Статья Технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного процесса в ГАПОУ СО «Слободотуринский аграрно-экономический техникум»
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Статья Технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного процесса в ГАПОУ СО «Слободотуринский аграрно-экономический техникум»

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
docx
16.01.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Статья.docx

Технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного процесса в ГАПОУ СО «Слободотуринский аграрно-экономический техникум»

 

Устюгова Ирина Николаевна,

преподаватель общеобразовательных дисциплин

ГАПОУ СО «Слободотуринский аграрно-экономический техникум»

 

Сопровождение обучающегося или группы обучающихся с ограниченными возможностями адаптации в образовательном процессе – одно из приоритетных направлений деятельности инклюзивного процесса, которое может быть определено как «…система профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития обучающегося в ситуации взаимодействия». Само понятие «сопровождение» следует распространять не только непосредственно на обучающегося с ОВЗ, обучающегося с инвалидностью, но и на других обучающихся-субъектов инклюзивного образовательного пространства, группы, родителей, но и на членов педагогического коллектива, реализующего это образование.

Таким образом, рассматривая любого обучающегося с ограниченными возможностями адаптации как основного субъекта инклюзивной образовательной среды, можно конкретизировать цель сопровождения: непрерывное поддержание силами всех специалистов  субъектов образовательного процесса равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка по амплификации образовательных воздействий (определяемых, в первую очередь, закономерностями индивидуального развития ребенка) и объемом, динамическими показателями этих образовательных воздействий, со стороны преподавателей, родителей, других субъектов образовательного процесса.

В общем виде психолого-педагогическое сопровождение как процесс       – целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса, будет определяться следующими тремя основными взаимосвязанными компонентами:

1. Систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса обучающегося, динамики его психического развития в процессе обучения.

2. Созданием социально-психологических условий для развития личности каждого обучающегося, успешности его обучения.

3. Созданием специальных социально-психологических                              и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении                обучающихся с ОВЗ (в образовательной парадигме  образовательными потребностями).

Основные этапы и особенности психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса

Процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического (по Л. Н. Харавиной). Практика показывает, что в целом можно пользоваться подобным подходом к определению этапности психолого-педагогического сопровождения, с условием большей дифференциации.         Первый этап – диагностический - предполагает первичную экспертизу всех компонентов, составляющих основу сопровождения. К таким компонентам следует отнести: оценку имеющихся ресурсов образовательного учреждения для запуска инклюзивных процессов, включая прогноз количества детей с ОВЗ, которые в целом способно «потянуть» образовательное учреждение (подготовительный подэтап); оценку состава обучающихся  во всех параллелях, в первую очередь, поступивших в образовательную организацию на начало учебного года, по наличию среди них обучающихся, нуждающихся в организации специальных образовательных условий и индивидуализации образовательного маршрута, разработки индивидуальной образовательной программы, ее компонентов (подэтап выявления); углубленную оценку,   то есть тех выявленных обучающихся с особыми образовательными потребностями, которые нуждаются в разработке индивидуальной образовательной программы и специальных образовательных условиях.

На втором поисково-вариативном этапе осуществляется определение целевых ориентиров комплексного сопровождения в рамках разрабатываемой здесь же индивидуальной образовательной программы. После детального определения всех образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ, с учетом «стратегических» рекомендаций ПМПК по организации психолого-педагогического сопровождения обсуждаются, а затем разрабатываются и детализируются отдельные компоненты сопровождения обучающегося специалистами социально-педагогической службы техникума. Каждый специалист в пределах собственной профессиональной компетенции и с учетом проведенного им же обследования обучающегося предлагает варианты собственного маршрута сопровождения, которые в дальнейшем должны, с одной стороны, обеспечить компенсацию и «доразвитие» имеющихся особенностей в рамках профессиональной деятельности того или  иного специалиста сопровождения.

Результатом этого этапа являются целостная индивидуально ориентированная образовательная программа во всех своих компонентах, а само психолого-педагогическое сопровождение приобретает характер междисциплинарного, учитывающего общность аналитических подходов различных специалистов, последовательность подключения к сопровождению специалистов техникума. Важным моментом, который должен быть рассмотрен на этапе разработки целостной индивидуальной образовательной программы, является определение срока, на который она разрабатывается.

На третьем практико-действенном этапе совершается реальные действия всех субъектов инклюзивной образовательной среды по осуществлению программы психолого-педагогического сопровождения включаемого обучающегося, других субъектов инклюзивной практики в соответствии с прописанными в индивидуальной образовательной программе направлениями деятельности специалистов сопровождения, методами и формами, в целом организацией деятельности ОУ. На этом этапе важно постоянно отслеживать динамику изменений, как состояния обучающегося, так и степени амплификации (присвоения) им образовательных воздействий. Точно также важным является поддержание необходимых обучающемуся специальных образовательных условиях, определяющих эффективную реализацию адаптированной образовательной программы. На следующем - аналитическом этапе психолого-педагогического сопровождения происходит, как это следует из самого его названия, анализ эффективности деятельности отдельных специалистов и оценка эффективности сопровождения обучающегося в целом во всех его аспектах. Совершенно очевидно, что подобная оценка эффективности сопровождения, не имеющая на настоящий момент четко обозначенных критериев, может определяться лишь опосредованно через аттестационные показатели овладения обучающимся адаптированного учебного материала, сформированности значимых умений и навыков, традиционных показателей социализированности включенного обучающегося. Подобную оценку эффективности следует рассматривать как еще одну не менее значимую технологию психолого-педагогического сопровождения.

Под технологией понимают совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

Педагогическая технология (а психолого-педагогическое сопровождение можно в полном объеме отнести к  строгое научное проектирование и точное-педагогическим технологиям) – воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий; систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.

Основные технологии психолого-педагогического сопровождения: 

·                    построение адекватной возможностям обучающегося последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий обучающихся с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету; 

·                   технологии проведения междисциплинарных консилиумов- специалистов, что в свою очередь способствует выстраиванию приоритетов и определению стратегии медицинского и психолого-педагогического сопровождения как в конкретные моменты, так и на длительные периоды, а также оценке эффективности той или иной стратегии сопровождения;

·                   технологии выделения обучающихся группы риска по различным видам дезадаптации (образовательной и/или поведенческой); 

·                   технологии оценки особенностей и уровня развития обучающихся с выявлением причин и механизмов (психологической, клинической и педагогической типологизации состояния обучающегося) его проблем, для задач создания адекватной абилитации и сопровождения обучающегося и его семьи; 

·                   технологии оценки внутригрупповых взаимоотношений, для решения задач сопровождения всех субъектов инклюзивного образовательного пространства, формирования эмоционального принятия и группового сплочения; 

·                   технологии собственно коррекционно-развивающей работы с включаемыми обучающимися и, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства; 

·                   технологии психокоррекционной работы с различными- участниками образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями, администрацией), в том числе и крайне специфической психологической работы с родительскими и преподавательскими ожиданиями.

На базе государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Слободотуринский аграрно-экономический техникум» проходят обучение группы профессиональной подготовки – это обучающиеся с ОВЗ, имеющие свидетельство об окончании школы. Для построения эффективного образовательного процесса в техникуме разработана программа психолого-педагогического сопровождения и адаптации обучающихся с ОВЗ, программа содействия трудоустройству выпускников техникума.

Программа психолого-педагогического сопровождения и адаптации осуществляется всеми субъектами образовательного и воспитательного процесса. Инклюзивная образовательная среда формируется целой командой преподавателей, мастеров производственного обучения, воспитателей, социально-психологической службой техникума, работающими в междисциплинарном сотрудничестве, включенными в единую организационную модель и владеющими единой системой методов.

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования осуществляется в реализации различных видов деятельности по сопровождению обучения детей с ОВЗ: встречи с психологом, классные часы, совместные трудовые мероприятия и т.д.

Программа оптимизации и содействия трудоустройству обучающихся с ОВЗ включает в себя следующие формы работы:

- профинформация;

- профконсультирование;

- профдиагностика;

- занятия с элементами тренинга. 

Периодичность занятий – 1 раз в неделю, длительность каждого занятия составляет 3 часа. Форма работы групповая, оптимальное число участников    10 – 12 человек.

Тематический план программы:

Занятие 1. Вводно-мотивационное занятие, первичная диагностика.

Занятие 2. Установление мотивов.

Занятие 3. Жизненные ценности.

Занятие 4. Осознание особенностей профессии. Престиж.

Занятие 5. Выбор профессии. Ошибки в выборе профессии.

Занятие 6. Строительство собственной жизни.

Занятие 7. Основы альтернативного выбора (схема выбора «хочу» – «могу» – «надо»).

Занятие 8. Способности и выбор профессии.

Занятие 9. Постановка целей.

Занятие 10.Рынок труда. Поиск работы.

Занятие 11. Планирование профессионально образовательного маршрута.

Занятие 12. Заключительное. «Моя будущая профессия!»

Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями в общеобразовательные и профессиональные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.  Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования — это  важная составляющая модели инклюзивного образования.

 

Список литературы

1 Концепция о правах инвалидов. Равный среди равных. М. : Алекс, 2018.

 

скачать по прямой ссылке