Воспитание финансовой грамотности младших школьников путём реализации программ внеурочной деятельности и средствами Учебно - методического комплекса (УМК) «Школа России»
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось оно в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывались с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную, политическую, экономическую грамотность. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию.
Одним из направлений работы лицея является создание условий для успешного формирования финансовой грамотности младшего школьника, начиная уже с 1 класса. Формирование финансовой грамотности осуществляется посредством содержания учебного предмета «Окружающий мир» и через реализацию программ внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» - с 1 по 4 класс и «Финансовая грамотность» - 4 класс.
Рассмотрим подробнее экономические понятия, которые включены в образовательную область «Окружающий мир».
Так, в учебнике 3 класса представлен раздел «Чему учит экономика». Изучая этот раздел, учащиеся будут учиться:
-раскрывать роль экономики;
-различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи;
-понимать роль денег в экономике;
-объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
-понимать, как ведётся хозяйство семьи.
Материал по экономическому воспитанию, представленный в программе «Окружающий мир», входит в содержание только с 3 класса, носит ознакомительный характер. Для полноценного формирования его явно недостаточно. Поэтому с 1 класса в лицее введен курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность», в который входит блок «Финансовая грамотность».
Рассмотрим программу внеурочную деятельность «Функциональная грамотность» авторов Буряк Марии Викторовны, Шейкиной Светланы Анатольевны, на примере 3 класса.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа включает в себя 4 блока:
-«Читательская грамотность»;
-«Математическая грамотность»;
-«Финансовая грамотность»;
-«Естественно - научная грамотность».
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Содержание блока «Финансовая грамотность» включает:
-бюджет;
-уровни государственного бюджета;
-семейный бюджет,
-заработная плата,
-пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия);
-обязательные, желаемые и непредвиденные расходы;
-налоги;
-экономия семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Например, при работе с текстом в 3 классе при изучении темы… у учащегося формируются умения…
Тема |
Предмет изучения |
Формируемые умения |
Что такое «бюджет»? |
Федеральный бюджет, уровни бюджета, дефицит, профицит. |
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «бюджет», «налоги»; «дефицит», «профицит»; – понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России; – объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются; – выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ; – уметь слушать и слышать собеседника. |
Перед вами пример занятия по «Финансовой грамотности», где вы можете познакомиться с включёнными в него заданиями:
- самостоятельные размышления, полагающиеся на личный опыт учащегося;
- дополнения предложения;
- обсуждения с одноклассниками;
- выбор правильного ответа;
- работа со схемами, иллюстрациями, текстами.
В 4 классе курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» вводится уже отдельно. Его авторами являются Георгий Гловели, Елена Гоппе, Юлия Корлюгова.
В комплект входят:
- пособие для учащихся «Финансовая грамотность»;
- рабочая тетрадь для учащихся;
- методические рекомендации для учителя;
- материалы для родителей (назначение пособия состоит в том, чтобы продемонстрировать родителям, чему учится учащийся на занятиях и какие финансовые темы и вопросы, жизненные ситуации можно и важно обсудить с ним дома).
Цель: повышение финансовой грамотности российских граждан, принятию ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.
В содержание предмета входят следующие модули:
-Как появились деньги и какими они бывают?
-Из чего складываются доходы в семье?
-Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как это избежать?
-Деньги любят счёт.
Работая с этими модулями, учитель использует различные виды занятий:
-постановка проектной задачи;
-решения проектной задачи;
-проведение мини-исследования;
-занятие-игра;
-занятие-экскурсия и др.
Таким образом, финансовая грамотность – основа экономического образования. Её формирование в начальной школе заключается в повышении уровня экономической образованности младших школьников, создание понятийной основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах, приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Экономические сведения помогут лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений, осознать важность каждой из профессий, а учащемуся в дальнейшем, быть разумным в финансовом поведении.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.