Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Оха им.А.Е.Буюклы
Программа
тренингов (по социально-психологической поддержке молодых специалистов)
«Мы тебе рады!»
Срок реализации: 2021-2022 учебные года
г. Оха
2022
Содержание
1 |
Пояснительная записка |
|
2 |
Цели и задачи программы |
|
|
||
3 |
Основные принципы работы с молодым педагогом |
|
|
|
|
4
5 |
Основные направления и формы работы с молодым педагогом
Ожидаемые результаты |
|
6 |
Тематический план |
|
|
1. Пояснительная записка
Современной образовательной организации нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к данному включению в инновационный процесс.
Однако, как показывает образовательная практика и социально-педагогические исследования, даже при достаточно высоком уровне готовности логической деятельности личностная и профессиональная адаптация начинающего педагога, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям - сложный и зачастую продолжительный процесс.
Деятельность преподавателя сложна и многогранна. В процессе ее осуществления начинающий педагог сталкивается с определенными затруднениями: страх больших аудиторий, недостаточное владение учебным материалом по преподаваемой дисциплине, отсутствие навыков владения методами практической работы при осуществлении дифференцированного подхода к студентам, сложности в организации воспитательной работы и т.д. Данные проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист на старте педагогической деятельности знает достаточно, но мало умеет, так как у него не сформированы профессионально значимые качества (компетенции). В современных условиях выпускник вуза, колледжа должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Как следствие, происходит не всегда оправданный отток молодых преподавателей, не нашедших себя в выбранной профессии. Сегодня адаптация молодых специалистов заслуживает самого пристального внимания, возникает жизненная необходимость у выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить психологическую помощь на рабочем месте.
Важную роль в жизни молодого педагога способен играть педагог-психолог. В первые три года работы, он помогает и направляет, корректирует деятельность молодого учителя.
Таким образом, актуальной становится проблема адаптации начинающего преподавателя к своим новым профессиональным функциям.
Адаптация зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. Задача, стоящая перед педагогическим коллективом образовательной организации в первые месяцы педагогической деятельности молодого специалиста, - сокращение периода адаптации начинающего преподавателя, способствующее скорейшему включению его в выполнение профессиональных планов и образовательных программ, созданию максимально благоприятных условий для развития педагогического мастерства и самореализации личности.
Данная программа нацелена на решение задачи более успешной адаптации начинающих педагогов. В ее выполнении должны участвовать администрация, педагоги, социально-психологическая служба, профсоюзный комитет и иные заинтересованные и компетентные субъекты образовательного процесса при активной роли начинающего педагога.
2. Цели и задачи программы
Цель программы: оказание социально-психологической помощи начинающим педагогам в профессиональной и личностной адаптации.
Задачи программы:
- помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;
- создание условий для развития индивидуального стиля педагогической творческой деятельности;
-развить профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям; предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и -затруднения в организации учебных занятий в школе и поиск возможных путей их преодоления;
-стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности.
Приоритетные направления реализации программы:
-Общение людей со схожими взглядами и проблемами.
-Обеспечение реализации образовательных запросов начинающих педагогов.
-Обнаружение пробелов в профессиональной деятельности, проблем в психолого-педагогической адаптации и нахождение путей их устранения.
-Формирование уверенности в своем профессиональном росте.
-Оказание методической помощи в становлении профессиональной компетекомпетентности.
3. Основные принципы работы с начинающим преподавателем
Принцип гуманизации.
Это принцип выражается в гуманности целей, способов, средств управления, в установлении гуманных отношений между участниками образовательного процесса на всех этапах работы с начинающим специалистом. Сотрудничество, сотворчество превалирует над управленческими воздействиями, утверждая субъект - субъектные отношения.
Принцип аксиологизации.
Структурирующим элементом профессиональной компетентности преподавателя выступает система гуманистических ценностных ориентации, которая задает вектор направленности его поведения и деятельности.
Принцип индивидуализации.
В основе данного принципа лежит признание факта уникальности и неповторимости пути развития каждого педагога. Это, в свою очередь, предполагает сочетание нерегламентированных, творческих видов деятельности с фундаментальной гуманистической подготовкой начинающего специалиста и конструирования на их основе своего собственного профиля образования.
Деятельностный принцип.
Формирование личности начинающего педагога, ее продвижение в профессиональном развитии осуществляется не тогда, когда она пассивно воспринимает готовые знания, а когда она включена в деятельность, т.е. сама выступает в роли исследователя. Данный принцип определяет выбор средств
и способов достижения цели, а так же тактику профессионального совершенствования начинающего педагога.
4. Социально-психологическое направление и формы работы с начинающим педагогом
Реализация социально-психологического направления программы предусматривает использование психодиагностики с целью выявления возможных проблем в профессиональной деятельности начинающего педагога, профессиональных ожиданий и потенциала педагогической деятельности; формирование психологических основ установления коллегиальных отношений, снятие психоэмоционального напряжения, сближение участников тренинга и т.д.
В процессе организации работы с начинающими преподавателями для усиления мотивации, учета индивидуальных особенностей и построения личного плана профессиональной адаптации необходимо использовать разнообразные формы:
- постоянно действующий режим консультирования;
- проблемно-ситуационное обучение;
- тренинги;
5. Ожидаемые результаты
Реализация программы предусматривает оперативное и целеустремленное преодоление неизбежных трудностей в процессе адаптации начинающего педагога. Психологическим аспектом адаптации является принятие высокого социально-психологического статуса личности начинающего специалиста в педагогическом и ученическом коллективах.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам обучения и делятся на три группы:
Теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы. Психолого-социальная адаптация предполагает успешность вхождения учителя в новый коллектив, умение решать межличностные проблемы, поставить себя в позицию равноправного члена коллектива. Результативность психологического контакта с учениками и их родителями
В результате обучения педагоги:
- приобретут навыки взаимодействия с коллегами, детьми, родителями приобретут опыт педагогической деятельности ;
-сформируют навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций, создание детского коллектива;
-познакомятся и приобщатся к традициям школы
6. Тематический план
на 2021-2024 учебные годы
№ |
Содержание |
Ключевые вопросы, приобретенные знания, умения работы |
Сроки |
1. |
Тренинг «Добро пожаловать!» |
Способствовать сплочению участников, анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности преподавателя в коллективе.
|
сентябрь 2021 |
2. |
Тренинг «Создай себе настроение» |
Способствовать сплочению участников, групповое занятие по снятию эмоционального напряжения |
декабрь 2021 |
3. |
Тренинг-игра «Посвящение в учителя» |
Способствовать сплочению участников. Подведение итогов работы за год, предварительное планирование работы на следующий год
|
май 2022 |
4. |
Тренинг «Мы тебя ждали!» |
Способствовать сплочению участников, анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности преподавателя в коллективе.
|
сентябрь 2022 |
5. |
Тренинг «Я в «Домике»!» |
Способствовать сплочению участников, научить способам реагирования на немотивированную агрессию
|
декабрь 2022 |
6. |
Тренинг-игра «Посвящение в учителя» |
Способствовать сплочению участников, подведение итогов работы за год, предварительное планирование работы на следующий год
|
май 2023 |
7. |
Тренинг «Приветствуем, тебя, коллега!» |
Способствовать сплочению участников, анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности преподавателя в коллективе |
сентябрь 2023 |
8. |
Тренинг «Ярмарка положительных эмоций» |
Способствовать сплочению участников. Групповое занятие по снятию эмоционального напряжения |
декабрь 2023 |
9. |
Тренинг-игра «Посвящение в учителя» |
Способствовать сплочению участников. Подведение итогов работы за год, предварительное планирование работы на следующий год
|
май 2024 |
Интернет-ресурсы:
1. https://infourok.ru/programma-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-adaptacii-molodih-pedagogov-816862.html
2. https://урок.рф/library/programma_raboti_s_molodimi_spetcialistami_adaptatc_130251.html
3. https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2014/05/22/programma-podderzhki-molodykh-pedagogov
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.