Статья "Воспитание финансовой грамотности младшего школьника"
Оценка 4.7

Статья "Воспитание финансовой грамотности младшего школьника"

Оценка 4.7
docx
26.03.2024
Статья "Воспитание финансовой грамотности младшего школьника"
Воспитание финансовой грамотности.docx

 Воспитание финансовой грамотности младших школьников путём реализации программ внеурочной деятельности и средствами Учебно - методического комплекса (УМК) «Школа России»

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось оно в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывались с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную, политическую, экономическую грамотность. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию.

Одним из направлений работы лицея является создание условий для успешного формирования финансовой грамотности  младшего школьника, начиная уже с 1 класса. Формирование финансовой грамотности осуществляется посредством содержания учебного предмета «Окружающий мир» и через реализацию программ внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» - с 1 по 4 класс и «Финансовая грамотность» - 4 класс.

 

Рассмотрим подробнее экономические понятия, которые включены в образовательную область «Окружающий мир».

Так, в учебнике 3 класса представлен раздел «Чему учит экономика». Изучая этот раздел, учащиеся будут учиться:

-раскрывать роль экономики;

-различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи;

-понимать роль денег в экономике;

-объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

-понимать, как ведётся хозяйство семьи.

 

Материал по экономическому воспитанию, представленный в программе «Окружающий мир», входит в содержание только с 3 класса, носит ознакомительный характер. Для полноценного формирования его явно недостаточно. Поэтому с 1 класса в лицее введен курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность», в который входит блок «Финансовая грамотность».

Рассмотрим программу внеурочную деятельность «Функциональная грамотность» авторов  Буряк Марии Викторовны, Шейкиной Светланы Анатольевны, на примере 3 класса.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа включает в себя 4 блока:

-«Читательская грамотность»;

-«Математическая грамотность»;

-«Финансовая грамотность»;

Естественно - научная грамотность».

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Содержание блока «Финансовая грамотность» включает:

-бюджет;

-уровни государственного бюджета;

-семейный бюджет,

-заработная плата,

-пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия);

-обязательные, желаемые и непредвиденные расходы;

-налоги;

-экономия семейного бюджета.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

понимание и правильное использование финансовых терминов;

– представление о семейных расходах и доходах;

– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

– представление о различных видах семейных доходов;

– представление о различных видах семейных расходов;

– представление о способах экономии семейного бюджета.

Например, при работе с текстом в 3 классе при изучении темы…  у учащегося формируются умения…

Тема

Предмет изучения

Формируемые умения

Что такое «бюджет»?

Федеральный бюджет, уровни бюджета, дефицит, профицит.

– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «бюджет», «налоги»; «дефицит», «профицит»;

– понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России;

– объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются;

– выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ;

– уметь слушать и слышать собеседника.

Перед вами пример занятия по «Финансовой грамотности», где вы можете познакомиться с включёнными в него заданиями:

- самостоятельные размышления, полагающиеся на личный опыт учащегося;

- дополнения предложения;

- обсуждения с одноклассниками;

- выбор правильного ответа;

- работа со схемами, иллюстрациями, текстами.

В 4 классе курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» вводится уже отдельно. Его авторами являются Георгий Гловели, Елена Гоппе, Юлия Корлюгова.

В комплект входят:

- пособие для учащихся «Финансовая грамотность»;

- рабочая тетрадь для учащихся;

- методические рекомендации для учителя;

- материалы для родителей (назначение пособия состоит в том, чтобы продемонстрировать родителям, чему учится учащийся на занятиях и какие финансовые темы и вопросы, жизненные ситуации можно и важно обсудить с ним дома).

Цель: повышение финансовой грамотности российских граждан, принятию ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.

В содержание предмета входят следующие модули:

-Как появились деньги и какими они бывают?

-Из чего складываются доходы в семье?

-Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как это избежать?

-Деньги любят счёт.

Работая с этими модулями, учитель использует различные виды занятий:

-постановка проектной задачи;

-решения проектной задачи;

-проведение мини-исследования;

-занятие-игра;

-занятие-экскурсия и др.

Таким образом, финансовая грамотность – основа экономического образования. Её формирование в начальной школе заключается в повышении уровня экономической образованности младших школьников, создание понятийной основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах, приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Экономические сведения помогут лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений, осознать важность каждой из профессий, а учащемуся в дальнейшем, быть разумным  в финансовом поведении.


 

Воспитание финансовой грамотности младших школьников путём реализации программ внеурочной деятельности и средствами

Воспитание финансовой грамотности младших школьников путём реализации программ внеурочной деятельности и средствами

Рассмотрим подробнее экономические понятия, которые включены в образовательную область «Окружающий мир»

Рассмотрим подробнее экономические понятия, которые включены в образовательную область «Окружающий мир»

Например, при работе с текстом в 3 классе при изучении темы… у учащегося формируются умения…

Например, при работе с текстом в 3 классе при изучении темы… у учащегося формируются умения…

Деньги любят счёт. Работая с этими модулями, учитель использует различные виды занятий: -постановка проектной задачи; -решения проектной задачи; -проведение мини-исследования; -занятие-игра; -занятие-экскурсия и др

Деньги любят счёт. Работая с этими модулями, учитель использует различные виды занятий: -постановка проектной задачи; -решения проектной задачи; -проведение мини-исследования; -занятие-игра; -занятие-экскурсия и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2024