Статья Дистанционные олимпиады как форма внеурочной деятельности
Оценка 5
Повышение квалификации
doc
информатика +1
Взрослым
19.05.2019
В статье проводится обобщение опыта подготовки к участию в дистанционных олимпиадах первокурсников по общеобразовательным дисциплинам — физике и информатике. Целью проведенной работы было выявление одаренных первокурсников, изучение влияния дистанционных олимпиад на мотивацию обучения по физике и информатике, дальнейшее раскрытие профессиональных способностей. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны дистанционных олимпиад как формы внеурочной деятельности по учебным дисциплинам, даются рекомендации по эффективному проведению таких мероприятий.
Алексеева ДИСТАНЦИОННЫЕ ОЛИМПИАДЫ КАК ФОРМА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ.doc
Алексеева В. А.
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОЛИМПИАДЫ КАК ФОРМА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ И
ИНФОРМАТИКЕ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский колледж
управления и новых технологий», Волгоградская область, г. Волгоград, alexeewa.vict@yandex.ru
В статье проводится обобщение опыта подготовки к участию в дистанционных олимпиадах первокурсников по
общеобразовательным дисциплинам — физике и информатике. Целью проведенной работы было выявление одаренных
первокурсников, изучение влияния дистанционных олимпиад на мотивацию обучения по физике и информатике,
дальнейшее раскрытие профессиональных способностей. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны
дистанционных олимпиад как формы внеурочной деятельности по учебным дисциплинам, даются рекомендации по
эффективному проведению таких мероприятий.
Ключевые слова: дистанционные олимпиады, внеурочная деятельность, мотивация обучающегося, студенты,
общеобразовательные дисциплины.
Внеурочная деятельность представляет собой часть учебновоспитательного процесса. Выделяют
следующие направления внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное, общекультурное, духовно
нравственное, социальное, спортивнооздоровительное. Работа в Общеинтеллектуальном направлении в
основном ложиться на преподавателя учебной дисциплины. При обучении студентов в ГБПОУ
«Волгоградский колледж управления и новых технологий» внеурочная деятельность по предмету
осуществляется в следующих формах: олимпиады, конференции, предметные недели, конкурсы, экскурсии,
проектная деятельность (разработка проектов с последующим участием в конференциях).
Дистанционные олимпиады имеют ряд преимуществ и недостатков. Основным достоинством
является увлекательность для первокурсников, повышается интерес к предмету, заинтересованность в
конечном результате, возможность попробовать свои силы. При большом проценте участия от группы
возникает соревновательный момент. Задания, как правило носят интересный, нестандартный характер,
некоторые ориентированы на практические знания.
Еще одним достоинством является удобство и доступность при наличии возможности выхода в
интернет. Учащиеся могут участвовать в общем рейтинге среди образовательных учреждений на
федеральном уровне и выше, проверка заданий производится быстро и автоматически. Появляется
возможность выявления одаренных обучающихся. При этом студентам не нужно выезжать за пределы своего
региона.
Участие в дистанционных олимпиадах вызывает положительные эмоции, повышает мотивацию при
дальнейшем обучении, формирует активную жизненную позицию. Дает возможность пополнить портфолио
студента и преподавателя дипломами, сертификатами, свидетельствами и т. д. При проведении такого
мероприятия меняется роль преподавателя — он превращается в координатора, помощника. Преподаватель
получает возможность отслеживать динамику развития знаний по предмету.
Среди недостатков данной формы организации внеурочной деятельности по предмету можно назвать
следующие: зачастую осуществляются на коммерческой основе, возможны проблемы с технической
оснащенностью.
В сети Интернет сегодня существует много образовательных порталов, проводящих дистанционные
олимпиады по общеобразовательным дисциплинам. Дистанционные олимпиады проводятся для студентов
первого курса ГБПОУ «Волгоградский колледж управления и новых технологий» ежегодно. За последние
годы, в 20132018 годах, обучающиеся приняли участие в следующих мероприятиях по физике и
информатике: Всероссийский дистанционный конкурс по физике проекта «Инфоурок», Дистанционная
олимпиада по физике проекта videouroki.net, «Инфознайка», Олимпиады «Весенний фестиваль знаний2018»
проект «Компэду».
По результатам участия были получены призовые места, таким образом объективно подтвердив
уровень подготовки одаренных студентов, следует отметить что в олимпиадах также добровольно
принимали участие студенты со слабой успеваемостью по предмету. Например для специальности
«Радиоаппаратостроение» общеобразовательная дисциплина «Физика» является основополагающей, поэтому
целесообразно включать во внеурочную деятельность по предмету как можно большее число студентов,
поскольку это положительно влияет на их мотивацию при дальнейшем обучении.
Исходя из опыта работы можно дать рекомендации по проведению таких мероприятий. В начале
учебного года преподавателем дисциплины разрабатывается программа внеурочной деятельности, в которой
описываются цели и задачи работы намечаются мероприятия и работа по подготовке к ним, планируются
результаты от выполнения программы. После окончания учебного года анализируется степень выполнения
программы, результаты работы и участия, намечаются корректировки на следующий учебный год.
Наибольший соревновательный эффект будет достигнут при большом проценте участия от группы, поэтому необходимо заранее проинформировать учащихся и их родителей. Объяснить преимущества
получаемые от участия в дистанционных олимпиадах.
Олимпиадные задания чаще всего даются в тестовой форме. Для подготовки к дистанционной
олимпиаде можно провести предварительное тестирование, с последующим разбором заданий подобного
рода. На сайте организатора зачастую можно ознакомиться с примерами заданий или заданиями прошлых лет.
Для успешного проведения дистанционной олимпиады необходимо наличие материальнотехнического
обеспечения, позволяющего распечатать олимпиадные задания, и наградные документы, вносить ответы в
базу. После проведения олимпиады следует подведение итогов, рассмотрение заданий в которых были
допущены наибольшее количество ошибок, награждение победителей и участников,
Дистанционные олимпиады по физике и информатике для студентов специальностей
«Радиоаппаратостроение» и «Программирование в компьютерных системах» являются важным фактором
формирования положительной мотивации, раскрытия потенциала, дальнейшего успешного обучения по
выбранной специальности.
Литература
1. Харченко Я. С. Внеурочная работа со студентами по информатике и ИКТ // Интернеттехнологии в
образовании: материалы Всероссийской с международным участием научнопрактической
конференции. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. унт, 2016. С. 143146.
2. Дистанционные олимпиады и конкурсы как средство развития творческого потенциала учащихся //
Мультиурок URL: https://multiurok.ru/blog/distantsionnyieolimpiadyikonkursykaksriedstvorazvitiia
tvorchieskoghopotientsialauchashchikhsia.html (Дата обращения: 26.04.2018).
3. ФГОС во внеурочной деятельности // Педагогическое сообщество «Урок.рф» URL:
https://урок.рф/library/fgos_vo_vneurochnoj_deyatelnosti_111641.html (Дата обращения: 26.04.2018).
4. Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС // Учительский портал «Учителя.com» URL:
(Дата
http://uchitelya.com/pedagogika/1932formyvneurochnoydeyatelnostivusloviyahfgosnoo.html
обращения: 26.04.2018).
5. Проблемы организации и проведения дистанционных олимпиад и конкурсов // Инфопедия URL:
https://infopedia.su/15x9da5.html (Дата обращения: 26.04.2018).
6. Онлайн олимпиады — преимущества
и недостатки
//
Китендо
URL:
http://www.kitendo.ru/company/blog/onlineolimpiada/ (Дата обращения: 26.04.2018).
Статья Дистанционные олимпиады как форма внеурочной деятельности
Статья Дистанционные олимпиады как форма внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.