Статья: «Таксономия Блума: как ставить цели в образовании».
Чтобы учеба приносила результат, полезно иметь план. Для этого психолог Бенджамин Блум создал систему, которая помогает ставить точные цели и отслеживать прогресс в обучении. Разбираемся, как она работает и кому нужна?
Что такое таксономия?
Таксономия — это наука о классификации сложных иерархических систем. Так же называют и сам принцип организации объектов от низшего к высшему. Часто его изображают в виде древовидной структуры или пирамиды.
Чаще всего этот термин применяют в биологии — впервые его предложил ботаник Огюстен Пирам Декандоль в 1813 году. Он занимался классификацией растений и с помощью таксономии разделил их на разные группы (таксоны) на основании общих признаков. Результаты своей работы ученый описал в «Элементарной теории ботаники» (Théorie élémentaire de botanique). До Декандоля попытки создать классификацию живых и неживых организмов предпринимал ботаник и зоолог Карл Линней — на его систематике основана нынешняя таксономия растений и животных.
Вот как выглядит современная биологическая классификация на примере человека:
Домен: Эукариоты
Царство: Животные
Тип: Хордовые
Класс: Млекопитающие
Отряд: Приматы
Семейство: Гоминиды
Род: Люди
Вид: Человек разумный
В XX веке термин «таксономия» стали применять и за пределами биологии: в географии, геологии, лингвистике, этнографии и других науках, которые нуждаются в упорядочивании множества объектов. Своя таксономия есть и в сфере безопасной жизнедеятельности - она нужна, чтобы классифицировать и анализировать человеческие ошибки и другие причины несчастных случаев. Таксономию безопасности применяют в атомной, железнодорожной и других отраслях.
Что такое таксономия Блума?
В середине XX века таксономию стали использовать и в сфере образования. В 1956 году ученые Чикагского университета во главе с психологом Бенджамином Блумом разработали таксономию Блума. Это педагогическая система, которая помогает структурировать учебный процесс, а также выявлять, измерять и оценивать уровень знаний, умений и навыков у учащихся. По задумке Блума, его система должна была устранить существующие в образовании несоответствия между целями учебной программы, возможностями, которые она дает, и фактическими результатами обучения.
Суть таксономии Блума в том, что она разбивает образовательный процесс на отдельные ступени или уровни, которые должен преодолеть учащийся для освоения учебного материала. Каждая ступень представляет собой определенную учебную цель и включает конкретные действия для достижения этой цели. Все учебные цели расположены в иерархическом порядке, а значит, осваивать их нужно последовательно — от простого к сложному. Такой подход помогает отслеживать результаты через достижение целей и превращает обучение в процесс, направленный на поочередное решение конкретных задач.
Любое обучение проходит в трех разных сферах: когнитивной, аффективной и психомоторной. В зависимости от рассматриваемой сферы обучения цели учебного процесса разнятся:
Когнитивная сфера. Она связана со знаниями и развитием интеллектуальных навыков. Включает в себя запоминание фактов, их применение, вынесение суждений и другие интеллектуальные процессы, связанные с познанием. По мнению Блума, в когнитивной сфере есть шесть целей, важных для освоения учебного материала: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Аффективная сфера. Отвечает за отношение к окружающему миру и включает чувства и эмоции, которые формируются у учащихся. Отслеживать успех обучения в аффективной сфере можно измеряя разные навыки: способность внимательно слушать, сопереживать, активно участвовать в дискуссиях, разрешать конфликты, вести себя последовательно и другим.Задачи в этой сфере обычно направлены на осознание своих чувств и эмоций, развитие отношений с окружающими. Аффективная сфера состоит из следующих целей, необходимых для формирования отношения к изучаемому предмету: получение, ответ, оценка, организация, абстракция.
Психомоторная сфера. Связана с практическими навыками, координацией и умением пользоваться различными инструментами. Эта область является одним из самых поздних дополнений к таксономии Блума и разработана его последователями. Обучающиеся разных направлений по-разному демонстрируют свое психомоторное развитие: студент медицинского вуза зашивает рану, студент-строитель - управляет экскаватором, а ученик танцевальной секции — выполняет балетные па.
Психомоторные навыки можно оценить с точки зрения скорости, точности, длительности, алгоритма действий и техник выполнения. Для освоения практических навыков в психомоторней сфере выделяют следующие цели: восприятие, готовность к действию, управляемый ответ, механизм, сложный открытый ответ, приспособление и происхождение.
Для чего нужна таксономия?
Таксономия образовательных целей — это удобная методика, которая помогает измерить результаты в обучении через достижение конкретных целей. Эта система используется для организации учебного процесса по всему миру.
Преподаватели могут планировать уроки и разрабатывать курсы в соответствии с таксономией, когда необходимо поставить четкие, измеримые и ограниченные по времени цели обучения. Это позволяет учащемуся сосредоточиться на конкретной задаче в текущий момент, а преподавателю — сделать процесс обучения последовательным и структурировать программу.
Кроме того, таксономия Блума помогает оценить качество обучения в целом. Для этого преподаватели могут выбирать подходящие способы измерения результатов учащихся в зависимости от их уровня. Если ученик находится на уровне знания, то достаточно теста; на уровне оценки студента можно проверить с помощью эссе и так далее.
Важно понимать, что таксономия Блума не является сводом строгих правил, которым нужно следовать в точности. Это теоретическая концепция, которую можно интерпретировать по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей ученика и образовательного процесса.
Уровни таксономии когнитивных целей:
У каждой сферы таксономии Блума есть свои ступени или уровни квалификации, выстроенные в иерархическом порядке. Они представляют собой уровни мышления, которые нужно развить для достижения учебной цели. Подобно пирамиде Маслоу, освоение таксономии Блума важно начинать с самого низшего уровня и по ходу получения базовых навыков переходить к более сложным. Согласно таксономии, невозможно перейти к следующему уровню, не освоив предыдущий — он закладывает основу для дальнейшего обучения.
Оригинальная таксономия Блума, созданная в 1956 году, описывала только когнитивную сферу. Вот из каких уровней она состоит.
Уровень знания:
Этот уровень включает усвоение, запоминание и воспроизведение информации в устном или письменном виде. Примерами заданий первого уровня могут быть запоминание правил настольной игры или хронологии Октябрьской революции 1917 года в России.
При этом на данном уровне не предполагается применение правил настольной игры в деле или анализ причин и следствий исторических событий - достаточно только узнать и запомнить конкретную информацию. Это важно, чтобы работать с ней на следующих уровнях.
Уровень понимания:
На этом уровне происходит интерпретация полученной информации. Для этого могут применяться обобщение, экстраполяция, описание и формулирование основных идей. Понимание в данном случае не равняется глубокой аналитике, хоть и предполагает некоторый навык оперирования полученными знаниями.
Примеры заданий: объяснить правила настольной игры другим, обобщить или пересказать события революции 1917 года.
Уровень применения:
Теперь полученные абстрактные знания нужно применить для решения конкретных практических задач. Важный навык на этом уровне — использование знаний в новых ситуациях, за пределами учебных сценариев. Для этого ученик может задействовать демонстрацию, эксперимент, объяснение, вычисление.
Примеры заданий: применить правила настольной игры для совершения хода, продемонстрировать пути наступления сторон во время революции 1917 года на карте.
Уровень анализа:
На четвертом уровне учащиеся способны разделять сложные идеи на составные части, понимают организацию и взаимосвязь частей, используют критическое мышление и могут найти логические ошибки. Для этого учащиеся выполняют различные операции со знаниями: разбивают, противопоставляют, сравнивают, дифференцируют, делают выводы. Способность анализировать важна для принятия решений.
Примеры заданий: определить ситуацию на поле игры для выбора дальнейшей стратегии, выявить причины революции 1917 года.
Уровень синтеза:
Если главной целью предыдущего уровня было научиться разделять информацию на части, то здесь, наоборот, нужно научиться ее комбинировать. Синтез — это творческий процесс создания идей и концепций с помощью обобщения, разработки, группирования, планирования.
Примеры заданий: распознать стратегию противника по шахматам на основе его ходов, создать групповой проект о событиях революции 1917 года.
Уровень оценки:
На самом высоком уровне в таксономии Блума учащийся выносит суждения об идеях или методах на основании критериев, которые может сформулировать самостоятельно или на основе имеющихся данных. Обучающийся оценивает логику построения материала, точность выводов, видит разницу между фактами и оценочными суждениями.
Примеры заданий: оценить преимущества и недостатки примененной стратегии в настольной игре, найти среди приведенных суждений о революции 1917 года правдивые и ложные.
Новая таксономия:
Со времен Блума модель претерпела немало изменений: появились описания аффективной и психомоторной сфер, а в 2001 году группа ученых под руководством коллеги Блума Дэвида Крэтвола пересмотрела классическую таксономию Блума. В новой версии таксономии когнитивных целей названия некоторых уровней изменены и расположены в другом порядке:
Запоминание,
Понимание,
Применение,
Анализ,
Оценка,
Создание.
Кроме того, авторы создали отдельную классификацию для знаний, которые нужно усвоить в когнитивной сфере. В прежней версии таксономия имела только одно измерение - уровень или когнитивный процесс, используемый в процессе обучения (знание, понимание, применение и другие), и представала в форме одномерной таблицы. В новой таксономии добавлено измерение знаний, благодаря чему таблица становится двумерной и рассматривает не только когнитивные процессы, с помощью которых мы усваиваем знания, но и сами типы этих знаний. Среди них выделяют следующие:
Знания фактов - включают знания терминологии, конкретных деталей и элементов. Это базовый материал для освоения массивов знаний.
Концептуальные знания — понимание того, как связаны элементы между собой в общей структуре. Включают знания классификаций и категорий, принципов и обобщений, теорий, моделей и структур.
Процедурные знания — это знания о том, как выполнить нужное действие, какие навыки, алгоритмы, техники и методы для этого применить.
Метакогнитивные знания — знания о том, как работает мышление и мыслит сам ученик, включая самопознание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.