Статья. БОЛЬШЕ ВСЕГО ДЕТЯМ ХОЧЕТСЯ ВИДЕТЬ В СВОИХ РОДИТЕЛЯХ ДРУЗЕЙ И СОВЕТЧИКОВ.
Оценка 4.6
Особые потребности +1
doc
Междисциплинарный 4
9 кл—11 кл +1
18.12.2018
Проблема взаимоотношений родителей и детей существовала во все времена. Но наиболее напряженные отношения присущи именно подростковому возрасту, когда ребенок переживает пубертатный кризис, связанный с половым созреванием и психологическим взрослением. В этот период подросток стремиться быть независимым от взрослых, освободиться от их опеки, контроля.
вечная порблема отцов и детей.doc
А.В. Очур
БОЛЬШЕ ВСЕГО ДЕТЯМ ХОЧЕТСЯ ВИДЕТЬ В СВОИХ РОДИТЕЛЯХ
ДРУЗЕЙ И СОВЕТЧИКОВ.
Алена Владимировна Очур культорганизатор
отдела воспитательной работы
ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище» (г. Кызыл)
Аннотация.
Гнев не уживается со справедливостью,
как ястреб с голубем.
Б. Прус
Дети наследуют от родителей и доброе и худое, и чтобы избавить их от худого духовного
наследства, папы и мамы должны вести борьбу со своими страстями и прислушиваться к тому, что
говорят об их детях другие люди, и принимать это во внимание1.
Отец Неофит архимандрит Русской православной церкви.
«Добротол бие»юю
— «Филокал я», церк.слав. Добротол бїе) —
юи
(греч.
Φιλοκαλία
ии
сборник духовных произведений православных авторов IV—XV веков.
ВЕЧНАЯ ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ
Проблема взаимоотношений родителей и детей существовала во все времена. Но
наиболее напряженные отношения присущи именно подростковому возрасту, когда
ребенок переживает пубертатный кризис, связанный с половым созреванием и
психологическим взрослением. В этот период подросток стремиться быть
независимым от взрослых, освободиться от их опеки, контроля.
В отношениях между родителями не должно даже проскальзывать какогото
недоброжелательства. В присутствии детей и по отношению к детям всегда должна
быть благосклонность. Это еще и самовоспитание. То есть ребенок помогает
родителям воспитывать себя. О чем Ян Амос Коменский говорит: «Дети
воспитывают нас, закоренелых грешников». Они побуждают нас быть сдержанными,
держать себя в руках и проявлять самую главную христианскую добродетель –
терпение. Любовь потом приходит как главная добродетель, но чтобы к ней прийти,
1Протоиерей Владимир Башкиров – доктор богословия, зав. кафедрой богословия Института теологии БГУ, г.
Минск надо учиться. Бог приходит через терпение, через готовность нести немощи другого
человека. «Мы, сильные, должны сносить немощи слабых», – говорит апостол Павел.
А где это начинается? В семье. Если ты сильный – неси слабости другого2.
Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного
возраста у своих детей. У когото этот переход от детства к взрослению проходит
совершенно незаметно, для когото становится настоящей катастрофой. Еще недавно
послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздражительным, он
то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает
непродуманную отрицательную реакцию родителей, учителей.
Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а
это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. И это самое страшное – ломает
растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или попрежнему
послушным вплоть до полной потери своего «Я». У девочек, вследствие их более
раннего развития, этот период часто бывает, сопряжен с переживаниями первой
любви. Если эта любовь не взаимна, и вдобавок отсутствует понимание со стороны
родителей, то душевные травмы, нанесенные в этот период, могут изломать всю
дальнейшую судьбу девушки. Родители всегда должны помнить, что их девочка –
уже не ребенок, но еще и не взрослый человек.
В основном, конфликты и сложности в общении возникают изза родительского
контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние,
самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль
при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток
оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.
Существует 4 способа избежания конфликтных ситуаций:
1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)
2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего).
Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а
наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка.
2 http://tvsoyuz.ru/peredachi/urokipravoslaviyauchebnoeposobiedlyavzroslyhideteyotdiakonailiikokinaurok2 3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить
ненужные формы поведения ребенка). Если подросток проигрывает в одном, то
будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.
4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает
частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти
вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.
В подростковом возрасте очень важно интимноличностное общение. Доверие,
уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с
родителями. Ребенок в какойто момент теряет направление, теряет понимания
добра и зла, хорошего и плохого. И что бы этого не произошло, важно на
собственном примере показывать бережное отношение друг к другу, уважение к
семейным ценностям через духовное восприятие мира. К сожалению, многие
родители пропускают моменты, когда ребенок может услышать о Боге в правильной
интерпретации и допускают ошибки, говоря о страшном конце света или пытаются
донести святые каноны от случая к случаю и тогда, когда ребенок «закрыт» и не
слышит, не осознает всю серьезность разговора. В итоге, в определенный момент,
ребенок в самостоятельной жизни отойдет от веры.
«Бойтесь похвалы как гремучих змей», – читает Отец Неофит в
«Добротолюбии» и переносит эту монашескую истину на маленького ребенка, для
которого родительская похвала является компасом на дороге под названием жизнь3.
Тогда, Отец Неофит дает ему в руки четки и учит «умному деланию». Хорошо, когда
родители, помимо святых Отцов, читают еще и православных психологов.
Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к
разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся
стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие
детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при
использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то
для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны
3 http://www.pravoslavie.ru/101741.html следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно
быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у
ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если
проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое
воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать
силой, когда его чтото не устроит.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к
минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить
внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
Принимать активное участие в жизни семьи;
Прививать духовные ценности, традиции семьи;
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни
сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым
самостоятельно принимать решения (при этом гибко, не заметно для него направлять
в «нужное русло»);
Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
Уважать право ребенка на собственное мнение (если он не прав, то мягко
скорректировать его мнение, приводя примеры и аргументы);
Уметь сдерживать собственные эмоции;
С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи, делать
карьеру, самосовершенствоваться, самореализовываться и всячески поддерживать их
начинания: терпение, уважение, эмоциональная и психологическая поддержка.
Дети наследуют от родителей и доброе и худое, и чтобы избавить их от худого
духовного наследства, папы и мамы должны, вопервых, сами вести борьбу со своими
страстями. Не имея такого личного духовного опыта, они не смогут научить ребенка
освоить эту борьбу. Вовторых, родителям важно прислушиваться к тому, что
говорят об их детях другие люди, и принимать это во внимание. Ведь многое со стороны видится подругому, и чейто сторонний взгляд порой помогает нам быстрее
преодолеть собственную слепоту в отношении наших любимых и ненаглядных деток4.
Библиографический список:
1. Протоиерей Владимир Башкиров – доктор богословия, зав. кафедрой
богословия Института теологии БГУ, г. Минск.
Интернет источники:
2. http://www.pravoslavie.ru/101741.html
3. http://tvsoyuz.ru/peredachi/urokipravoslaviyauchebnoeposobiedlyavzroslyh
ideteyotdiakonailiikokinaurok2
4 Протоиерей Владимир Башкиров – доктор богословия, зав. кафедрой богословия Института теологии БГУ, г.
Минск.
Статья. БОЛЬШЕ ВСЕГО ДЕТЯМ ХОЧЕТСЯ ВИДЕТЬ В СВОИХ РОДИТЕЛЯХ ДРУЗЕЙ И СОВЕТЧИКОВ.
Статья. БОЛЬШЕ ВСЕГО ДЕТЯМ ХОЧЕТСЯ ВИДЕТЬ В СВОИХ РОДИТЕЛЯХ ДРУЗЕЙ И СОВЕТЧИКОВ.
Статья. БОЛЬШЕ ВСЕГО ДЕТЯМ ХОЧЕТСЯ ВИДЕТЬ В СВОИХ РОДИТЕЛЯХ ДРУЗЕЙ И СОВЕТЧИКОВ.
Статья. БОЛЬШЕ ВСЕГО ДЕТЯМ ХОЧЕТСЯ ВИДЕТЬ В СВОИХ РОДИТЕЛЯХ ДРУЗЕЙ И СОВЕТЧИКОВ.
Статья. БОЛЬШЕ ВСЕГО ДЕТЯМ ХОЧЕТСЯ ВИДЕТЬ В СВОИХ РОДИТЕЛЯХ ДРУЗЕЙ И СОВЕТЧИКОВ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.