Мастер – класс
СЛАЙД 1
Аудитория: члены методического объединения учителей начальных классов.
Тема: «Современный урок в свете требований ФГОС».
Цель: практическая работа членов МО по изучению организации урока в условиях реализации ФГОС.
Мастер класс проводит
учитель высшей категории.
I.Организационный момент. Мотивационная часть.
Руководитель:
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).
В основу ФГОС положена новая идеология.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.
Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей.
Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?
Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными?
Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?
И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?
Работа нашего мастер класса должна помочь разрешению этих вопросов.
Деление на группы.
Начнём с того, что вспомним учебный план, по которому работает учитель в данном классе.
Мы разделимся на две группы по образовательным областям. Используется активный метод (интерактивная технология).
I группа- за правый столик прошу присесть:
Л.Б. - Образовательная область ЯЗЫК И РЕЧЬ
Н.В. –ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Е.А. – ИСКУССТВО
II группа – за правый столик прошу присесть:
В.А. – ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА
Г.В. – МАТЕМАТИКА
Г.У. - ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
О.В. - ТЕХНОЛОГИИ
-Вспомните, пожалуйста, какие предметы входят в образовательные области каждого варианта.
(освежили в памяти).
II. Основная практическая часть.
Тема мастер класса, цели и задачи.
СЛАЙД 2
Задание 1. На столах лежат листочки. Предлагаю вам записать свои ассоциации со словом «ФГОС» (работаем в группах).
ФГОС: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТУ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
КОМПЕТЕНЦИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УРОК В СИСТЕМЕ ФГОС
ТИПЫ УРОКОВ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Деятельность обучающихся
Деятельность учителя
Технологическая карта
Руководитель:
В основу ФГОС положен системно – деятельностный и дифференцировнный подходы.
Цель системно – деятельностного подхода: способность личности учиться, познавать; сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Понятие «системный» - систематический. Цель: выработка умений, переходящих в навык.
Понятие «Деятельностный» - деятельность обучающихся. Цель: занятие обучающихся делом.
Дифференцировнный подход учитывает возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
- использование интерактивных методик; (мы используем сейчас на мастер классе)
- участие в проектной деятельности;
-вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.
Учитель на уроке управляет процессом обучения, а не передает знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Учащиеся на уроках
· работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
· формулируют собственные заключения и оценочные суждения;
· решают познавательные и практические задачи;
· анализируют современные общественные явления и события;
· осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах;
· выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Вот это и есть действенный подход к обучению.
Руководитель: на листочках подобраны ситуации на разных предметах.
Задание 2. Определите в каких из них реализуется деятельностный подход.
Например, при изучении темы: «Кошка» на уроке Окружающий природный мир предлагаю задания классу:
-Рассмотрите картинки. Кто на них изображен? -Покажите кошку. -Что делает кошка? -Покажи котенка. Что он делает? - На кого он смотрит? -Покажите взрослых котов. -Что они делают? -Хотите познакомиться с моим котом? Послушайте рассказ: У меня дома живет взрослый кот. Он большой. У него черная и пушистая шерстка. Моего кота зовут Биня. Есть ли у вас дома коты? Расскажите о них. |
-Рассмотрите картинку. Кого рассматривают дети? -Как вы думаете, что хотят сделать дети? -Прочитайте подпись под картинкой. -А теперь представим ситуацию… 1. Бабушка спит, а котёнок размотал клубок с нитками и стал с ним играть. -Сделайте вывод, какой же котенок? (игривый). 2. Котёнок забрался на шкаф. -Что же он любит делать? (бегать, играть. прыгать, охотиться, лазить). 3. Девочка расчесывает котенка специальной щеткой. Зачем?( потому что он пушистый). 4. Мальчик гладит котенка по шерстке. -Значит, какой котенок? (ласковый). -Есть ли у вас дома коты, кошки или котята? Расскажите о них, используя слова, которые мы сейчас говорили. |
УРОК ЧТЕНИЯ.
Игра « Какая буква заблудилась?» Оборудование: предметные картинки, кассы букв.
На доске под картинками написаны их названия с характерными ошибками для наших обучающихся: замена. Вставка, перестановка, пропуск букв.
Учитель сообщает детям, что некоторые буквы заблудились. Ученики должны прочитать слова, найти заблудившуюся букву и вставить её на индивидуальном наборном полотне. |
Игра « Какая буква заблудилась?» Оборудование: предметные картинки, кассы букв.
На доске под картинками написаны их названия с характерными ошибками для наших обучающихся: замена, вставка, перестановка, пропуск букв.
Учитель предлагает детям посмотреть и определить всё ли в порядке? Можно ли это прочитать? Что нужно сделать? Сформулируйте задание. Сделайте правильно. |
Руководитель: СЛАЙД 3
Планируя урок, учитель должен четко знать чего он хочет добиться от учеников, т.е. прогнозировать результаты работы на уроке. Стандарт устанавливает конкретные требования к результатам освоения АООП О УО (ИН ) - личностные, метапредметные, предметные (отличие от стандартного урока)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
n Предметные
n Метапредметные
n Личностные
МЕТАПРЕДМ. - БУДы
n Регулятивные
n Познавательные
n Коммуникативные
Задание3. Данные десять направлений требований к знаниям учащихся распределите на три соответствующие группы.
Личностные метапредметные предметные
1,5, 8 2,4,7, 9 , 10 3,6
1.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самоопределению; (Л)
2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения; (М)
3.Освоение обучающимися умениями по получению новых знаний по предмету; (П)
4. Освоение обучающимися универсальными учебными действиями;(М)
5. Формирование ответственного отношения к учению;(Л)
6. Преобразование и применение новых знаний в учебных, учебно-проектных ситуациях; (П)
7. Самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации сотрудничества с педагогами и сверстниками.(М)
8. Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач (Л)
9. Обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности(М)
10. Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) (М)
Руководитель: СЛАЙД 4
Достигать данных результатов учителю приходится на уроках – как основной форме обучения в школе. Давайте попробуем вместе сформулировать тему нашего мастер класса.
Тема: «Современный урок в свете требований ФГОС».
Цель нашей работы: «Критерии современного урока в рамках новых ФГОС». Чтобы реализовать данную цель нам необходимо решить определенные задачи. Какие? Давайте сформулируем задачи.
Задачи:
§ Определить типы уроков по новым ФГОС, их структуру
§ Установить отличие стандартных уроков от уроков по ФГОС
Руководитель: СЛАЙД 5
Что необходимо знать учителю, ведущему урок по новым ФГОС?
-Типология уроков -Структура урока - Рефлексия - Оценка знаний
-Деятельность учителя - Деятельность обучающихся - Требования к знаниям
Руководитель:
Перечислим типы уроков по новым ФГОС.
Задание 4:
-Соотнесите тип урока с его целевым назначением.
(на карточке перечислены типы уроков, на других карточках – их целевое назначение.)
Тип урока |
Целевое назначение |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний |
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
|
Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий) |
Урок применения метапредметных и предметных знаний |
Применение базовых учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности |
Урок обобщения и систематизации предметных знаний |
Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач) |
Урок повторения предметных знаний |
Закрепление предметных знаний, формирование УУД |
Контрольный урок |
Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи |
Коррекционный урок |
Индивидуальная работа над допущенными ошибками |
Интегрированный урок |
Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных |
Комбинированный урок |
Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока |
Нетрадиционные уроки (учебная экскурсия, учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, музее, компьютерном классе, предметном кабинете) |
Практическая направленность изучения теоретических положений |
Урок решения практических, проектных задач |
Практическая направленность изучения теоретических положений |
Руководитель: Каждый тип урока преследует свои цели и содержание
СЛАЙДЫ 6 - 12
1. Структура урока усвоения новых знаний: 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
|
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний. § с целью подготовки к контрольному уроку § с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление § в знакомой ситуации (типовые) § в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу |
5. Структура урока контроля знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура 4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
|
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения. 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
7. Структура комбинированного урока. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
|
|
|
III. Рефлексия. Подведение итогов мастер класса.
Руководитель:
Типы урока по новым ФГОС определены, этапы урока по новым ФГОС определены.
В чем же состоит отличие урока по новым ФГОС от традиционного урока?
Отличия традиционного урока от урока по ФГОС
СЛАЙДЫ 13-14
Требования к уроку |
Традиционный урок |
Урок по ФГОС |
Объявление темы урока |
Учитель сообщает учащимся |
Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач |
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться |
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование |
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели |
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся |
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля |
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы |
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции |
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию |
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся |
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке |
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока |
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили |
Проводится рефлексия |
Домашнее задание |
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) |
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Руководитель
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
o Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
o Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
o Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
o Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
o Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
o Продумать форму подведения итогов урока.
o Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Выводы:
Ø Ученик выступает не объектом, а субьектом учебной деятельности;
Ø На уроках применяются разнообразные источники знаний;
Ø Изменяется структура урока;
Ø Преобладают индивидуальная, коллективная деятельность;
Ø Отдается приоритет деятельности ученика;
Ø Применяются новые критерии оценивания деятельности обучающегося.
СЛАЙД 15
Технологическая карта
Надеюсь, что все, что вы вспомнили сегодня , поможет вам в аттестации.
Рефлексия для участников мастер класса.
И. Кант очень мудро заметил: «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой - отражающиеся в ней звезды».
Обведите свою левую руку. Каждый палец- это ваша позиция, по которой надо высказать мнение.
Большой палец- для меня все было важным и интересным.
Указательный- по этому вопросу получил конкретную информацию.
Средний- мне было трудно.
Безымянный- моя оценка психологической атмосферы……
Мизинец- мне было недостаточно…
Приложение1.
Типы уроков
В традиционной отечественной дидактике, как правило, используют типологии уроков по внешним основаниям:
1. Классификация уроков по дидактическим целям:
- комбинированный урок;
-урок совершенствования знаний, умений, навыков;
-урок изучения нового материала;
- урок контроля;
- урок обобщающего повторения;
2. Классификация уроков по этапам формирования навыка:
- вводный урок;
- тренировочный урок;
- итоговый урок.
3. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:
- урок-практикум;
- урок-семинар;
- урок-лекция;
- урок-зачет;
- урок-игра;
- урок-конференция;
- урок-экскурсия и др.
4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса:
- урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава;
- урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава;
- урок работы в малых группах;
- урок коллективного способа обучения.
5. Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:
- информирующий урок;
- проблемный урок;
- исследовательский урок;
- эвристический урок.
6. Классификация уроков по типу межпредметных связей:
- интегрированный урок;
- библиотечный урок;
- клубный урок;
- медиаурок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.