Тема «Знакомство младших дошкольников с элементами казахского быта через дидактические игры по сенсорике»
"Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш."
(В.А.Сухомлинский)
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания, идеи воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Еще Сухомлинский писал, что одной из главной целью работы воспитателя, является зарождение в сердце ребенка святыни –Любовь к Родине. Учить детей любить свое Отечество, чтобы все что с ним связано, его счастье, его могущество, его традиции…..- чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. У нас у воспитателей ,великая и почетная миссия: вдохнуть в каждое меленькое сердце патриотические чувства к Родине.
Сухомлинский раскрывает содержание понятия «Родина», увязывает его с понятиями «человек», «труд», «семья», «красота», «традиции» и другими. «Сердцевина человека - любовь к Отечеству- закладывается в детстве»,-пишет он.
В сознании ребенка должно постепенно начиная складываться четкое, яркое и рождающие интерес представление о нашем Казахстане. С этой целью мы разработали для детей младшей группы дидактические игры ,которые дают небольшое путешествие по традициям, культуре нашей страны.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
В младшем возрасте у детей малый запас знаний, происходит знакомство с предметами, объектами и их назначением. Всегда перед нами стоял вопрос, как можно доступно знакомить детей с казахским бытом, традициями и обычаями. Изучив литературу мы в своем пособии связали знакомство с Казахстаном и формирование у детей представлений о сенсорных эталонах в дидактических играх, начиная с того, что дети непосредственно видят в жизни-с семьи , с мероприятий проводимых в детском саду, с родного города (празднование Наурыза).
Изучив опыт работы педагогов новаторов, литературу по патриотическому и сенсорному воспитанию нами составлено методическое пособие для использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Разработанные игры охватывают как сенсорное развитие, активизацию речи ребёнка, дети 2 -4 лет знакомятся не только с сенсорными эталонами (основными цветами спектра) и эталонов формы (геометрические фигуры, величины), но получают знания о том, как называется казахская национальная посуда, утварь (кесе, табақ, дастархан, қоржын, сырмақ), как называется национальное жилище казахов (юрта), когда его используют (устанавливают на праздники, когда в степи пасут скот..), получают элементарные знания о национальной одежде, казахских музыкальных инструментах.
Игры воспитывает в ребенке культуру логического мышления: способствует развитию памяти, внимания, творческого воображения.
Предложенные игры рассчитаны как для индивидуальной так и для групповой работы с детьми младшего дошкольного возраста. Являются многофункциональными. Можно использовать на магнитной доске и как настольные игры. Задания соответствуют возрасту младших дошкольников.
Дидактические игры по знакомству с Казахстаном через сенсорику являются одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Ведь игра – основной вид деятельности наших детей. И имеют две цели: обучающую (которую преследует взрослый) и игровую (ради которой действует ребенок). При сохранении эмоционально – положительного отношения детей к заданию, дидактические игры позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале.
Преимущество данных игр состоит в том, что они являются универсальным материалом на развитие у детей логического, ассоциативного мышления, а это является основой интеллектуального развития, на формирование патриотических чувств к стране, в которой они живут. Результативность дидактических игр подтверждается следующими знаниями детей к концу года: знание основных цветов, знание геометрических фигур, знание расширять и обогащать знания об окружающем мире; расширяется словарный запас детей.
Такие игры – занятия помогают детям младших групп лучше воспринимать окружающий мир и быстро ориентироваться в нём.
Картотека дидактических игр:
№ |
название |
1 |
Расставь по величине. |
2 |
Помоги разложить асыки по величине лунки.
|
3 |
Выкладывание асыков. |
4 |
Выложи асыки по образцу.
|
5 |
Выполни задание: покажи, где находится Айсулу (между , рядом, за, перед, близко, далеко ). |
6 |
Подбери сервиз такого же цвета как дастархан . |
7 |
Помоги Айсулу подбрать саукеле и желетку такого же цвета как көйкелек. |
8 |
Собери чайные сервизы. |
9 |
Расставь юрты по аулам. |
10 |
Найди көйлек маленького (большого) размера ; покажи длинное (короткое) көйкелек широкое (узкое). |
11 |
Расположи юрты на листе бумаги. |
12 |
Найди кесе для сурпы, чая и назови ее цвет. |
13 |
Укрась юрту орнаментом не такого цвета как юрта. |
14 |
Подбери к жилетке тюбетейку такого же цвета |
15 |
Девочки посадили на клумбе тюльпаны такого же цвета как их көйлек. |
16 |
Расставь юрты к празднику Наурыз. |
17 |
Расставь юрты к празднику Наурыз. |
18 |
Ленты для шаңырақа. |
19 |
Подбери шыңырақ к юртам |
20 |
Помоги подготовить Дерево желаний к празднику Наурыз |
21 |
Резные картинки. |
22 |
Разложи предметы в қоржын такого же цвета. |
23 |
Подбери қоржын такого же цвета как желетки у мальчиков |
24 |
Сырмақ. Найди пару по цвету орнамента .
|
25 |
Сырмақ. Найди пару .
|
26 |
Помоги Алдар Косе выбрать чапан заданного цвета |
27 |
Расставь домбры по величине |
28 |
Расставь домбры по очереди .
|
29 |
Помоги подобрать маленькие асыки для жетыгена.
|
30 |
Домино. |
31 |
Қымшы и Бишік.
|
32 |
Помоги разнести дастарханы по юртам |
33 |
Помоги разнести дастарханы по юртам.
|
43 |
Помоги разлить кумыс по кесешкам такого же цвета как торсык |
44 |
Вкладыши |
45 |
Вкладыши |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.