Статья «Современный урок в свете требований ФГОС»
Оценка 5

Статья «Современный урок в свете требований ФГОС»

Оценка 5
docx
17.01.2024
Статья «Современный урок в свете требований ФГОС»
Статья «Современный урок в свете требований ФГОС»
Статья «Современный урок в свете требований ФГОС».docx

Мастер – класс

СЛАЙД 1

Аудитория: члены методического объединения учителей начальных классов.

Тема: «Современный урок в свете требований ФГОС».

Цель: практическая  работа членов МО по изучению организации урока в условиях реализации ФГОС.

Мастер класс проводит

учитель высшей категории.

 I.Организационный момент. Мотивационная часть.

Руководитель:

     Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).

      В основу ФГОС положена новая идеология.

     Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

     Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

     Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

     Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

     Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей.

     Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?

      Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными?

     Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?

     И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?

      Работа нашего мастер класса должна помочь разрешению этих вопросов.

      Деление на группы.

Начнём с того, что вспомним учебный план, по которому работает учитель в данном классе.

Мы разделимся на две  группы  по образовательным областям. Используется активный метод (интерактивная технология).

I группа- за правый столик прошу присесть:

Л.Б. - Образовательная область ЯЗЫК И РЕЧЬ

Н.В. –ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Е.А. – ИСКУССТВО

II группа – за правый столик прошу присесть:

В.А. – ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА

Г.В. – МАТЕМАТИКА

Г.У. - ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

О.В. - ТЕХНОЛОГИИ

 

-Вспомните, пожалуйста, какие предметы входят в образовательные области каждого варианта.

 (освежили в памяти).

 

II. Основная практическая часть.

Тема мастер класса, цели и задачи.

СЛАЙД 2

Задание 1. На столах лежат листочки. Предлагаю вам  записать свои ассоциации со словом «ФГОС» (работаем в группах).

ФГОС:     СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТУ

ЛИЧНОСТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

КОМПЕТЕНЦИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УРОК В СИСТЕМЕ ФГОС

ТИПЫ УРОКОВ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Технологическая карта

 

Руководитель:

 В основу ФГОС положен системно – деятельностный и дифференцировнный подходы. 

Цель системно – деятельностного подхода: способность личности учиться, познавать; сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

Понятие «системный» - систематический. Цель: выработка умений, переходящих в навык.

Понятие «Деятельностный» - деятельность обучающихся. Цель: занятие обучающихся делом.

Дифференцировнный подход учитывает возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.

 

     Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

- использование интерактивных методик; (мы используем сейчас на мастер классе)

- участие в проектной деятельности;

-вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.

 

 Учитель на уроке управляет процессом обучения,  а не передает знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на практике.

Учащиеся на уроках

·        работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;

·        формулируют собственные заключения и оценочные суждения;

·        решают познавательные и практические задачи;

·        анализируют современные общественные явления и события;

·        осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах;

·        выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Вот это и есть действенный подход к обучению.

 

 Руководитель: на листочках подобраны ситуации на разных предметах.

Задание 2. Определите в каких из них реализуется деятельностный подход.

 

Например, при изучении темы: «Кошка» на уроке Окружающий природный мир предлагаю задания классу:

-Рассмотрите картинки. Кто на

них изображен?

-Покажите кошку.

-Что делает кошка?

-Покажи котенка. Что он делает?

- На кого он смотрит?

-Покажите взрослых котов.

-Что они делают?

-Хотите познакомиться с моим

котом?

Послушайте рассказ:

У меня дома живет взрослый кот.

Он большой.

У него черная и пушистая шерстка.

Моего кота зовут Биня.

Есть ли у вас дома коты?

Расскажите о них.

-Рассмотрите картинку.

Кого рассматривают дети?

-Как вы думаете, что хотят сделать дети?

-Прочитайте подпись под картинкой.

-А теперь представим ситуацию…

1. Бабушка спит, а котёнок размотал клубок с нитками и стал с ним играть.

-Сделайте вывод, какой же котенок?

(игривый).

2. Котёнок забрался на шкаф.

-Что же он любит делать? (бегать, играть. прыгать, охотиться, лазить).

3. Девочка расчесывает котенка специальной щеткой. Зачем?( потому что он пушистый).

4. Мальчик гладит котенка по шерстке.

-Значит, какой котенок? (ласковый).

-Есть ли у вас дома коты, кошки или котята?

Расскажите о них, используя слова, которые мы сейчас говорили.

 

УРОК ЧТЕНИЯ.

 

Игра « Какая буква заблудилась?»

Оборудование: предметные картинки, кассы букв.

 

На доске под картинками написаны их названия с характерными ошибками для наших обучающихся: замена. Вставка, перестановка, пропуск букв.

 

Учитель сообщает детям, что некоторые буквы заблудились. Ученики должны прочитать слова, найти заблудившуюся букву и вставить её на индивидуальном наборном полотне.

Игра « Какая буква заблудилась?»

Оборудование: предметные картинки, кассы букв.

 

На доске под картинками написаны их названия с характерными ошибками для наших обучающихся: замена, вставка, перестановка, пропуск букв.

 

Учитель предлагает детям посмотреть и определить всё ли в порядке? Можно ли это прочитать? Что нужно сделать? Сформулируйте задание.

Сделайте правильно.

 

 

Руководитель:                                                   СЛАЙД 3

         Планируя урок, учитель должен четко знать чего он хочет добиться от учеников, т.е. прогнозировать результаты работы на уроке. Стандарт устанавливает конкретные требования к результатам освоения АООП О УО (ИН ) - личностные, метапредметные, предметные (отличие от стандартного урока)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

n  Предметные

n  Метапредметные

n  Личностные

МЕТАПРЕДМ.   -   БУДы

n  Регулятивные

n  Познавательные

n  Коммуникативные

 

Задание3. Данные десять направлений требований к знаниям учащихся распределите на три соответствующие группы.

 

          Личностные                              метапредметные                               предметные

              1,5, 8                                               2,4,7, 9 , 10                                           3,6

 

1.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самоопределению; (Л)

2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения; (М)

3.Освоение обучающимися умениями по получению новых знаний по предмету; (П)

4. Освоение обучающимися универсальными учебными действиями;(М)

5. Формирование ответственного отношения к учению;(Л)

6. Преобразование и применение новых знаний в учебных, учебно-проектных ситуациях; (П)

7. Самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации сотрудничества с педагогами и сверстниками.(М)

8. Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач (Л)

9. Обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности(М)

10. Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) (М)

Руководитель:                                                 СЛАЙД 4

      Достигать данных результатов учителю приходится на уроках – как основной форме обучения в школе. Давайте попробуем вместе сформулировать тему нашего мастер  класса.

Тема: «Современный урок в свете требований ФГОС».

Цель нашей работы: «Критерии современного урока в рамках новых ФГОС». Чтобы реализовать данную  цель нам необходимо решить определенные  задачи. Какие? Давайте сформулируем задачи.

Задачи:

§  Определить типы уроков по новым ФГОС, их структуру

§  Установить отличие стандартных уроков от уроков по ФГОС

 

Руководитель:                                             СЛАЙД 5

       Что необходимо знать учителю,  ведущему урок по новым ФГОС?

-Типология уроков        -Структура урока        - Рефлексия         - Оценка  знаний

-Деятельность учителя      - Деятельность обучающихся      - Требования к знаниям

 

Руководитель:

Перечислим типы уроков по новым ФГОС.

Задание 4:  

      -Соотнесите тип урока с его целевым назначением.

(на карточке перечислены  типы уроков, на других карточках – их целевое назначение.)

 

Тип урока

Целевое назначение

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

 

Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Урок применения метапредметных и предметных знаний

Применение базовых учебных действий  в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Систематизация предметных знаний, универсальных   учебных действий (решение предметных задач)

Урок повторения предметных знаний

Закрепление предметных знаний, формирование УУД

Контрольный урок

Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Интегрированный урок

Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Нетрадиционные уроки  (учебная экскурсия,  учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, музее,

компьютерном классе, предметном кабинете)

Практическая направленность изучения теоретических положений

Урок решения практических, проектных задач

Практическая направленность изучения теоретических положений

 

Руководитель: Каждый тип урока преследует свои цели и содержание

СЛАЙДЫ 6 - 12

                                                                            1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

 

 

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

 

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

§    с целью подготовки к контрольному уроку

§    с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

§    в знакомой ситуации (типовые)

§    в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Рефлексия. Подведение итогов мастер класса.

Руководитель:

    Типы урока по новым ФГОС определены, этапы урока по новым ФГОС определены.

    В чем же состоит отличие урока по новым ФГОС от традиционного урока?

                                  Отличия традиционного урока от урока по ФГОС

СЛАЙДЫ 13-14

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок по ФГОС

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

 

Руководитель      

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

o    Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

o    Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

o    Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

o    Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

o    Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

o    Продумать форму подведения итогов урока.

o    Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Выводы:

Ø Ученик выступает не объектом, а субьектом учебной деятельности;

Ø На уроках применяются разнообразные источники знаний;

Ø Изменяется структура урока;

Ø Преобладают индивидуальная, коллективная деятельность;

Ø Отдается  приоритет деятельности ученика;

Ø Применяются новые критерии оценивания деятельности обучающегося.

СЛАЙД 15

Технологическая карта

Надеюсь, что все, что вы вспомнили сегодня , поможет вам в аттестации.

Рефлексия для участников мастер класса.

И. Кант очень мудро заметил: «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой - отражающиеся в ней звезды».

Обведите свою левую руку. Каждый палец- это ваша позиция, по которой надо высказать мнение.

Большой палец- для меня все было важным и интересным.

Указательный- по этому вопросу получил конкретную информацию.

Средний- мне было трудно.

Безымянный- моя оценка психологической атмосферы……

Мизинец- мне было недостаточно…

 

 

                                                                                                                         Приложение1.

 

Типы уроков

 В традиционной отечественной дидактике, как правило, используют типологии уроков по внешним основаниям:

1.       Классификация уроков по дидактическим целям:

- комбинированный урок;

-урок совершенствования знаний, умений, навыков;

-урок изучения нового материала;

- урок контроля;

- урок обобщающего повторения;

2. Классификация уроков по этапам формирования навыка:

- вводный урок;

- тренировочный урок;

- итоговый урок.

3. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:

- урок-практикум;

- урок-семинар;

- урок-лекция;

- урок-зачет;

- урок-игра;

- урок-конференция;

- урок-экскурсия и др.

4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса:

- урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава;

- урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава;

- урок работы в малых группах;

- урок коллективного способа обучения.

5. Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:

- информирующий урок;

- проблемный урок;

- исследовательский урок;

- эвристический урок.

6. Классификация уроков по типу межпредметных связей:

- интегрированный урок;

- библиотечный урок;

- клубный урок;

- медиаурок.


 

Мастер – класс СЛАЙД 1 Аудитория: члены методического объединения учителей начальных классов

Мастер – класс СЛАЙД 1 Аудитория: члены методического объединения учителей начальных классов

Начнём с того, что вспомним учебный план, по которому работает учитель в данном классе

Начнём с того, что вспомним учебный план, по которому работает учитель в данном классе

Понятие «Деятельностный» - деятельность обучающихся

Понятие «Деятельностный» - деятельность обучающихся

УРОК ЧТЕНИЯ. Игра «

УРОК ЧТЕНИЯ. Игра «

Достигать данных результатов учителю приходится на уроках – как основной форме обучения в школе

Достигать данных результатов учителю приходится на уроках – как основной форме обучения в школе

Руководитель: Каждый тип урока преследует свои цели и содержание

Руководитель: Каждый тип урока преследует свои цели и содержание

Рефлексия (подведение итогов занятия) 6

Рефлексия (подведение итогов занятия) 6

Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Классификация уроков по этапам формирования навыка: - вводный урок; - тренировочный урок; - итоговый урок

Классификация уроков по этапам формирования навыка: - вводный урок; - тренировочный урок; - итоговый урок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2024