«Воспитательное значение репетиционных занятий в учебном процессе хореографического отделения Детской школы искусств».
Репетиционные занятия являются основным звеном всей учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной работы с детским хореографическим коллективом. Репетицию можно представить как сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит коллективная творческая деятельность, предполагающая определённый уровень подготовки участников. Без этого теряется смысл проведения репетиции.
Преподаватель и концертмейстер вынуждены постоянно искать такие приёмы и методы работы с коллективом на репетиции, которые позволяли бы успешно решать стоящие перед ним в тот или иной период времени творческие и воспитательные задачи. Знание основных методических и педагогических условий организации репетиционной работы и умение критически переосмыслить их в соответствии с индивидуальной творческой манерой и конкретными особенностями коллектива является важной предпосылкой успешной организации и проведения репетиций.
Хотелось бы сказать о самых важных моментах организации репетиционных занятий.
Начинать репетицию необходимо вовремя, независимо от того, сколько пришло к назначенному часу учащихся. Это послужит хорошим уроком тем, кто опоздает, и приучит всех приходить на репетицию за 10 - 15 минут до начала. В противном случае, зная, что руководители из-за несвоевременной явки учеников задерживают репетицию, число опозданий может постоянно увеличиваться, что приведёт к потере времени, отведённого на репетицию. От этого снижается не только художественная отдача репетиции, но теряется и её воспитательный, нравственно-организующий смысл. Безответственное отношение одних порой расслабляет в определённом отношении других, в коллективе появляются нездоровые тенденции «исключительности» для некоторых участников, резко падает педагогическое значение репетиции. Таким образом, начало репетиций в строго установленное время — это и этическое, и педагогическое, и художественно-эстетическое требование.
Каждой репетиции необходимо органическое вступление, увертюра из разговора, простого двухминутного общения со всеми вместе, включая концертмейстера. Это необходимо, чтобы войти в определённую тональность и настроится на предстоящую работу.
Если вся организационная часть репетиции обеспечена должным образом, то усиливается и её воспитательное воздействие. Поэтому так важно продумать репетиционные занятия до мельчайших подробностей.
Отрицательно влияют на творческий настрой участников неожиданные вызовы преподавателя, например к телефону, к директору и т.д. Если же всё-таки возникает необходимость отлучиться с репетиции, то контроль над выполнением заданий переходит к концертмейстеру.
Без продуманной организации репетиции не может быть ни подлинного взаимопонимания между преподавателем, концертмейстером и коллективом, ни реализации педагогической и художественной программы. Чёткая организация служит поддержанию в учащихся творческого горения, их активной самоотдаче.
Педагогическая эффективность репетиции во многом зависит от умело составленного плана работы, так как без планирования в репетиции неизбежно появляется элемент стихийности, разбросанности, самотёка. Она может неожиданно затянуться или, наоборот, закончиться быстро, так как что-то выпало из поля зрения преподавателя, он что-то забыл сделать, из намеченного ранее. Всё это, в конечном счёте, сказывается на художественно-эстетическом росте коллектива, психологическом настрое учеников на серьёзное творчество. Знание руководителем своего коллектива, его творческих возможностей позволяет достаточно точно и подробно составлять план каждой репетиции. Это требование относится как к начинающим, так и достаточно опытным руководителям.
План репетиции включает основные направления деятельности и задачи с их детальной расшифровкой, которые предстоит решить коллективу. Задачи должны носить конкретный характер и важно, чтобы они включали моменты не только технические, но и художественно-эстетические и педагогические.
Воспитательные задачи формулируются в первую очередь для придания всей работе коллектива единой стержневой линии. Педагогические цели предстают в этом случае сверхзадачей. На её обеспечение направляются усилия коллектива и руководителей, ей подчиняются все учебные и репетиционные занятия. Сверхзадача закладывается как бы внутрь деятельности коллектива, органически включается в её содержание.
Исходя из плана, художественный руководитель предварительно ставит перед участниками конкретные задачи: выучить движения, представить образное содержание исполняемого номера, его художественно-исполнительские особенности и т.д. Введение в эту работу специальных элементов, формирующих и развивающих нравственные качества личности, способствуют решению педагогических целей. Эта деятельность относится к числу наиболее сложных, требующих особого дара — развитого педагогического перспективного мышления, мастерства, чутья и видения развития личности, умения проектировать этот процесс, придавать всей учебно-творческой деятельности и репетиционной работе воспитательную направленность, сочетать с развитием технических и художественно-исполнительских навыков у детей их нравственно-эстетическое развитие, формирование общей культуры поведения.
Характер репетиций зависит, во-первых, от технической подготовленности учащихся, во-вторых, от степени сложности исполняемого и разучиваемого репертуара. Для профессиональных хореографических ансамблей в этом плане одни методические установки, для детских хореографических коллективов — другие. Репетиция должна опираться на багаж знаний и умений, которые накоплены учениками. Накопить же они их могут только путём систематической и упорной учебной работы. Нельзя это положение понимать таким образом, что репетиции ничего не дают для художественно-технического и исполнительского уровня учащихся, ведь в процессе репетиционных занятиях коллектива оттачивается мастерство исполнителей.
Репетиция, как правило, начинается с разминки, которая не должна быть затянутой, чтобы у детей остались силы для работы над репертуаром. В детском хореографическом коллективе не следует работать над одним произведением в течение половины репетиции, тем более в течение всей репетиции. Ученики в этом случае быстро устают, они допускают в исполнении непроизвольные ошибки, вызванные в первую очередь снижением внимания, усталостью. В первый период работы хореографического коллектива необходимо подбирать лёгкие и небольшие, разные по характеру и настроению номера. Такой подход к подбору репертуарных произведений позволяет разнообразить занятия, способствует быстрому усвоению исполнителями различных художественно-технических приёмов.
В работе с учащимися лучше чередовать лёгкие номера с трудными, быстрые с медленными. На лёгких дети как бы «разогреваются», трудные номера, особенно если они ещё хорошо не усвоены, требуют повышенного внимания, существенных эмоциональных и физических затрат. Учащиеся в этом случае должны быть хорошо настроенными на работу или уже втянутыми в неё и в то же время не уставшими. Дети не любят частых остановок на репетиции, это сбивает темп и настрой репетиционных занятий. К тому же, частые остановки разбивают целостное представление о номере, а это значит, что усложняется работа воображения.
Многое из того, что не получается после первого, чернового исполнения, начинает совершенствоваться через 2-3 занятия: ученики лучше слышат музыку, улавливают стиль номера, его характерные, темповые, смысловые особенности, образно-эстетическое содержание. Данное обстоятельство помогает правильно исполнить не получившиеся трудные движения номера.
На репетиции замечания нужно стараться делать не по каждому допущенному промаху в отдельности, а сразу по нескольким, после исполнения целого номера. Можно ограничиться словесными пояснениями, высказывать их конкретно, почти физически осязаемо, чтобы всем было всё понятно. Если же уверенности в том, что исполнители сделают при следующем повторении так, как нужно, нет, необходимо попросить группу или весь состав заново пройти не получающиеся места, закрепив, таким образом, исправленное.
Очень важен темп репетиционных занятий. Не следует репетировать один и тот же номер более 2-3 раз, даже если его исполнение не устраивает преподавателя. Возможно, что учащиеся не поняли поставленных перед ними задач (невнятно объяснено, невнимательно слушали) или же они не могут выполнить в силу слабой технической подготовки. Для исправления допущенных ошибок нужны более конкретные объяснения. Если и после этого ученики не смогут выполнить требований, исполняют с ошибками — следует пойти на компромисс, потом отдельно поработать с детьми, у которых не получаются движения, чтоб не отвлекать всех от работы. Монотонные, многократные повторения одного и того же номера снижают внимание, чуткость к жестам, объяснениям руководителя, притупляют творческую мысль у исполнителей. Занятия превращаются в скучные и назойливые поучения. Принцип интереса и увлечённости — это одно из основных условий для плодотворной работы детского хореографического коллектива. К темпу репетиции относится и умение руководителя вовремя сделать перерыв в занятии, целесообразнее всего его сделать через 45-50 минут после начала работы.
Важно также, чтобы репетиция носила завершённый характер, но при этом у детей сохранялось желание позаниматься ещё. Это настраивает их на дальнейшую самостоятельную творческую работу: поучить партии, отдельно поработать над техническими движениями и т.д. Пресыщение занятиями ведёт к снижению интереса к творчеству, а значит, и падает эффективность занятий, их отдача. У детского хореографического коллектива всегда должно быть в готовности определённое количество номеров, с которыми он может выступать, не испытывая при этом больших затруднений с подготовкой к концерту.
В целях более эффективной воспитательной работы на репетиционных занятиях необходим учёт индивидуальных особенностей каждого ребенка как в плане личностном, психологическом, так и в плане художественной подготовки. Немаловажен в данном случае и фактор возрастных различий учеников.
Репетиция - это труд, при котором не всегда видны результаты. Обязанность руководителей детских коллективов своим примером воодушевлять учеников, не давая им охладеть к творчеству. Активность детей зависит от того, в каком состоянии находится преподаватель во время репетиции, именно он является источником энергии, передаточным звеном творческого импульса. К речи руководителя во время репетиции предъявляются особые требования. Выражать мысли следует эмоционально ярко и как можно короче, ведь ученики приходят на репетицию, чтобы выразить себя как танцоры, но не выслушивать пространные разговоры.
На завершающем этапе подготовки репертуара к концерту необходимо пройти все номера с начала до конца, дать почувствовать исполнителям всю программу в целом, проверить её выстроенность, равномерно распределить силы и эмоциональное напряжение, наметить временные отрезки, связанные с переодеванием и подготовкой костюмов, решить задачи психологического настроя учащихся к концерту.
Репетиционные занятия - это не только эффективный путь развития способностей участников, но и один из важнейших факторов воспитания трудолюбия, воли, внимания, настойчивости, целеустремленности учащихся. От того, как организована репетиционная деятельность коллектива и в какой форме, зависит успех не только в достижении творческих результатов, но и воспитании участников, в формировании гармонически развитой личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.