Образовательная и воспитательная среда лицея
как основная база развития интеллекта учащегося
Направления модернизации современного образования требуют разработки и реализации компетентно - ориентированного содержания на системно - деятельностной основе. На первый план выходит задача построения развивающей образовательной и воспитательной среды школы, обеспечивающей высокое качество и доступность образования, духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся, формирование у них ключевых компетенций и способностей, инновационного и профессионально направленного мышления, универсальных учебных действий. Это выступает как условие безопасности, успешной самореализации, продвижения каждого ребенка, развитие его интеллекта, и развития общества в целом.
Новый ФГОС выдвигает в качестве приоритета российского образования задачу формирования у обучающихся не просто знаний и умений по предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию, саморазвитию, а также эффективно работать с информацией, оценивать её социальную значимость, следовательно, развитие интеллекта в целом.
Реалии сегодняшнего дня требуют от выпускников умения решать новые, нестандартные проблемы, умения коммуникационного взаимодействия и сотрудничества, а также умения учиться не только в школьный период, но и на протяжении всей жизни человека. Развитие интеллекта личности в системе образования и воспитания обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий в урочное и внеурочное время.
В нашем лицее работа ведется по следующим принципам:
– построение развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся, является предметом деятельности взрослых и детей;
– развивающая образовательная среда должна быть комфортной для участников образовательного процесса, при этом обучающиеся в ней становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни;
– содержание образования в школе строится на тесном взаимодействии детей и взрослых, при активном участии последних, которые становятся помощниками, наставниками и консультантами в образовательном (воспитательном) процессе;
– программы разных типов и видов ориентируют образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий;
– универсальные учебные умения в развивающей среде школы формируются тем же способом, что и любые умения;
– качество образования в школе определяется развитием взаимодействия взрослых и детей, их влиянием на постановку целей, проектирование содержания, анализ и оценку результатов;
– качество образования характеризуется использованием современных образовательных технологий, эффективностью их применения;
– качество образования характеризуется полноценным использованием ресурсов развивающей среды музеев разных типов и видов, учреждений культуры (музейная и театральная педагогика);
– развивающая образовательная среда – это здоровьесберегающая среда в школе и вне ее.
Такой взгляд на построение развивающей образовательной среды в нашей школе означает:
– что взрослые и дети выступают участниками совместной деятельности, им комфортно в процессе взаимодействия;
– школа рассматривается как развивающее образовательное сообщество взрослых и детей, создаваемое ими как участниками образовательного процесса.
Развивающая образовательная среда лицея охватывает:
· урочную деятельность;
· внеурочную деятельность;
· традиционные мероприятия.
Для развития интеллекта очень важен деятельностный подход в обучении младших школьников. Он включает в себя:
· систему вопросов и заданий для формирования межпредметных универсальных действий;
· проблемно-диалоговое обучение;
· проектную деятельность;
· рефлексивную деятельность.
Формирование деятельностного подхода к обучению начинается уже с первого класса. Психологи утверждают, что речь ребёнка сосредоточена на кончиках пальцев рук. Работа и с тактильными ощущениями, и с предметно – действенными манипуляциями реализуется по двум направлениям:
1. Работа с «пальчиками»;
2. Работа с информацией:
a) Графическое изображение правил;
b) Составление карточек – помощниц.
Наши учителя используют в своей работе проектную деятельность.
Метод проектов в урочное и внеурочное время.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. Развитие интеллекта формируются также на занятиях внеурочной деятельности. Она осуществляется в формах, отличных от классно-урочной системы, направлена на достижение планируемых результатов освоения ООП.
В нашем лицее занятия идут по следующим направлениям:
1. Спортивно - оздоровительное («Подвижные игры»).
2. Духовно - нравственное («Я – гражданин России», программа построена на организации коллективных творческих дел, проектной деятельности). Например: «Кормушка для птиц», «Открытка для ветерана», «Подарок первокласснику» и т.д.
3. Социальное («Школьная республика» - основы самоуправления, «Гармония» - тренинги и работа с психологом).
4. Обще-интеллектуальное («Мой инструмент-компьютер» - освоение компьютерной графики и использование полученных умений в проектной деятельности, «Мы – исследователи» - поисковые и научные исследования).
5. Общекультурное («Путешествие по стране этикета» - игровые занятия, проектная деятельность, «Люби и знай свой край» - музейная педагогика).
Формирование УУД в лицее также осуществляется через систему традиционных мероприятий. Итоговые линейки. Они проводятся в начале года и в конце каждой четверти. На линейке собираются все учащиеся начальной школы. Здесь подводятся итоги учебной деятельности, отмечаются самые интересные проекты, победители конкурсов и соревнований, озвучиваются коллективные дела на следующую четверть. Разнообразные конкурсы. Начиная от конкурсов на самый пунктуальный класс» до творческих («Новогодняя игрушка», «Конкурс осенних поделок», «Стихи, посвященные блокадному Ленинграду» и т.д.). Защита исследовательских работ («Защитники в моей семье»). Интеллектуальные марафоны. Смотр строя и песни, военно-патриотическая игра «Зарница». Праздники («Посвящение в лицеисты», литературные викторины и игры по станциям, концерт для ветеранов и ко Дню матери, «Прощание с начальной школой»).
Таким образом, созданная в лицее образовательная и воспитательная среда способствует развитию интеллекта у младшего школьника. Благодаря системной и планомерной работе всего коллектива сотрудников школы наши дети становятся успешными, уверенными в себе людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь. Наши ученики и выпускники выбирают креативные профессии, демонстрируют свою готовность и умение обучаться в течение всей жизни, способность к самоизменению и формированию, что и требуется от человека, живущего в век бурного роста и смены технологий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.