Статья "Этический диалог как форма нравственного воспитания"
Оценка 4.6

Статья "Этический диалог как форма нравственного воспитания"

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
классное руководство +1
Взрослым
30.05.2019
Статья "Этический диалог как форма нравственного воспитания"
Статья рассказывает о технологии организации и проведения этического диалога, его важности и продуктивности в процессе воспитательной работы. Приводятся краткие конспекты занятий для учащихся разных возрастных категорий: 7-9 лет, 10-14 лет, 15-17 лет. Даются чёткие рекомендвции по конструированию диалога на занятиях.
Этический диалог.docx

Этический диалог как форма нравственного воспитания

 

На пути к обретению жизненных ценностей

     Нравственное развитие, воспитание, совершенствование человека были важны для общества во все времена. Особенно сейчас, когда мы часто сталкиваемся с жестокостью, насилием, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть детей весьма инфантильна, настроена скептически, не желает активно участвовать в общественных делах, поражена откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не педагог, имеющий возможность повлиять на воспитание ребенка, должен уделять этой проблеме как можно больше внимания в своей деятельности. Именно поэтому  в дополнительном образовании, решая задачи воспитания, должны «сеять» разумное и нравственное в человеке, помогать каждому воспитаннику в определении ценностных жизненных основ.

     Нравственное воспитание подрастающего поколения –  сложнейшая задача. Для её решения педагогу нужно уметь органично вплетать в учебно-воспитательный процесс различные методики преподавания, направленные  на формирование нравственности у детей. Хорошим помощником в кропотливом процессе воспитания является этический диалог.

 

Что такое «этический диалог»

     Этический диалог – это сюжет, развитие которого опосредованно влияет на детей через эмоциональное насыщение разнообразными методическими формами включения их в размышление, через альтернативные суждения, погружение в исследовательский поиск, через игру, творчество, деятельность, упражнения, педагогические задачи, тесты, эксперименты, диагностические методики, раскрывающие личностный опыт, пробуждающие чувства и собственные суждения.
Нравственное воспитание конструктивно в вопросно-ответной логике взаимодействия педагога и учащихся. Такая логика стимулирует конкретное действие ребёнка или подростка, создает индивидуальный нравственный опыт поведения и отношений формирующейся личности.
В этом контексте диалог следует рассматривать в качестве педагогического принципа и условия эффективного взаимодействия воспитателя с воспитуемыми, ориентируясь на то, что «жизнь по природе своей диалогична» (М.М. Бахтин).

     Проведение диалога требует большого мастерства от педагога. Главное требование обеспечить активность детей в этом процессе. Правильно поступает педагог, который задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

     При построении этического диалога (полилога) по прочитанному, рассказанному материалу важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни. Последовательность вопросов должна подвести детей к формулированию морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов можно придерживаться следующих рекомендаций.

 1. Вопрос должен обращать внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.

2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.

3. Благодаря вопросу, дети должны увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.

4. Вопрос должен привлечь внимание учащихся к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

     Очень важны вопросы, которые помогли бы учащимся связать прочитанный или рассказанный материал с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

 

Этапы конструирования этического диалога

     Для проведения этического диалога необходимо создать непринужденную обстановку. Он не должен носить морализующеий характер, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями. Именно на этом акцентируется внимание в разработанной и внедренной в педагогическую практику системы воспитания этической культуры учащихся А.И. Шемшуриной, в которой она приводит этапы конструирования этического диалога.

     1. Завязка: выход учащихся на этическую проблему, их эмоционально- образное сосредоточение  в процессе занятия-диалога на этически выверенных ориентирах человеческой жизни, утверждающих нравственное основание личности; интригующий вопрос, дилемма, суждение, предложенной для анализа ситуации, реплика героев, игры, незаконченный сюжет, адресованное детям письмо притча и т.д.

     2. Процесс активного совместного логического размышления над проблемой: построение логической цепочки развития мысли; осмысление учащимися собственной личности, своего опыта; стимулирование деятельности учащихся на занятии, положительная оценка её, создание ситуации успеха; последовательные углубляющие проблему вопросы («почему?», «как вы думаете?» и т.д.), тесты, практические задания, эксперименты. Проблема становится личностно значимой, требующей ответа на поставленные вопросы, разрешения конкретных жизненных ситуаций.

     3. Кульминационный момент наивысшее эмоциональное состояние.  Углубление и осмысление учащимися своего личностного «Я». Вопрос: «А я какой?» «Я» в этой проблеме переходит от общего размышления над проблемой на личность ребёнка. Возникает необходимость принятия решения, варианта поступка.

     4. Нравственный выбор завершающий аккорд, который не ставит точку по обсуждаемой проблеме. Прогнозирование учащимся дальнейшей линии своего поведения в той или иной ситуации. Обмен мнениями. Нравственный выбор, оценка себя, оценка ситуации «на себя».

     5. Развязка. Резюме диалога. Смысловое заключение или переход к следующей проблеме «Открытый финал» оставляет размышление на потом для индивидуального раздумья учащихся. Постановка жизненных целей, поиск ориентиров.

      6. Финал. Рефлексия настроения и эмоционального состояния, деятельности. Стимулирование самоанализа, самооценки. Адекватная оценка себя и других.

 

Примеры занятий для учащихся разных возрастов

     Выбор методической канвы этического диалога зависит от степени сложности этических проблем, которая должна соответствовать возрастным возможностям учащихся. Предлагаю конспекты этических диалогов для учащихся трёх возрастных категорий: 7-9 лет, 10-14 лет, 15-17 лет.

 

Тема «Совесть - основа нравственности», 15-17 лет.

     1. Завязка.

     Тол­ковый словарь русского языка даёт такое определение: «Совесть «чувство нравственной от­ветственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом». Поэт В. А. Жуковский считал, что со­весть это «наших дел закон и обвини­тель, свидетель и судья...». Но совесть может вызвать у человека и чувства самоуважения, гордости за хоро­шее дело, благородный поступок. Об этом стихотворение Е.А.Благининой «Шинель». (Учащиеся читают стихотворение).

     2. Процесс активного совместного логического размышления над проблемой.

     Какова роль совести в нашей жизни? Ответы учащихся. Приходим к выводу: «Совесть удерживает нас от дурных поступ­ков, подсказывает, как повести себя в той или иной ситуации. Она как бы освещает нам правильный путь, уводя от множест­ва соблазнов и дурных влияний».

     Откуда в человеке совесть? Ответы учащихся. Приходим к выводу: «Совесть формируется в душе человека из чувств стыда, жалости и благоговения. Стыд выражает наше отношение к при­родному началу в себе, освобождает че­ловека от эгоизма, власти плотских чувств. Жалость это сострадание к дру­гим людям. Благоговение признание Бога, почитание его вселенской мудрос­ти, власти, силы. Стыд, жалость, благо­говение в единстве составляют совесть, основу нашей нравственности». (Шкоринов В.Т. Этика всеединства В. Соловьева // Очерки истории русской этической мысли / Академия наук СССР. — М.: На­ука, 1976. - С. 283-298).

     3. Кульминационный момент. 

     Существует много концепций о том, как сохранить совесть чистой. Вот некоторые из них: « «Совесть воспитывается правдивостью, стыдливостью, честностью, как в больших делах, так и в малых». «Следует быть само­критичным, уметь признаваться себе в своих ошибках, даже если другие их не заметили. И необязательно об этом сооб­щать кому-то». «Осуждение себя са­мого, своих неблаговидных поступков поможет очищению совести». «Самовоспитание обладает великой си­лой в становлении личности, в очищении совести, формировании нравственных принципов». «Совесть воспитывается чест­ным трудом, доброжелательностью к дру­гим, ответственным отношением к своим обязанностям и дома, и в обществе». Какая концепция вам ближе? Можете предложить свою? Ответы учащихся.

     4. Нравственный выбор.

     А теперь помолчим и заглянем каждый внутрь себя. Спокойная ли у нас совесть или тревожная? Чуткая или уснувшая? При этом будем в уме держать реплику великого Льва Толстого: «Часто люди гор­дятся чистотой своей совести только по­тому, что обладают короткой памятью». Ответы учащихся.

     5. Развязка. 

     Способен ли я осу­ществлять моральный самоконтроль? Или са­мостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения? Могу ли оценивать совершаемые поступки? Если вы начали задавать себе такие вопросы, значит, вы уже задумались о роли совести в вашей жизни.  А ответы получите не сразу. Иногда человеку нужно пережить какое-либо важное событие, сделать выбор, согласующийся с совестью, чтобы найти правильный ответ.

     6. Финал. Высказывания учащихся.

     1. Сегодня я понял, что очень страшно потерять совесть. 2. Я почувствовал, что мне придётся разобраться со своей совестью. 3. Занятие помогло мне осознать, что если поступаешь по совести, то не будешь мучиться и винить себя. 4. Мне захотелось творить добро, помогать людям, чем могу.

 

Тема «Гордость и гордыня», 10-14 лет.

     1. Завязка.

     Что же такое гордость? Гордость – чувство собственного достоинства, удовлетворение от чего-либо. Философ Шопенгауэр считал, что «гордость есть внутреннее убеждение человека в своей высокой ценности».

     2. Процесс активного совместного логического размышления над проблемой.

     Испытывали ли вы когда-нибудь чувство гордости? Опишите это состояние. Ответы учащихся.

      В чем, по-вашему, состоит национальная гордость? Национальная гордость состоит в том, чтобы гордиться:  размерами государства;  красотой и богатством языка;  числом знаменитых ученых и их достижениями;  военной мощью страны;  нравственной чистотой своего народа;  известностью среди других народов;  высоким уровнем благосостояния населения;  чем-то еще? Ответы учащихся.

    У меня есть такая притча в стихах.

Однажды норовистый конь

Вдруг сбросил седока:

Свободы яростны огонь

Позвал наверняка.

Взбрыкнул и гривою тряхнул,

Забыв про долг и страх,

В туманной дымке утонул –

Лишь стук копыт в горах.

По узким тропам нёсся он,

Не замечая скал.

Конь был свободой опьянён,

Её одну желал.

Коварны горы, как и жизнь:

То пропасть, то обвал.

Ему Господь кричал: «Держись!»

Но конь во тьму скакал.

К обрыву вёл опасный путь.

Скакун осатанел –

Встал на дыбы, не смог свернуть

И в пропасть полетел.

____________________________

Когда погаснет в нас огонь,

Разинет бездна пасть,

Мы так же слепы, что и конь:

Сильней гордыни власть.

     Конь был одержим гордыней. Гордыня – непомерная гордость, самолюбие.

     Казалось ли вам когда-нибудь, что вы самый главный в компании сверстников? В чем это выражалось? Ответы учащихся.

    Может ли человек с непомерной гордостью принести кому-нибудь радость? Почему вы так считаете? Ответы учащихся.

     3. Кульминационный момент. 

     Считаете ли вы кумиром самого себя? Стремитесь ли к славе, создаёте ли преувеличенное мнение о своих достоинствах? Кажется ли вам, что окружающие недооценивают вас? Ответы учащихся.

     «Не сотвори себе кумира», –  говорится в Священном Писании. Для человека, страдающего гордыней, таким кумиром является, прежде всего, он сам. Такой человек очень самолюбив, он никогда не признается в своих ошибках. Основа гордыни – безотчетная любовь к себе.

     4. Нравственный выбор.

     Чем в своей жизни вы особенно гордитесь? Обоснуйте свой выбор: дорогой вещью;  своей внешностью;  положением родителей;  своими достижениями;  числом знаменитых писателей и ученых страны и их достижениями;  добрыми делами и поступками;  своей школой, домом творчества, в котором занимаетесь; своим талантом; хорошо выполненной работой; чем еще? Ответы учащихся.

     5. Развязка.

     Помогает ли гордость за что-то становиться лучше? Приведите примеры трудолюбивой гордости, гордости знания, гордости творчества и пр. Ответы учащихся.

     6. Финал. Высказывания воспитанников.

     1. Сегодня я понял, что гордиться можно добрыми делами. 2. Я почувствовал, что во мне властвует гордыня, и надо бороться с ней. 3. Занятие помогло мне осознать, что я могу гордиться своей Родиной, её культурным достоянием, подвигами предков. 4. Мне захотелось сделать что-то хорошее, чтобы испытать гордость.


     Во время проведения этических диалогов с младшими школьниками важно включать занимательные, игровые моменты.

 

Тема «Секреты семейного счастья», 7-9 лет.

     Подготовить сундучок с шестью разноцветными пёрышками и стенд «Секреты семейного счастья», на котором изображена Жар птица, к хвосту которой будут крепиться пёрышки.

1.     Завязка.

Родной дом, родные люди, родная семья. Мама и папа – самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Здесь мы делаем первые свои шаги. Отсюда уходим во взрослую жизнь. И как важно поддерживать тепло, уют, так чтобы всем в нем было хорошо, чтобы домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь.

В старину русский народ считал, что счастье в дом приносит Жар птица. Так вот, Жар птица отправила нам свои волшебные перья, на каждом перышке секрет семейного счастья. Если достанем все перышки из сундучка, узнаем, что нужно, чтобы семья была счастливой.

     2. Процесс активного совместного логического размышления над проблемой.

      «Счастливая семья», «семейное счастье» что, по-вашему, означают эти слова? Ответы детей.

     В счастливой семье все помогают друг другу, поддерживают и самое главное –  любят друг друга.  Как вы думаете, как можно выражать свою любовь к близким, родным вам людям? Ответы детей.

Первым перышком семейного счастья будет«любовь». (Прикрепляется перышко «любовь»).

Начало семьи уходит в далёкое прошлое. В нём тоже лица близких и дорогих вашей семье людей. Они подарили жизнь вашим родителям, а значит и вам. Они могут находиться рядом или жить вдалеке от вас.  Как вы думаете, о ком я сейчас говорю? Ответы детей.

 Самые старшие и уважаемые члены семьи –  это бабушки и дедушки. Расскажите о них, пожалуйста. Рассказы воспитанников.

Настал и ваш черед – благодарностью за все это должно быть ваше уважение. Уважение к близким также как и любовь, очень важно для семьи, поэтому следующим перышком семейного счастья будет«уважение». (Прикрепляется перышко  «уважение»).

«Негоже быть Иванами, не помнящими своего родства», – гласит народное изречение. Каждый современный человек, будь он ребенок или взрослый должен знать своих предков, свою родословную, гордиться за свой род, который славен разными достижениями, а может быть и великими делами, это очень важно! Может быть, и в ваших семьях есть знаменитые родственники? Ответы детей.

 Можно с уверенностью сказать, что следующий лепесток нашего цветка семейного счастья обозначает «родство» – связь разных поколений. (Прикрепляется перышко «родство»).

     Кто в семье зарабатывает деньги? Кто же ведёт домашнее хозяйство? Кто воспитывает детей? Ответы детей.

     Могут ли дети выполнять какое-то дело, которое в их обязанности не входит? Какие это дела? Ответы детей.

Вот мы и выяснили, что в счастливой семье все заботятся друг о друге, помогают во всем, поэтому следующим перышком семейного счастья будет перышко «забота» (Прикрепляется перышко «забота»).

 Сейчас я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово – «ПОНИМАНИЕ». Что по-вашему означает слово «понимание»? Ответы детей.

Как объясните смысл слова «взаимопонимание»? Ответы детей.

И действительно в семьях царит любовь и мир, когда есть взаимопонимание, поэтому пятое перышко семейного счастья «понимание». (Прикрепляется перышко «понимание»).

Счастливой семью можно назвать не только тогда, когда здесь хранят традиции и дорожат ими. Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.  Какие традиции сложились в ваших семьях?

Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Вот и последнее перышко счастья – «традиции». (Прикрепляется перышко «традиции»).

     3.Кульминационный момент.

     Все ли секреты семейного счастья мы с вами открыли? Может быть ещё какие-то остались? Как вы считаете? Ответы детей.

     4. Нравственный выбор.    

    Большинство из вас, присутствующих здесь, живут в семьях.  Считаете ли вы свою семью счастливой?  Почему?  Какой вы хотели бы видеть свою семью? Ответы детей.

     5. Развязка.

Распустила птица счастья свой красивый хвост. Оказывается, что семья счастлива тогда, когда она имеет много родственников, и все они любят, уважают, понимают друг друга, заботятся и помогают друг другу, следят за здоровьем, хранят семейные традиции.  Семья – это надёжная крепость для каждого из нас, где всегда можно найти понимание, заботу, любовь.

      6. Финал. Высказывания учащихся.

     1. Сегодня я понял, что замечательно иметь дружную семью. 2. Я почувствовал, что мало уважаю бабушку и дедушку, редко им помогаю.. 3. Занятие помогло мне понять, что когда ты любишь своих родных, ты должен о них заботиться. И делать это, не требуя ничего взамен.  4. Мне захотелось обнять своих родителей и сказать, что я их очень люблю.

 

Средство гуманистического воспитания

    После знакомства с краткими конспектами занятий, мы ещё раз убедились, что этический диалог имеет многоаспектное звучание в интегративных процессах педагогического взаимодействия взрослых и детей, а именно:
диалог реализуется как метод мышления, проникающий в ценностное содержание жизнедеятельности человека. 
     Процесс этического воспитания в этом ракурсе предусматривает диалогическое взаимодействие педагога с учениками как совместное проникновение в сущностные, смысловые вопросы человеческого бытия, реализуя субъектную основу и личностное начало каждого участника.
     Диалог выступает и как педагогический принцип и средство гуманистического воспитания, в основе которого заложено уважение и доброжелательное отношение к каждому человеку, как способ построения равноправного взаимодействия педагога и учащихся по вопросам смысла жизни.

     Диалог выступает и как психологический механизм актуализации самосознания воспитанников, выстраивания Я-концепции, развития рефлексивных способностей. В соответствии с этим диалогическое взаимодействие педагога и учащихся рождает эмоционально прочувствованную мысль, определяющую последующие действия, что проясняет и оттачивает индивидуальную позицию учащегося, рождает рационально осмысленную аргументацию.
    В методическом ключе диалог представляет воспитательную технологию, позволяющую выстроить поэтапный процесс сомышления педагога и учеников по совместному поиску нравственной истины.
     Социальная природа диалога реализует фундаментальную потребность человека в общении, взаимодействии, сотрудничестве, сотворчестве, т.к. мысль не рождается и не находится в голове отдельного человека. Она рождается между людьми, совместно ищущими истину (М.М. Бахтин), в данном случае между педагогом и учащимися.
    В процессе технологии этического диалога происходит формирование личности учащегося, его духовного мира, нравственных убеждений, составляющих основу его мировоззрения и жизненной позиции. Как пишет Л.В. Пешикова, педагогу нужно «смело выйти на путь диалога, на котором царят содружество, сопереживание и сотворчество всех идущих по этому пути».

Букурова Елена Анатольевна

педагог дополнительного образования

МАУДО «Дом детского творчества»

станицы Староминской Краснодарского края

 


 

Этический диалог как форма нравственного воспитания

Этический диалог как форма нравственного воспитания

При построении этического диалога (полилога) по прочитанному, рассказанному материалу важно уметь задавать вопросы

При построении этического диалога (полилога) по прочитанному, рассказанному материалу важно уметь задавать вопросы

Кульминационный момент – наивысшее эмоциональное состояние

Кульминационный момент – наивысшее эмоциональное состояние

В. Соловьева // Очерки истории русской этической мысли /

В. Соловьева // Очерки истории русской этической мысли /

Ответы учащихся. У меня есть такая притча в стихах

Ответы учащихся. У меня есть такая притча в стихах

Нравственный выбор. Чем в своей жизни вы особенно гордитесь?

Нравственный выбор. Чем в своей жизни вы особенно гордитесь?

Начало семьи уходит в далёкое прошлое

Начало семьи уходит в далёкое прошлое

Все ли секреты семейного счастья мы с вами открыли?

Все ли секреты семейного счастья мы с вами открыли?

Она рождается между людьми, совместно ищущими истину (М

Она рождается между людьми, совместно ищущими истину (М
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2019