Статья "Современный учитель физики в условиях инноваций"
Оценка 5

Статья "Современный учитель физики в условиях инноваций"

Оценка 5
Видеоуроки
docx
20.05.2020
Статья  "Современный учитель физики  в  условиях инноваций"
Данная статья раскрывает вопросы применения интерактивных учебно-методических кейсов в планировании и систематизации применения информационно - коммуникационных технологий на уроках физики с целью уменьшения потерь учебного времени, созданию наглядных образов, метапредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизации учебной деятельности учащихся.
Современный учитель в условиях инноваций.docx

Орлова Лариса Васильевна                                              

учитель физики,

 высшая категория, учитель-методист

Муниципальная образовательная организация

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА  № 1 города Кировское»

 

Современный учитель в условиях инноваций

 

Идеальный педагог должен стремиться к новизне и нестандартности проведения занятий. Тем  самым  развивать у  обучающихся  навыки 

самостоятельно приобретать знанияформировать способность к самоорганизации, не  навязывая тот или иной стереотип.  И  постоянное  развитие  профессиональных качеств учителя играет в этом процессе важнейшую роль!

Сегодняшняя реальность диктует нам свои условия, и все большему числу преподавателей в своей работе приходится использовать дистанционные технологии. Для тех, кто ни разу не обучал в формате вебинаров, получение нового опыта может показаться сложным и непривычным.

Задача любого преподавателя сделать так, чтобы учащиеся не просто получали знания, а усваивали их, отрабатывая умения и навыки, а затем – успешно применяли то, чему научились. Именно такое обучение и можно назвать эффективным. До недавнего времени эти задачи решались только в очном формате.

Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс в                 соответствии с требованиями  способствует созданию наглядных образов, межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизации учебной деятельности учащихся. Так современная школа способна решить основную задачу, сформулированную Государственным образовательным стандартом: подготовить выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях; самостоятельно приобретать необходимые знания, применяя их на практике; творчески мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными; самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня.

Новые  Государственные стандарты образования Донецкой Народной Республики направлены на совершенствование методов обучения, использование в многокомпонентной среде школы информационно-коммуникационных технологий для формирования УУД  у обучающихся и определяют необходимость функционирования системы образования в инновационном режиме.

Инновации – это слово происходит от  латинского «иноватис» (новый) и означает «новинку, обновление, изменение».

Инновационная идея системы использования информационно-коммуникационных технологий связана  с  новыми стандартами в образовании  Донецкой  Народной Республики.

Новое входит в нашу жизнь, не замечать, не осознавать этого мы не можем, а значит, нам нужно учиться использовать те многочисленные возможности, которые нам предоставляет расширившееся до неимоверных размеров информационное пространство.

В результате бурного развития информационных технологий и компьютерных сетей сформировалась единая информационная среда. Теперь уже едва ли возможно выделить специальную «учебную» информацию, доступ к которой обеспечивается только через рекомендуемые образовательные издания (те самые учебники и хрестоматии). Открытость информационных источников меняет отношения между обществом и системой образования. При желании школьники и их родители могут найти все необходимые цифровые учебные материалы в Интернете или в различных электронных изданиях. Чтобы сохранить в учебной аудитории свой статус предметного эксперта и педагога, учитель должен теперь опираться на свою профессиональную квалификацию, а не на монопольный доступ к источникам информации.

Методической основой для построения такой системы работы учителя является изучение передового опыта в печатных изданиях и Интернет ресурсах по теме  следующих авторов: Ездова А. А., И.В. Ильина, А.А. Остенникова, Д.А. Пожарской, Д.А. Антоновой, Е.В. Оспенниковой, Н.А. Оспенникова, В. М. Зеличенко, В. В. Ларионова.

Перед современным обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Главная задача педагога на современном этапе - научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромный поток информации. Очень важно организовать процесс обучения таким образом, чтобы ребёнок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценитьНа сегодняшний день существуют богатые электронные библиотеки мультимедийных объектов, которые позволяют сделать занятие более увлекательным и разнообразным. Однако далеко не все учителя обладают квалификацией, необходимой для поиска и эффективного использования имеющихся цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Одним из главных требований инновационной педагогики является активизация деятельности учащегося, формирование интерактивной учебной среды. Это направление развития педагогических технологий также должно разрабатываться с учетом сегодняшнего состояния и перспектив развития информационного пространства и системы коммуникаций.

Однако, многие преподаватели слабо ориентируются, например, в тех педагогических критериях, которые позволяют оценивать то или иное электронное издание или ресурс Интернета. При наличии множества дисков, учебных программ, тренажеров, репетиторов неумение выбрать качественный образовательный ресурс, соответствующий решаемым дидактическим задачам, делает и самого преподавателя, «Даже в тех случаях, когда на занятиях в явном виде декларируется    ориентация на освоение новых путей достижения значимых учебных результатов… элементом инновации остается собственно техника»

Особенности  преподавания  предмета  физики таковы, что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который учащийся должен освоить. Времени, достаточного на осмысление и закрепление, практически не остается. В курсе физики неизменно присутствуют темы, требующие не только повышенного внимания при восприятии, но и незаурядного воображения. Поэтому у многих учащихся либо формируется искаженное, неполное представление о физическом явлении, либо учащийся уходит с урока, вообще толком не разобравшись в предложенном материале. Информационно-коммуникационные же технологии  предоставляют возможность решать эту проблему.  ИКТ придают урокам разнообразие, формируют благоприятную эмоциональную атмосферу. Роль ИКТ велика и в  настоящее время, а применение информационно-коммуникационных технологий  очень актуально.

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра», - сказал известный ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи. И сейчас, когда миром правят информационные технологии, его слова стали особенно актуальны.

Очевидно, что включение в учебный процесс элементов ИКТ  приводит к значительным сложностям в планировании деятельности учителя как на этапе подготовки к уроку, так и непосредственно в ходе занятия. Сам по себе отбор учебной информации, выстраивание иллюстративного ряда требуют значительных временных затрат. Только учитель, уже имеющий опыт работы с ЦОР, понимает, что значительная часть этих затрат носит разовый характер. Они окупятся за счет того, что многие электронные материалы, подготовленные в рамках конкретной темы, будут использованы (может быть, с небольшой доработкой) многократно, из года в год.

Не последнее место в подготовке преподавателя к уроку  должно занимать формирование с педагогической точки зрения умения быстро и объективно оценивать готовые образовательные ресурсы, предоставляемые ему в современном информационном пространстве.

Формирование соответствующей квалификации, позволяющей планировать подготовку к уроку, — это новая проблема для  учителей. Очевидно, что в основе формирования подобной квалификации у преподавателя-практика лежит не столько владение навыками компьютерного пользователя, сколько педагогическая компетентность.

 Необходимые современному учителю квалификации имеют надпредметный характер и относятся к  педагогическим компетентностям.          В фокусе внимания оказывается обеспечение инновационной модели обучения необходимыми компонентами образовательной среды: информационными ресурсами, техническими и программными средствами поддержки деятельности учащихся.

Вывод очевиден, если научиться рационально использовать современные технологии, то можно существенно изменить соотношение различных учебных форм в сторону активизации деятельности учащихся даже в процессе урока, не говоря уже о внеурочной проектной деятельности. В результате появится возможность шире использовать коммуникации между учениками в процессе учебной работы, найти место для элементов исследовательской  и творческой деятельности.

При использовании ИКТ построить учебный процесс намного проще. В век развития компьютерных технологий современный урок невозможно  представить без применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые позволяют не только индивидуализировать процесс обучения, но и способствуют самореализации, самораскрытию школьников, формируют их творческие способности, а также позволяют осуществлять контроль уровня учебных достижений учащихся. Такие уроки помогают оживить урок, придают ему эмоциональную окраску, помогают воспитывать гражданственность, патриотизм, толерантность, следовательно, затронуть душу ребёнка, заинтересовать каждого ученика, соединять теорию с практикой, необходимой для жизни в целом.

Применение ИКТ позволяет мне глубже осветить теоретический вопрос урока, помогает учащимся более детально увидеть физические процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей.

В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ и платформ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.

Учитель, внедряющий в свою практику интерактивные средства обучения, должен не только сам быть уверенным пользователем ПК, уметь работать в Интернете, но и владеть методикой конструирования урока с применением интерактивного оборудования и мультимедийных ресурсов.

В своей работе я рассматриваю процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в систему подготовки и проведения урока с целью повышения качества обучения. Информационные технологии обучения при их грамотном использовании позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся. Подготовка к такому занятию становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают занятие необычным, увлекательным и запоминающимся. Информационно-коммуникационная технология способствует активизации познавательной деятельности учащихся; развитию вариативности мышления, математической логики; направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование. Именно поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются мною в практической деятельности.

На своих уроках я использую электронные ресурсы: «Открытая физика», «Живая физика», «Полный интерактивный курс физики», «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика» и другие. Используя мультимедийное оборудование, создаю  собственные разработки уроков, начиная с конспектов и слайдов. Разработки уроков составляют учебно-методический   кейс, содержание которого постоянно пополняется и совершенствуется. Такое планирование урока сейчас помогает учителю сократить  время на подготовку к уроку.

Мною создана база данных «Физика». В ней собран материал тем уроков   7-11 классов согласно  рабочей программе и тематическому планированию по физике. 

Рассмотрим   работу с  учебно-методическим кейсом  на примере «Физика» уроков  9 -11 классы. При нажатии на кнопку «Физика 11 класс» открывается название всех четырех тем на учебный год. Далее  нажимаем на тему - открываются названия тем каждого урока.

       Каждая тема урока этого раздела открывается нажатием соответствующей  кнопки. При нажатии на кнопку «Оптика 11 класс», открывается название всех тем  урока. Далее  нажимаем на тему - открываются названия тем каждого урока.

 При нажатии  на тему  урока  открывается план урока. В плане  урока на каждом этапе подготовлены различные материалы. На каждом этапе урока  нажимаем на   гиперссылки  и открывается доступ ко всем материалам, необходимым для проведения урока:

Ø  Презентации;

Ø Демонстрации опытов и явлений;

Ø  лабораторные работы;

Ø  видеоролики;

Ø презентации  групп учащихся;

Ø  тесты;

Ø интерактивные задачи;

Ø самостоятельные работы и  весь материал, приготовленный на урок. Используя базу данных «Физика» и гиперссылки в планах уроков,

можно открыть любой мультимедийный  материал, подготовленный к урокам учителем, учениками и использовать любые Интернет-ресурсы.  Эта система работы   намного облегчает учителю подготовку к уроку и сокращает потери  урока во времени. Работа обучающихся на уроке физики с применением ИКТ может быть как групповая, коллективная, так и индивидуальная. Рассмотрим некоторые способы применения  ИКТ на уроках физики: 

Ø компьютерное моделирование;

Ø компьютерные демонстрации;

Ø лабораторно – компьютерный практикум;

Ø решение задач в электронной таблице Excel;

Ø компьютерное тестирование.   

Из-за высокой степени наглядности и заинтересованности учащихся в

таком виде работы на уроке повышается интерес, происходит более осмысленное понимание многочисленных физических процессов, схем, моделей. Здесь крайне  необходимы: развитое абстрактное мышление и пространственное представление.

Практическая  значимость моей работы обусловлена тем, что она может быть рекомендована широкому кругу педагогической общественности и данные проекта могут быть использованы в практической деятельности не только учителей физики, но и другими  учителями - предметниками.

 «Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» (Н. Щуркова).

Из всего вышесказанного следует: ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой ученикам в рамках обучения информации, что представляется практически невыполнимой задачей без привлечения современных технологий, особенно в преподавании точных наук. С помощью интерактивных досок, либо приборов, подобных им, без привлечения больших финансовых, а также временных затрат, вполне возможно решить эти и многие другие проблемы. Решения на базе подобного оборудования помогают использовать выделенное для проведения обучения время максимально эффективно и увеличить эффективность образования в целом.

Учитывая полученные результаты в работе, считаю, что использование интерактивных средств в процессе обучения способствует развитию и поддержанию познавательного интереса и учебно-познавательной активности учащихся, является условием интеллектуального, творческого и нравственного развития личности, а это в свою очередь положительно влияет на повышение качества математического образования.

ММУ по физике должен приблизить процесс познания окружающего мира к естественному: от живого созерцания и наблюдения, к анализу увиденного, построению моделей и выводу закономерностей, их экспериментальной проверке и поиску практического применения новых знаний.

ММУ должен дать возможность уйти от «меловой физики» не в мир компьютерной анимации, а к обсуждению «физики вокруг нас».

Оригинальный сценарий и техническая реализация  мультимедийного учебника помогут учителю:

ü повысить интерес учащихся к изучению физики;

ü вовлечь учащихся в учебный процесс, используя активные методы

обучения;

ü эффективно обучать методам решения задач и создать систему

подготовки к  ГИА и ЕГЭ;

ü развить навыки исследовательской деятельности

ü повысить эффективность самостоятельной работы учащихся на

уроке и дома;

ü организовать эффективное дистанционное обучение.

Учитывая полученные результаты в работе, считаю, что использование

интерактивных средств в процессе обучения, способствует развитию и поддержанию познавательного интереса и учебно-познавательной активности учащихся, является условием интеллектуального, творческого и нравственного развития личности, а это в свою очередь положительно влияет на повышение качества математического образования.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Орлова Лариса Васильевна учитель физики, высшая категория, учитель-методист

Орлова Лариса Васильевна учитель физики, высшая категория, учитель-методист

Новые Государственные стандарты образования

Новые Государственные стандарты образования

Методической основой для построения такой системы работы учителя является изучение передового опыта в печатных изданиях и

Методической основой для построения такой системы работы учителя является изучение передового опыта в печатных изданиях и

Даже в тех случаях, когда на занятиях в явном виде декларируется ориентация на освоение новых путей достижения значимых учебных результатов… элементом инновации остается собственно техника»

Даже в тех случаях, когда на занятиях в явном виде декларируется ориентация на освоение новых путей достижения значимых учебных результатов… элементом инновации остается собственно техника»

Не последнее место в подготовке преподавателя к уроку должно занимать формирование с педагогической точки зрения умения быстро и объективно оценивать готовые образовательные ресурсы, предоставляемые ему…

Не последнее место в подготовке преподавателя к уроку должно занимать формирование с педагогической точки зрения умения быстро и объективно оценивать готовые образовательные ресурсы, предоставляемые ему…

Применение ИКТ позволяет мне глубже осветить теоретический вопрос урока, помогает учащимся более детально увидеть физические процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без…

Применение ИКТ позволяет мне глубже осветить теоретический вопрос урока, помогает учащимся более детально увидеть физические процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без…

Именно поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются мною в практической деятельности

Именно поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются мною в практической деятельности

При нажатии на тему урока о ткрывается план урока

При нажатии на тему урока о ткрывается план урока

Excel; Ø компьютерное тестирование

Excel; Ø компьютерное тестирование

ММУ по физике должен приблизить процесс познания окружающего мира к естественному: от живого созерцания и наблюдения, к анализу увиденного, построению моделей и выводу закономерностей, их…

ММУ по физике должен приблизить процесс познания окружающего мира к естественному: от живого созерцания и наблюдения, к анализу увиденного, построению моделей и выводу закономерностей, их…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2020