Статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"
Оценка 4.9
Документация
docx
классное руководство
1 кл—11 кл
27.02.2019
В статье представлен опыт работы педагогического коллектива гимназии по созданию и развитию школьного ученического коллектива, который в свою очередь невозможен без создания ученического самоуправления. Одной из задач органа ученического самоуправления - Гимназического совета - является содействие реализации инициатив обучающихся в разных сферах деятельности и создание условий для повышения активности гимназистов. Для решения поставленных задач эффективно используется рейтинговая система, подробно описанная в данной статье. Также в статье приведен образец рейтинговой таблицы и Положение о рейтинге классов.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Е.В. Богданова, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и
литературы высшей категории, почетный работник общего образования
Е.Г. Заводова, педагогорганизатор, учитель русского языка и литературы
высшей категории
МАОУ «Гимназия № 31» г. Пермь, Пермский край
Главной воспитательной задачей в современной школе является создание
условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка. И каким
бы ученик ни был в учёбе он яркая личность, которая способна на
самовыражение и самореализацию. Одним из требований ФГОС является
создание и развитие школьного ученического коллектива, что невозможно без
которое основывается на
создания ученического самоуправления,
взаимодействии детей и педагогов.
Самоуправление может быть только там, где школьная жизнь наполнена
образовательными событиями, участниками которых являются обучающиеся,
педагоги и родители.
Подготовка и реализация событий в нашей гимназии эффективно
осуществляется органом ученического самоуправления – Гимназическим
советом, одной из функций которого является содействие реализации инициатив
обучающихся во внеучебной и учебной деятельности и создание условий для
повышения активности гимназистов.
Согласно поставленным задачам, у членов Гимназического совета несколько лет
назад родилась идея создания рейтинга активности классов как эффективной
модели организации ученического самоуправления. Система рейтинга среди 1
11х классов открыла множество преимуществ и перспектив перед классными
коллективами. Однако тема оказалась сложнее, чем думалось вначале. С одной стороны, идея
рейтинга – это движение в ногу с современными образовательными
траекториями, развитие самостоятельности, творчества, инициативности,
ответственности обучающихся, прозрачность результатов.
С другой стороны, не существует универсальной, единой шкалы учета
активности и инициативности обучающихся. В ходе реализации рейтинговой
системы мы не раз сталкивались с непредвиденными обстоятельствами, в
большинстве случаев носившими субъективный характер и подрывавшими
авторитет полученных результатов. Поэтому, подводя итоги в конце года, мы
вносили изменения в данную систему с учетом пожеланий всех участников
образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей.
Рейтинг активности классов проводится на протяжении всего учебного года.
Рейтинговая таблица составлена с учетом возрастных особенностей
обучающихся по 6 номинациям:
1. Учебная деятельность
2. Творческая деятельность
3. Интеллект
4. Информационно медийная деятельность
5. Волонтерская деятельность
6. Активность класса
Рейтинговая система ставит перед собой следующие задачи:
1) выявление и стимулирование наиболее активных,
сплоченных,
интеллектуально развитых и творческих классных коллективов по результатам
совместной деятельности;
2) обеспечение внутренней (не административной) мотивации классов, учащихся
и педагогов к участию в совместной общественной жизни гимназии;
3) получение возможности анализа и диагностики эффективной воспитательной
деятельности классных коллективов и их руководителей.
Реализация системы рейтинга имеет 4 этапа: Сентябрь (первая неделя) – выборы Гимназического совета, органов
1.
самоуправления в классах и планирование их деятельности на год.
Сентябрьдекабрь – реализация системы и подведение промежуточных
2.
итогов рейтинга, выдача классным коллективам рейтинговых книжек с
занесением результатов полугодия на ОГС (общих гимназических сборах).
3.
Январьмай (первая половина месяца) – реализация системы рейтинга во
втором полугодии.
4.
Май (вторая половина месяца) – подведение окончательных итогов
рейтинга на итоговом празднике «За честь гимназии».
Класс, победивший в 4х номинациях из 6ти, становится победителем в
номинации «Лучший класс» и награждается кубком абсолютного победителя и
ценным подарком, чаще всего – экскурсией по Пермскому краю.
При подготовке любого образовательного события, входящего в рейтинг
в котором четко
активности классов,
разрабатывается Положение,
прописываются критерии оценивания в баллах. По итогам мероприятия класс
вносит соответствующие баллы в рейтинговую таблицу (см. Приложение)
Для объективного оценивания участия каждого класса в образовательном
событии создается независимое жюри, состоящее из педагогов, членов
Гимназического совета и родителей.
Подводя итоги реализации рейтинговой системы за последние три года, мы
пришли к следующим выводам:
1.
Рейтинг активности классов – это не победа любой ценой, а процесс
развития класса от события к событию.
2.
Многие классы по итогам первого полугодия, видя большой отрыв от
классовлидеров, теряют интерес к участию в рейтинге. Следовательно,
необходимо создать такие условия, при которых будет поддерживаться
мотивация на участие в рейтинге активности классов до конца учебного года.
Большая роль при этом отводится классному руководителю. У обучающегося и классного руководителя появляется возможность
3.
выбирать стратегию своей деятельности для достижения конечных результатов в
соответствии с критериями.
4.
Рейтинговая система позволяет отразить не разовый результат, носящий
бессистемный характер, а уровень развития как классного коллектива, так и
отдельного обучающегося.
5.
Учитывается участие класса не только в гимназических мероприятиях, но
и внешкольных, в том числе всероссийских и международных (сертификаты,
Участие в рейтинге способствует:
дипломы, грамоты и т. д.).
6.
А) развитию умения планировать и рефлексировать свою деятельность;
Б) повышению мотивации на успех и инициативу;
В) развитию школьного самоуправления;
Г) повышению общественной активности и культуры поведения обучающихся за
счет самоконтроля и самодисциплины;
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности использования
рейтинговой системы в организации и диагностике ученического
самоуправления в гимназии. Благодаря участию в рейтинге, воспитательная
работа в классах становится более системной, легко поддается диагностике и
текущему мониторингу.
наиболее
оптимально удовлетворяет требованиям ФГОС, предъявляемым к современному
Кроме того, рейтинговая система
школьнику: мотивация, конкурентоспособность, креативность, инициативность,
самостоятельность.
Список литературы:
1.
2.
3.
Внедрение рейтингов в старшей школе. Система рейтингов // Журнал
"Справочник заместителя директора школы". – 2008. – № 3.
Непомящая Е.В.
Рейтинговая оценка как фактор повышения
эффективности обучения и воспитания // Классное руководство. – 2006. –
[электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://festival.1september.ru
Полякова С.В. Рейтинговая система оценки знаний учащихся // Журнал
"Справочник заместителя директора школы". – 2009. – № 11. ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОЛОЖЕНИЕ о рейтинге классов
1. Общие положения
Рейтинг активности классов, проводимый в течение учебного года для учащихся
I, II, III ступеней, является одним из важнейших элементов организации,
реализации и систематизации воспитательного процесса МАОУ «Гимназия №
31». Положение о рейтинге разработано в соответствии с Программой развития
и Уставом гимназии.
2. Цели и задачи рейтинговой системы
Основная цель выстраивания рейтинга классов – систематизация и контроль
динамики воспитательного процесса в классах I, II, III ступени, мобилизация и
самоактуализация всех участников воспитательного пространства гимназии.
Задачи:
1) выявление и стимулирование наиболее активных,
сплоченных,
интеллектуально развитых и творческих классных коллективов по результатам
совместной деятельности.
2) обеспечение внутренней (не административной) мотивации классов, учащихся
и педагогов к участию в совместной общественной жизни гимназии;
3) получение возможности удобного анализа и диагностики эффективной
воспитательной деятельности классных коллективов и их руководителей.
Рейтинг проводится в течение учебного года. Подсчет результатов подводится
по полугодиям (последняя неделя декабря и середина мая). Участниками
рейтинга являются все классы I, II и III ступени. При подведении итогов
учитываются следующие возрастные категории: 14 классы, 5 – 8 классы, 9 – 11
классы.
Каждый класс может стать победителем в одной из номинаций:
1.
2.
3.
Учебная деятельность
Творческая деятельность
Интеллект Информационно медийная деятельность
Волонтерская деятельность
Активность класса
4.
5.
6.
По итогам рейтинга побеждает класс, набравший наибольшее количество
баллов в четырех номинациях из шести.
Рейтинговая таблица
Номинации
Мероприятия
Критерии
Комментари
й
Количеств
о баллов
Учебная
деятельность
Успеваемость
Качество
Интеллект
Всероссийская
«Высшая
Олимпиады и
конкурсы
указать:
олимпиада
школьников
проба»
таланты»
Ломоносова
«Юные
турнир
«Звезда»
«Грамотей»
«Кириллица»
«Почитайка»
и др. (указать)
Международна
я олимпиада по
основам наук
«Лис»,
Конкурсы
100 % 5
баллов
Ниже 100 %
0 баллов
40% 55%
1б.,
56 % 60 % 3
б.,
61% 69 % 5
б,
70 % – 79% 7
б.,
80% 100 %
10 б
Участие в
любой
олимпиаде –
0,5 б
(приносит
ученик,
независимо
от количества
выбранных
олимпиад)
Заочный
этап,
школьный
этап:
Призеры – 2
балла
Победители –
3 балла
Очный этап,
муниц. этап,
региональны «Медвежонок»,
«Енот», «Кенгуру»,
«Чеширский кот» и
др. конкурсы –
учитываются только
награды
Научно
практическая
конференция
Творческая
деятельность
Участие в
гимназических
событиях (класс)
Гимназический
Масленица
Битва хоров
Минута славы
Конкурс
Поэтический
конкурс «Ступени к
Парнасу»
бал
литературно
музыкальных
композиций
конкурс
мероприятия
(указать)
Театральный
Др.
Информационно
медийная
Статья в газету
й этап:
Призер – 4
балла
Победитель –
6 баллов
Медаль – 3
балла
Похвальный
отзыв – 3
балла
Диплом – 4
балла
Призер 3
балла
Победитель –
5 баллов
Участие – 2
балла
Тематические
дни
участие – 3
балла,
победит. – 5
баллов
12 пары – 3
балла, больше
пар – 5 баллов
участие в
ярмарке – 3
балла, первые
десять
победителей –
5 баллов
участие – 3
балла
Победа (Гран
при) – 5
баллов
Участие – 3
балла
Победа – 5
баллов
5 баллов деятельность
Статья на сайт
Ролик (в рамках
мероприятия, на сайт
и др.)
Заметка на сайт
Инициативы
Возможные
мероприятия:
Благотворительные
мероприятия
Участие в соц.
проектах
Проведение
мероприятий для
начальной школы и
детского сада
Сбор макулатуры
Уборка школы и др.
Выезд класса на
экскурсии, в музеи,
театры, лекции,
профориентационные
мероприятия
Спортивные
мероприятия и др.
Волонтерская
деятельность
Активность
класса
ИТОГО баллов
5 баллов
5 баллов
3 балла
Участие 3
балла
Победа в
проекте – 5
баллов
3 балла
Поставить
баллы в
зависимости
от
мероприятия
– участие – 3
балла, призер,
победитель – 5
баллов
Статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"
Статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"
Статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"
Статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"
Статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"
Статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"
Статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"
Статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"
Статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.