Воспитание честности и правдивости у детей.
Нравственное
воспитание предполагает развитие моральных качеств, которые составляют основу и
сущность человека, готового к активному и плодотворному участию в жизни
общества, умеющего работать в коллективе, обладающим правильным отношением к
людям, требовательного к себе и другим, честного и принципиального.
Честность, правдивость важно формировать с самых ранних лет.
Быть честным и правдивым — это значит открыто заявлять о своем мнение, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном поступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Дети по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать. Правдивость и непосредственность проявляют они в поступках, суждениях, оценках, в откровенных высказываниях.
Честность — это открытое, искреннее отношение к людям и вещам. Проявление лжи — это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых. Многие дети лгут, потому что догадываются, что сделали что- то не так и попросту не хотят разочаровать взрослых или быть наказанными. Дети боятся наказания за свой неправильный поступок, стремятся переложить свою вину на другого ребёнка.
Жажда самоутверждения, развивающееся чувство собственного достоинства, стремление выглядеть сильным, храбрым, а значит, и быть признанным в обществе товарищей толкают ребенка на явные преувеличения.
Целесообразно в нравственном воспитании детей использовать прием — вознаграждение за честность. Таким вознаграждением может быть похвала, проявление радости от того, как хорошо поступает ребенок, сказав правду. Но надо помнить, что дети любят похвалу и поощрения, и поэтому важно, чтобы они были честными не ради того, чтобы их получить, а понимали, что хорошие и правильные поступки нужно делать, потому что они правильные, а не потому, что за них будет награда. Ведь в будущем за честность они не всегда получат вознаграждение. Не стоит так же поощрять за честность материально — это может выработать у ребенка привычку получать благо за свои действия и сместить его моральные ориентиры.
Организуя жизнь ребят в 1-ом классе, руководя различной
их деятельностью, учитель влияет на их поведение и взаимоотношения,
нравственное развитие в целом, ибо правдивость, честность не формируются
изолированно от моральных основ личности. Именно вместе с расширяющимся кругом
нравственных представлений дети более глубоко осмысливают, что значит быть
правдивым, честным в действиях. В детском коллективе всегда присутствуют
определенные правила, которые необходимо выполнять и которые ориентируют детей
на развитие и воспитание у них положительных черт характера. Стараясь
добиться от детей осмысленности и устойчивости в выполнение правил, учитель
раскрывает их нравственную сущность.
И в этом плане неоценимый помощник — художественная литература. На примерах
художественной литературы и жизненных ситуаций, а также опираясь на стремление
самого первоклассника быть хорошим, учитель подводит детей к очень важным
понятиям: хороший человек честен, правдив, справедлив; он честен и
добросовестен в труде; справедлив и правдив в отношениях с людьми на работе и у
себя дома. Хорошие дети поступают так же.
Не надо забывать и о малых фольклорных жанрах, роль которых неоценима в
воспитании детей. На каждый случай у нашего народа есть меткое слово — мудрая
мысль — это пословица или поговорка. Пословица учит, как надо поступать и как
не надо, высмеивает хвастунов, лгунов:
- Кто один раз соврет, тому больше не верят.
- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
- Соврешь — не помрешь, да и впредь не поверят.
- Раз соврал — навек лгуном стал.
- У лжи короткие ножки.
- Правда светлее солнца, правда глаза колет.
Русская пословица не только осуждает плохие поступки людей, но и подсказывает, как следует поступить, чтобы их исправить: умел ошибиться, умей и исправиться.
Решающую роль в воспитании честности, правдивости играет положительный
опыт, главным образом приобретаемый детьми в повседневной жизни, в семье.
Задача родителей — воспитывать у детей отрицательное отношение ко лжи, как чему — то запрещенному, некрасивому, унижающему достоинство человека. Слишком строгое наказание дома, завышенные требования и сильное давление со стороны родителей свидетельствует о непонимании характера ребенка, его возрастных особенностей кризисных состояний. Это может привести к тому, что ребенок начинает обманывать из страха неприятностей. Иногда ребенок обманывает, чувствуя бессилие выполнить все то, что требуют от него родители или испытывает дефицит внимания с их стороны.
Родители
должны быть для своих детей образцом правдивости и честности не только в
отношениях между собой, но и по отношению к ним. Это явится лучшим залогом
воспитания правдивости и честности у детей. Бессмысленно говорить о воспитании
у детей честности и искренности, если родители сами допускают в отношениях
между собой или с детьми ложь, неискренность, не выполняют обещание, не держат
данное слово.
Таким образом, воспитание честности и правдивости у детей младшего школьного
возраста сложный и многогранный процесс, требующий определенных знаний и
совместных усилий от педагогов и родителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.