствующая социокультурному развитию дошкольников.
Дошкольное детство – это один из наиболее значимых периодов в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. В период дошкольного возраста ребенок активно взаимодействует с окружающей социальной средой. Через различные виды деятельности: игровую, изобразительную, конструктивную, учебную и т. д., ребенок приобретает первый социокультурный опыт, становится личностью.
Личность – это социальное понятие, оно подразумевает все, что есть в человеке природного и исторического. Когда ребенок появляется на свет, его нельзя назвать личностью, потому как личность не врожденна, личность возникает в результате культурного и социального развития.
Ведущую роль в становлении личности дошкольника играет семья. Дошкольное учреждение является следующим институтом социализации ребенка, но в силу занятости современного родителя, часто группа детского сада выступает первой ступенью в социальном и культурном развитии ребенка. Практика показывает, что рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к росту невротических явлений среди детей. Агрессивное поведение взрослых легко перенимается и демонстрируется детьми в группах детского сада. Все чаще встречаются эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста, такие как неуравновешенность, бурные эффектные реакции, упрямство, негативизм, конфликтность и т. д.
Исследование пожеланий и потребностей родителей по организации базовых и дополнительных услуг в ДОУ, проводимое в нашем дошкольном учреждении показало, что современную семью волнуют проблемы социокультурного развития ребенка и более того родители в основном полностью полагаются в вопросах воспитания своих детей на дошкольное образовательное учреждение.
Не смотря на то, что социально – личностное воспитание явление актуальное, многие родители и педагоги стремясь подготовить детей к школе, стараются как можно больше дать детям теоретических знаний и умений, забывая при этом о главном – о воспитании детей. Практика показывает, что многие родители учат детей читать и писать, начиная с младшего дошкольного возраста, полагая, что эти знания помогут детям хорошо учиться в школе.
Сегодня не менее важно обеспечить социокультурную среду сопровождения личности дошкольника, что обеспечит в целом более качественный уровень образования. В условиях гуманизации образования главное в социокультурной среде – обеспечить личностно ориентированное сопровождение воспитания и образования ребенка.
Личностно ориентированное образование – это образование, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребенка с выявлением его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Итак, что же представляет собой социальное воспитание ребенка.
Педагогический энциклопедический словарь дает следующее определение:
Социальное воспитание – взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.
Результатом социокультурного воспитания и развития личности можно считать культуру поведения человека - совокупность сформированных социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этической культуры.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится о том, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
В связи с этим перед педагогами ДОУ встает задача воспитания и развития умения у детей жить в современном обществе, адаптироваться к новым условиям жизни, уметь ценить мнения других людей, уважать труд людей и уметь отзываться на чужие переживания. К моменту поступления в школу, ребенок дошкольник должен стать социально - эмоционально компетентным.
Социальное воспитание невозможно осуществлять изолированно от других линий развития ребенка, осуществляемых в дошкольном учреждении.
Социальное воспитание и развитие детей осуществляется при ознакомлении детей с окружающим и предметным миром, при ознакомлении с искусством, природой, во время проведения этических бесед с детьми.
В связи с этим целесообразно будет говорить об интегрированных подходах к воспитанию и обучению детей в ДОУ. Принцип интеграции позволяет в рамках одного занятия, решать задачи различных направлений развития ребенка в разных видах деятельности. Интегрированные занятия помогают сформировать целостную картину мира ребенка. Интегрированное занятие – это соигра, сотворчество, соимпровизация, сомыслие взрослого и ребенка.
Система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ решает ряд требований, предъявляемых государственным стандартом образования, к социально-личностному развитию воспитанников:
-развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
-создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях;
-формирование у ребенка чувства собственного достоинства;
-воспитание уважения и терпимости к детям и взрослым, независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности;
-развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело и данное слово;
-формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтов, умение договариваться, соблюдать очередь, устанавливать новые контакты.
Современный этап развития дошкольной педагогики и психологии характеризуется разнообразием и вариативностью программного обеспечения образовательного процесса. Большинство образовательных программ для дошкольников содержат разделы, посвященные социальному развитию ребенка.
Но, несмотря на прогрессивное развитие образовательной сферы, современные дошкольные учреждения сталкиваются с некоторыми трудностями в организации воспитательного процесса в детском саду:
1. Отсутствие квалифицированных педагогов, воспитателей в детском саду, особенно остро эту проблему ощущают новые, открывающиеся детские сады.
2. Многочисленное разнообразие образовательных инновационных программ и технологий, ориентированных на творчество и профессионализм педагогов, которые реализуют эти программы. Программами не предусматриваются разделы обучения и повышения квалификации педагогов.
3. Отсутствие единых взглядов на воспитание у педагогов дошкольных учреждений и родителей воспитанников.
Данные проблемы не остаются без внимания и предпринимаются различные меры для их решения: обучение педагогов на курсах повышения квалификации, изучение и анализ инновационных программ и технологий, разработка авторских программ, организация тесного сотрудничества с семьями воспитанников.
Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что дошкольные образовательные учреждения играют не маловажную роль в социокультурном развитии современной личности.
Воспитатель – это первый педагог, который открывает дверь ребенку в огромный мир, знакомит с современной социальной действительностью, способствует дальнейшему становлению и развитию личности.
Литература:
1. «Возрастная психология» /часть I /, изд. Владос 2008 г.
2. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.»
3. «Педагогический энциклопедический словарь», изд. Москва 2003 г.
4. «Социально – личностное развитие», изд. ТЦ Сфера 2008г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.