… Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто.
В.А. Сухомлински
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной.
Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.
В условиях развития дошкольного образования педагогу необходимо осознавать важность сотрудничества с семьей для создания единого пространства, направленного на всестороннее развитие ребенка
. Одним из важных условий реализации основной образовательной программы нашего ДОУ (в соответствии с ФГОС ДО) является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели, родители — главные участники педагогического процесса.
Мы считаем, что работа с родителями –
это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей,
помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей;
взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. Для того, чтобы родители стали активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, педагогам необходимо вовлечь родителей в сферу педагогической деятельности: заинтересовать, помочь понять, что участие в данном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка, использовав при этом как традиционные формы работы с семьей, так и новые, основанные на традициях семейного воспитания.
Наблюдая за современными родителями, мы пришли к выводу, что в большинстве своём они люди грамотные, осведомлённые и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесёт положительный результат и не вызовет должного интереса.
Учитывая все это, мы выстраиваем взаимодействие с родителями таким образом, чтобы оно приносило положительные результаты, именно тогда ребенку будет полезно, интересно и комфортно пребывать в дошкольном учреждении, что благоприятно скажется на развитие детей в целом.
Для этого мы придерживаемся следующих принципов взаимодействия с родителями: 1) Доброжелательный и доверительный стиль общения.
2) Индивидуальный подход к каждой семье
3) Сотрудничество, а не наставничество.
Тем самым мы решаем следующие задачи: — повышаем правовую и педагогическую культуру и компетенции родителей;
— изучаем и обобщаем лучший опыт семейного воспитания;
— вовлекаем родителей в образовательный процесс через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
В нашем учреждении мы внедряем новые формы взаимодействия с семьями воспитанников: совместные и семейные проекты различной направленности, родительские клубы «Художественный салон», «Заботливый родитель», опосредованное интернет общение (создание интернет — пространства групп), родительские встречи выходного дня, мастер — классы, ИКТ (презентации, видеоролики). Мы с успехом используем различные презентации, где знакомим родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, транслируем непосредственно — образовательную и проектную деятельность в детском саду. Подобная форма работы с родителями привносит в процесс ознакомления с новыми навыками и знаниями интерес, которого зачастую так не хватает на родительских собраниях. Ведь информация, донесенная в данной форме, гораздо легче усваивается и перерабатывается. Рис. 1. Показ презентации «Вот и стали мы на год взрослее» Одной из наиболее эффективных форм работы с семьёй мы считаем «Мастер-классы для родителей». Взрослый вместе с детьми участвует в какой-либо деятельности, вместе создают продукт. Он может, например, в ходе продуктивной деятельности вместе с детьми сидеть за общим столом и выполнять такую же работу, что и они, или часть коллективной работы, оказывая при необходимости помощь детям как старший партнё В. А. Сухомлинский
Проект “Новые горизонты” предполагает создание психолого-педагогической базовой среды в дошкольном образовательном учреждении, целью которой является: реализации социального потенциала молодой семьи.
Цель проекта:внедрение инновационных подходов к решению проблем молодой семьи и формирование механизмов социальной поддержки.
Задачи проекта:
- оказание молодой семье услуг социального, психологического, консультативного плана; - распространения лучшего опыта воспитания и развития детей в семье; - организация комплекса семейных оздоровительных мероприятий; - организация познавательного, активного и содержательного досуга и отдыха молодых семей; - коррекция внутри семейных отношений; - духовно-нравственное воспитание семьи
. Проект «Центр социальной поддержки молодой семьи» включает проекты: «Виртуальная группа раннего сопровождения детей «Аистенок», «Консультативный пункт», «Страна «Здоровье», «Планета Игр», «Группа кратковременного пребывания "Непоседа», «Послушный язычок»
o тельный и доверительный стиль общения.
o Индивидуальный подход к каждой семье.
o Сотрудничество, а не наставничество
o Консультативный пункт в детском саду создали для родителей детишек в возрасте от 1 до 7 лет НЕ посещающих детский сад.
o Здесь родители БЕСПЛАТНО могут получить консультации у таких специалистов как логопед, психолог, старшая медсестра, педагог. Получить ответы на вопросы обучения, воспитания и развития ребенка. В этом году консультативный пункт посетило более 100 родителей.
», « «Страна «Здоровье», «Планета Игр», «Группа кратковременного пребывания "Непоседа», «Послушный язычок»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.