Статья "Учебный кабинет - творческая лаборатория учителя"
Оценка 4.9

Статья "Учебный кабинет - творческая лаборатория учителя"

Оценка 4.9
docx
14.02.2021
Статья "Учебный кабинет -  творческая лаборатория учителя"
статья .docx

Жарикова Светлана Семеновна,
учитель физики,

МБОУ «Табулгинская СОШ
им. П.Д.Слюсарева»
Чистоозерный  район 
Новосибирская  область

 

 

Учебный кабинет -  творческая лаборатория учителя

 

 

«Для решения задачи развития творческих способностей школьников при обучении физике необходимо, прежде всего

 знать особенности творческого процесса в развитии

этой науки и ее технического применения».

(В.Г.Разумовский)

Современные подходы к организации образовательного процесса предполагают реализацию социальных запросов общества. Социализация ученика происходит за счет обеспечения образовательного взаимодействия ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с самим собой, информационной средой и образовательными объектами. Средой образовательного взаимодействия и становится современный учебный кабинет. Как правило, кабинет физики обладает колоссальным образовательным, воспитательным, развивающим, корригирующим потенциалом. И от того, насколько правильно и грамотно он будет оснащён зависит, раскрытие индивидуальных и творческих способностей учеников в обучении.

Кабинет физики вчера, сегодня

Возможности учебного кабинета позволяют мне создавать авторские методические материалы, и публиковать их на образовательных сайтах: «Знанио», «Инфоурок», на моем электронном ресурсе «УчПортфолио» https://uchportfolio.ru/zharikova  

В соответствии с новыми требованиями к образовательному процессу учитель систематически должен повышать свой методический уровень, следить за научными достижениями в области образования, использовать ИКТ в педагогической деятельности, максимально использовать возможности учебного кабинета.

Основными направлениями работы в кабинете физики могу выделить следующие:

1.      Использование мультимедийных презентаций в программе Power Point. Слайды помогают создать образ объекта или явления, увеличивают наглядность, занимательность, оживляют учебный процесс. А привлечение учащихся к созданию презентаций только удваивает эффект приобретения новых знаний.

2.      Создание авторских тестов, дидактических материалов или проведение занятий контроля и коррекции знаний по готовым электронным носителям, что позволяет разнообразить формы проверки и оценки знаний, умений, навыков учащихся.

3.      Выполнение учащимися творческих работ, исследовательских проектов способствует овладению умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.

4.      Использование электронных учебников, компьютерных дисков по предмету позволяет сэкономить время как на уроке, так и при подготовке к нему, разнообразить виды учебной деятельности учащихся.

5.      Использование Интернет-ресурсов. Неоценима их роль при подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА.

6.      Участие в Интернет-конкурсах способствует развитию творческих, исследовательских способностей школьников.

7.      Работа с интерактивной доской. Её использование эффективно для изображения различных фигур, выделения нужной информации, добавления записи к заранее подготовленной информации, для удобства мультимедийного сопровождения

Роль кабинета физики в работе с детьми разной категории

1.Одаренные дети

В основе работы с одаренными детьми выделяю три аспекта: работа с учащимися, одаренными в познавательной деятельности (в области физики) в творческой сфере и в коммуникативной деятельности (лидерские способности).

Цель моей деятельности в этом направлении: помочь учащимся всесторонне развить свои способности, способствовать личностному росту учеников.

Задачи:

•    выявление одаренных детей;

•    формирование мотивации к самообразованию и самореализации;

•    стимулирование познавательной деятельности, помощь в развитии способностей;

•    формирование активной жизненной позиции;

•    создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Формы работы:

•    индивидуальные/групповые занятия по предмету;

•    преподавание элективных курсов: в 10-11 классах «Методы решения физических задач»; в 8 классе "Физика вокруг нас";

•    преподавание в течении трех лет обязательного курса «Индивидуальный проект»;

•    реализация дистанционного обучения в случае длительного отсутствия ученика по причине болезни или отъезда;

•    проектная и исследовательская деятельность с учащимися https://uchportfolio.ru/zharikova/?page=33524;

•    участие в предметных олимпиадах, конкурсах, акциях, учебно-исследовательских конференций разного уровня https://uchportfolio.ru/zharikova/?page=33521

•    занятия в дистанционной школе по физике на платформе ОЦ «Сириус», очной научной смене «Альтаир».

2.При работе с детьми из социально неблагополучных семей в первую очередь обращаю внимание на жизненную ситуацию каждого. Для каждого такого ребенка необходим индивидуальный подход. Следует помнить, что мы не просто учителя, а наставники, жизненные ориентиры для ребят, у которых не все в порядке дома и нет других образцов для подражания в лице родителей. Свою главную цель я вижу в том, чтобы не просто научить их чему-то, но и помочь сформировать активную жизненную позицию, показать им, что они творцы своих судеб и способны на многое.

Формы работы:

•    индивидуальные/групповые занятия по предметам, с целью помочь неуспевающим;

•    вовлечение во внеурочную деятельность, участие в проектной деятельности;

•    творческие задания;

•    активное внедрение ИКТ;

Результатами моей работы является отсутствие необучаемых и неуспевающих по итогам годовых отметок, ежегодная положительная динамика успеваемости среди детей из социально неблагополучных семей. Во внеурочной деятельности учащиеся активно участвуют в проводимых мной акциях и проектах, предметных неделях, конкурсах различного уровня. Дети данной категории зачастую не имеют возможности сделать задания, для выполнения которых необходим компьютер и/или Интернет. Поэтому двери моего кабинета открыты для них во внеурочное время с 16-00 до 17-00. Предоставляю им материалы из учебных пособий в электронном и распечатанном виде, даю возможность в кабинете работать с электронными учебниками, приложениями к учебнику, электронными тренажерами на образовательных интернет – ресурсах ЯКласс и Учи.ру.

3.Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Ежегодно обучаю 3-5 учащихся с ОВЗ 7 вида. Рабочие программы по физики адаптированы для учащихся с ОВЗ. На учебных занятиях реализую индивидуальный подход, разрабатываю систему заданий для контроля знаний и занимательных, нестандартных, практико-ориентированных заданий для социализации ребенка, повышения мотивации к обучению. Активно применяю ИКТ. Вместе с психологом школы вовлекали дети с ОВЗ в исследовательскую деятельность, участие в конкурсах и акциях

Кабинет физики - пространство развития, творчества, коллективной деятельности

             Кабинет физики - пространство для развития активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, создания условия для развития у учащихся способности усвоения нового опыта, вовлекая их в поисковую, групповую или коллективную деятельность.

           Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.    Элективные курсы /курсы по выбору/ призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника. Каждый год веду 2-3 элективных курса, проводимых в кабинете физики https://uchportfolio.ru/zharikova/?page=33523

     Мой кабинет предоставляет все возможности для проведения командных, интеллектуально-творческих игр. Исследовательская игра является хорошим тренингом навыков исследовательской деятельности учащихся. Играя, дети продолжают учиться формулировать тему, гипотезу, ставить цель, говорить об актуальности. Идея игры даёт возможность применять её элементы на различных этапах урока и во неурочной деятельности. Мною проведены следующие игры:

 1.Исследовательская игра «Неизвестные планеты»

https://uchportfolio.ru/blogs/read/?id=4707

2. Командная интеллектуально-творческая игра «Синергия»

     https://uchportfolio.ru/blogs/read/?id=4928

3. Командная интеллектуально – творческая исследовательская игра

 «Неведомый науки зверь»

    https://uchportfolio.ru/blogs/read/?id=4929

4. Командная интеллектуально-творческая игра «Изобретатели»

https://uchportfolio.ru/blogs/read/?id=4980

Творческие способности человека развиваются на основе высокоразвитого мышления, глубоких знаний в области физики, практического опыта и интереса к делу. Были разработаны дидактические средства, которые могут быть использованы по развитию творческих способностей и поддержанию творческой активности учащихся. Творческие работы учащихся хранятся в кабинете физики в папках: «Творческие работы»; «Необычные учебные материалы». На моем электронном ресурсе представлены некоторые творческие работы учащихся https://uchportfolio.ru/zharikova/?page=58862

Кабинет физики – место транслирования опыта работы

На базе кабинета физики работает ММО учителей естественно – математического цикла. Я являюсь руководителем данной секции.

Основные направления деятельности ММО:

1.Формирование единых требований к оценке результатов освоения планируемых результатов по предмету на основе образовательных стандартов. Составление в рамках ММО контрольных, тематических, рубежных контрольных работ.

2.Разработка системы мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации.

3.Составление планов работы по темам самообразования, обмен опытом.

4.Организация и проведение предметных недель (декад) в образовательном

учреждении.

4. Непрерывное повышение квалификации педагогов (курсы ПК, семинары, сетевые педагогические сообщества, самообразование и др.).

5.Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся и интерес к естественно – научным дисциплинам.

6.Организовать целенаправленную работу учителей с учащимися, мотивированными на учёбу, через индивидуальный подход на уроках, занятиях в кружках, в проектной, исследовательской деятельности.

7.Обеспечить выход проектной и исследовательской деятельности учащихся на практические конференции, конкурсы.

Кабинет физики завтра

Развитие наукоемких технологий породило острую потребность в инженерных кадрах, и государство, наконец, обратило свое внимание на оснащение учебного процесса.  Перемены произошли в связи с изменением задач, стоящих перед современным обществом.

Основные требования к оснащению кабинета физики предусматривают приоритетность практического подхода к учебному процессу, ориентированность на формирование у подрастающего поколения стойких навыков наблюдения за природными процессами.

- С начала нового 2021 года я начинаю реализовывать программу дополнительного общеобразовательного общеразвивающего образования «Физика в экспериментах».  Программа «Физика в экспериментах» - образовательная, модифицированная, естественно-научная направленность, ориентированная на активное приобщение детей к познанию окружающего мира, выполнение работ исследовательского характера, решение разных типов задач, постановку эксперимента, работу с дополнительными источниками информации, в том числе электронными. Срок освоения программы - 1 год.

Цель программы: развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, исследовательских и экспериментаторских навыков в ходе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний

- С октября 2019 года являюсь руководителем районной инновационной площадки по теме «Индивидуальная проектно-исследовательская деятельность как фактор саморазвития старшеклассников». Промежуточные итоги работы представлены на фестивале инновационных площадок https://drive.google.com/file/d/1iR-ht0xTtWfFySu66qIc97ebE-axEGEI/view .  Работа в данном направлении продолжается до 2022года.

Заключение

Безусловно, спровоцировать интерес у учащегося к обучению может только грамотный учитель, который знает, как подать, преподнести изучаемый материал так, чтобы учащиеся заинтересовались, обратили   внимание на изучаемый предмет. При этом качественное, разнообразное оборудование для демонстрационных опытов, для практических занятий может стать довольно значимым, весомым помощником для учителя физики.

 Владея широкими возможностями, предметный кабинет физики с комплектом интерактивного лабораторного оборудования предоставляет педагогу возможность находить наиболее интересные и эффективные методы учебы, делая занятия интересными и более насыщенными. Рабочее место учителя превращается в динамическую систему учебы и позволяет создавать динамические и интересные уроки.

 

Источники:

Восканян А. Г. Кабинет физики в школе. Методическое пособие. -М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2011 г.


 

Скачано с www.znanio.ru

Жарикова Светлана Семеновна, учитель физики,

Жарикова Светлана Семеновна, учитель физики,

ИКТ в педагогической деятельности, максимально использовать возможности учебного кабинета

ИКТ в педагогической деятельности, максимально использовать возможности учебного кабинета

В основе работы с одаренными детьми выделяю три аспекта: работа с учащимися, одаренными в познавательной деятельности (в области физики) в творческой сфере и в коммуникативной…

В основе работы с одаренными детьми выделяю три аспекта: работа с учащимися, одаренными в познавательной деятельности (в области физики) в творческой сфере и в коммуникативной…

Свою главную цель я вижу в том, чтобы не просто научить их чему-то, но и помочь сформировать активную жизненную позицию, показать им, что они творцы…

Свою главную цель я вижу в том, чтобы не просто научить их чему-то, но и помочь сформировать активную жизненную позицию, показать им, что они творцы…

ОВЗ в исследовательскую деятельность, участие в конкурсах и акциях

ОВЗ в исследовательскую деятельность, участие в конкурсах и акциях

Творческие способности человека развиваются на основе высокоразвитого мышления, глубоких знаний в области физики, практического опыта и интереса к делу

Творческие способности человека развиваются на основе высокоразвитого мышления, глубоких знаний в области физики, практического опыта и интереса к делу

Кабинет физики завтра Развитие наукоемких технологий породило острую потребность в инженерных кадрах, и государство, наконец, обратило свое внимание на оснащение учебного процесса

Кабинет физики завтра Развитие наукоемких технологий породило острую потребность в инженерных кадрах, и государство, наконец, обратило свое внимание на оснащение учебного процесса

Владея широкими возможностями, предметный кабинет физики с комплектом интерактивного лабораторного оборудования предоставляет педагогу возможность находить наиболее интересные и эффективные методы учебы, делая занятия интересными и…

Владея широкими возможностями, предметный кабинет физики с комплектом интерактивного лабораторного оборудования предоставляет педагогу возможность находить наиболее интересные и эффективные методы учебы, делая занятия интересными и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2021