статья "Формирование ключевых компетенций на уроках ОБЖ"

  • Научные работы
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Модернизация образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены “ключевые компетентности”. Ключевые компетентности – это те обобщенно представленные основные компетентности, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме. Таким образом, можно говорить, что ключевые (общие) компетентности являются многофункциональными, надпредметными и междисциплинарными. Таким образом, для того, чтобы стать компетентным специалистом, необходимо овладеть совокупностью компетенций, среди которых можно выделить общие компетенции и профессиональные. Общие (ключевые) – определяющие компетенции, соответствующие наиболее широкому спектру специфики, являются универсальными, востребованными всеми профессиями .Модернизация образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены “ключевые компетентности”. Ключевые компетентности – это те обобщенно представленные основные компетентности, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме. Таким образом, можно говорить, что ключевые (общие) компетентности являются многофункциональными, надпредметными и междисциплинарными. Таким образом, для того, чтобы стать компетентным специалистом, необходимо овладеть совокупностью компетенций, среди которых можно выделить общие компетенции и профессиональные. Общие (ключевые) – определяющие компетенции, соответствующие наиболее широкому спектру специфики, являются универсальными, востребованными всеми профессиями .
Иконка файла материала формирование ключевых компетенций (статья).docx
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ОБЖ.                                                     Автор доклада Чесалин Сергей Викторович                                                                                   МОУ СШ № 57 г.Волгоград                                                       Электронный адрес : school_57@rambler.ru Современная   модель   развития   образования   во   многом   связана   со   сменой образовательных   парадигм,   переносящих   акценты   с   образовательной   деятельности   на самообразовательную. В конце XX – начало XXI вв. для большинства активного населения становится работа с информацией «один на один», прежде всего путем самообразования. Таким   образом,   можно   сказать,   что   парадигма   XXI   века   –   «От   образования   к самообразованию».   В   связи  с   этим  стало   актуально   решение   проблем   формирования   и развития компетентности в  образовании. В Глоссарии терминов Европейского фонда образования компетенция определяется как: ­ способность делать что­либо хорошо или эффективно; ­ соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу; ­ способность выполнять особые трудовые функции. Само   понятие   «компетенция»,   входя   в   ряд   таких   понятий,   как   «умения», «компетентность»,   «способность»,   «мастерство»,   содержательно   до   сих   пор   точно   не определено.   Тем   не   менее   все   исследователи   соглашаются   с   тем,   что   понятие «компетенция» ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что». Модернизация   образования   предполагает,   что   в   основу   обновленного   содержания образования будут положены “ключевые компетентности”.  Ключевые компетентности – это   те   обобщенно   представленные   основные   компетентности,   которые   обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме. Таким образом, можно говорить, что ключевые (общие) компетентности являются многофункциональными, надпредметными и междисциплинарными. Таким   образом,   для   того,   чтобы   стать   компетентным   специалистом,   необходимо овладеть совокупностью компетенций, среди которых можно выделить общие компетенции и профессиональные. Общие (ключевые) – определяющие компетенции, соответствующие наиболее   широкому   спектру   специфики,   являются   универсальными,   востребованными всеми профессиями . Определим общую компетентность, как способность человека выполнять какую ­ либо деятельность на основе ранее полученного опыта. Как известно, базовыми компонентами для   развития   умений   являются   навыки,   их   совокупность   представляет   собой   основу, сформированную,   устойчивую   способность   выполнять   действия   в   профессиональной деятельности. В   числе   важных   навыков   можно   выделить   способность   регулировать   мыслительную деятельность и психическое состояние, мобилизовать возможности и ресурс, осуществлять весь комплекс деятельности. Показателем   качества   профессионального   образования   наших   учащихся   является компетентность специалиста, которая определяется не через определенную сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт.Для   начала   вспомним,   что   термин   «ученик»   означает   усердно   работающий, занимающийся человек, который учится чему­нибудь у кого­нибудь. Каким   образом   можно   формировать   и   развивать   эти   компетенции   у   обучающихся школы, в частности на уроках ОБЖ? В нашей школе работа с учащимися строится в нескольких направлениях: Во­первых,   лекционно­практические   занятия   проводятся   в   компьютерных   классах, поскольку они включают в себя: ­лекционную информацию; ­программное обеспечение практических занятий; ­примеры выполнения самостоятельных и контрольных работ. Во­вторых, при самостоятельной работе учащихся применяются электронные модули. В­третьих, переход на безбумажную технологию, создание системы информационного обеспечения,   применение   средств   мультимедиа   (текст,   графика,   звук,   видео)   также обеспечивает   развитие   интереса   к   учебному   предмету,   более   высокую   мотивацию учащихся. В­четвертых,   результатом   сотрудничества   с   учителями   ­   предметниками     является преодоление   фрагментарных   базовых   знаний   через   объединение   таких     дисциплин   как: экология,   физика,   химия,   история,   физическая   культура   в   единый   смысловой   блок, объясняющий ученику, зачем ему нужны эти знания и как ими пользоваться. К примеру, на уроках ОБЖ для  формирования и развития ключевых компетентностей я создаю некоторые условия: ­ деятельностный характер обучения, т. е. включение учащихся в реализацию какой­либо деятельности (исследование, проектирование, руководство); ­  ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности за результаты   своей   деятельности  (выполнение   домашних   контрольных   и   практических работ); ­  создание   условий   для   приобретения   опыта   постановки   и   достижения   цели (виртуальные   практические   работы   и   работы   с   использованием   военного     прикладного оборудования,   решение   задач,   требующих   неординарного,   творческого   подхода, составление инструкций…); ­  четкость   и   понятность   всем   сторонам   учебного   процесса   правил   контроля результатов(переход на модульно­рейтенговую систему).  ­  организация   продуктивной   групповой   работы  (практические   работы,   урок­игра, внеклассные работы по предмету…) Сочетание традиционных методов обучения и указанных технических средств изучения дисциплин позволяет обеспечить высокую эффективность результатов обучения.

Посмотрите также