Статья «Дети с ограниченными возможностями здоровья и современное общество»
Оценка 4.6
Мероприятия
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
14.11.2018
В последние годы в нашей стране отношение общества и государства к проблеме детей с ограниченными возможностями здоровья меняется в положительную сторону. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в образовательных учреждениях, которым отводится центральное место, это и: общеобразовательные школы, центры детского творчества, спортивные секции, музыкальные и художественные школы, кружки дополнительного образования и т.д.
Статья_Дети с ОВЗ и совр. об-во_.docx
«Дети с ограниченными возможностями здоровья и современное общество»
Статья
В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в РФ, около 5 % относятся
к категории ОВЗ, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья. Они
нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным
потребностям.
«Органический дефект реализуется как социальная ненормальность поведения».
Очевидно, что слепота и глухота есть факторы биологические, а не социальные. «Но все
дело в том, – писал Л.С. Выготский, – что воспитателю приходится иметь дело не столько
с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями».
Таким образом, нарушено взаимодействие детей с ОВЗ с окружающим миром и, в
том числе и прежде всего, с окружающими людьми – и это является общей
закономерностью аномального развития.
Другая общая закономерность содержится в сформированных Л.С. Выготским
представлениях о первичных и вторичных недостатках психического развития. В
зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в
процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а
некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального
развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых ЗУН, а
также различные формы педагогической работы с ним.
Доказательство актуальности выбранной темы начну с того, что нынешний этап
общественного развития в России называют кризисным. В силу своих личных качеств и
отсутствие должной социальной помощи дети с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями в
моем случае) составляют группу риска, они чаще оказываются в трудной жизненной
ситуации. Никому не нравится асоциальное поведение. Сама жизнь заставляет полнее
реализовывать наш педагогический жизненный потенциал. Нашим детям нужны мы!
Мир взрослых должен оставаться жизнерадостным, доказывая, что «ловушки» в
духовной и материальной жизни могут быть обойдены.
Для решения этой задачи требуются усилия не только ученых, учителей, родителей,
но и общества в целом Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети,
имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые
обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь.
Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких
детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с
трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Наличие того или
иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества,
развития.
В последние годы в нашей стране отношение общества и государства к проблеме
детей с ограниченными возможностями здоровья меняется в положительную сторону.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ
обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса
именно в образовательных учреждениях, которым отводится центральное место, это и: общеобразовательные школы, центры детского творчества, спортивные секции,
музыкальные и художественные школы, кружки дополнительного образования и т.д.
Именно дополнительное образование – составная часть образовательной системы,
показатель реализации прав детей на реализацию потребностей в развитии. Дополнительное
образование направлено на создание условий для развития личности ребенка, мотивации к
познанию и творчеству.
Для успешной социализации личности ребенка мной, совместно с классным
руководителем коррекционных классов, был разработан проект «Созвездие».
В центре внимания в данном проекте стоят дети с ОВЗ (45 чел.) и их проблемы адаптации в
социуме.
Целью данного проекта является социализация детей коррекционных классов на
основе коллективных творческих дел через взаимодействие с педагогами клуба и
сотрудниками детской библиотеки.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
•
•
•
•
•
•
выявить творческие интересы детей с ОВЗ;
побуждать их к положительным поступкам и делам;
расширить возможности дополнительного образования;
повышать творческий и интеллектуальный потенциал обучаемого за счет
самоорганизации;
способствовать сплочению детского коллектива;
развивать самостоятельность.
Критерии эффективности реализации проекта:
• Дети с ограниченными возможностями смогут принимать участие в различных
творческих конкурсах;
• Научатся общаться между собой;
• Научатся искать подходы и методы для решения поставленной задачи.
Данный проект необходим для преодоления трудностей во взаимоотношениях детей
ОВЗ с окружающими людьми. Проект основан на принципе постепенности: от знакомства,
общения до позитивной деятельности, личном участии в мероприятиях, благодаря чему
ребенок с ограниченными возможностями получает возможность для самореализации и
повышения самооценки.
Реализация проекта связана с необходимостью социализации детей с ОВЗ;
актуальностью профилактики социальнопсихологической напряженности в семьях,
имеющих детей с ОВЗ; увеличением числа детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Целевые группы, на удовлетворение потребностей которых направлен проект –
обучающиеся структурного подразделения центра детского творчества, дети и подростки
общеобразовательной школы, педагоги дополнительного образования, учителя, родители,
работники детской библиотеки.
Данный проект рассчитан на возраст учащихся 914 лет в количестве 45 человек
Главная задача – это создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной
деятельности. Целью мероприятий является адаптация учащихся к различным жизненным
ситуациям, преодоление психологического дискомфорта, успешная социализация личности
ребенка в социальной среде. Таким образом,
дополнительное образование детей с ограниченными
возможностями здоровья выполняет коррекционноразвивающую роль в становлении
социального опыта и личности ребенка, обеспечивает реализацию единых целей
дополнительного и специального образования по решению основных задач социальной
адаптации и реабилитации детей с проблемами в развитии.
Активное вовлечение детей с ограниченными возможностями творческую
деятельность осуществляется путем организации различных мероприятий: экскурсий,
выставок– конкурсов, праздников, фестивалей с их участием. Творческие работы
воспитанников Клуба отправляются на выставки различного уровня, участвуют конкурсах
различного масштаба. На небосклоне зажигаются новые созвездия.
Нам, учителям, педагогам кружков, руководителям приходится много трудиться,
чтобы «вылепить» из души ребенка настоящего человека, способного жить и понимать этот
мир. Ведь именно в детстве у человека закладывается фундамент его дельнейшей жизни.
Важно «достучаться» до сердца каждого, взрастить в них семена добра и красоты.
Наша обязанность – помочь ребенку встать на путь становления творческих
способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Только
совместная работа педагогов, родителей и социальных работников позволит решить
проблемы развития личности ребенка, его социальной адаптации в будущем.
Статья «Дети с ограниченными возможностями здоровья и современное общество»
Статья «Дети с ограниченными возможностями здоровья и современное общество»
Статья «Дети с ограниченными возможностями здоровья и современное общество»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.