Программа внеурочной деятельности «СПАСАТЕЛЬ»
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности «СПАСАТЕЛЬ»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
ОБЗР +1
Взрослым
23.11.2017
Программа внеурочной деятельности   «СПАСАТЕЛЬ»
Программа внеурочной деятельности разработана на основе документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; письмо МОНО от 20.05.2014 № 316-01-100-1541/14 «Изменения в методические рекомендации к базисному учебному плану начального общего образования в 2014-2015 учебном году». Программа кружка составлена на основе авторских программ В. А. Горского «Отряд юных пожарных», Н. Ф. Виноградова «Юные инспекторы дорожного движения» - М.: Просвещение, 2011 – 111с. –(Стандарты второго поколения). Программа рассчитана на 68 часа, из которых 27 часов отведено на аудиторные занятия, 41 часов практические работы.
Программа внеурочной деятельности 5-6.docx
Программа внеурочной деятельности                      «   СПАСАТЕЛЬ  » ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа внеурочной деятельности разработана на основе документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273­ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации»;  письмо МОНО от 20.05.2014 № 316­01­100­1541/14 «Изменения в методические  рекомендации к базисному учебному плану начального общего образования в 2014­2015  учебном году».  Программа кружка  составлена на основе авторских программ В. А. Горского «Отряд юных пожарных», Н. Ф. Виноградова  «Юные инспекторы дорожного движения» ­ М.:  Просвещение, 2011 – 111с. –(Стандарты второго поколения).  Программа рассчитана на 68 часа, из которых 27 часов отведено на аудиторные занятия, 41 часов практические работы.   В соответствии  с Законом РФ «Об образовании», и в целях совершенствования системы  обучения детей школьного возраста безопасному  поведению в чрезвычайных ситуациях и  криминогенной обстановке, профессионального ориентирования учащейся молодежи, и  популяризации профессий пожарного и спасателя в МОУ Можаров Майданской СШ   организован кружок «Юный спасатель».   В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу обучение   основам безопасности всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к  школьному курсу. Внеурочная работа по основам безопасности – органичная часть  учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.   На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа,  призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению,  требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.   Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы  построения безопасного образования детей, начиная с младшего школьного возраста.  Эта программа поможет нашим детям изучить основные правовые документы в области  защиты от чрезвычайных ситуаций и ведения аварийно­спасательных работ, приобрести  опыт прохождения туристских маршрутов и навыки основ выживания в экстремальных  условиях, изучить инструменты и приборы для ведения спасательных работ, средства  защиты от поражающих факторов, способы оказания  первой медицинской помощи, меры  безопасности при ведении аварийно спасательных работ,  получить психологическую  закалку.   Цель программы – ­освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и  основах безопасного поведения при их возникновении;      ­развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни,      обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; ­воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к  своему здоровью и жизни; ­овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в  случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты,  оказывать первую медицинскую помощь. Темы данного курса тесно переплетаются с жизненными ситуациями, что предусматривает  получение конкретных знаний и навыков по предупреждению чрезвычайных ситуаций,  умению ликвидировать их в начальной стадии, а, оказавшись в зоне опасности, быстро  находить правильный выход из создавшейся ситуации, не допуская паники.  Задачи: ­ формировать   сознательное  отношение к личной и общественной безопасности; ­ развивать потребности в активной личной заботе о себе и о близких;; ­развивать активность каждого ребёнка  в личной безопасности; Основные принципы:  Программа построена на основе принципов  * Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и  цельности образования в целом. Вовлечение каждого ребёнка в активную деятельность. * Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и  профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности. Учёт  возрастных особенностей детей. * Единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного  образования. * Системная организация управления учебно­воспитательным процессом.  * Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. * Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Связь теории с практикой. . Место учебного предмета в учебном плане. Программа кружка «Юный спасатель» рассчитана на два  года обучения, 5 и 6 классы.  Объем учебного времени – 1 час в неделю, 68 часов. Возрастная категория –11­13 лет Описание ценностных ориентиров содержания курса Ценностные установки, заложенные в программу «Спасатели вперед!» соответствуют  ценностным установкам ООП и ее разделов ­ программы духовно­нравственного развития и воспитания и формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни. Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: ­ доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и  дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; ­ уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право  каждого на собственное мнение; ­ уважение достоинства человека, равноправие, ответственность; ­ забота и помощь, честность. Развитие ценностно­смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов  нравственности и гуманизма: ­ формирования эстетических чувств.  Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а  именно: ­ развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов  познания и творчества. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её  самоактуализации: ­ формирование самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе,  готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам  и умения адекватно их оценивать. Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья Личностные универсальные учебные действия Личностные результаты освоения программы: В результате внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут  сформированы личночтные, познавательные коммуникативные и регулятивные  универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умение учиться в  общении. Личностные универсальные учебные действия У обучающегося  будут сформированы: учебно­познавательный интерес к новому материалу; установка на здоровый образ жизни Обучающийся  получит возможность для формирования: устойчивого учебно­познавательного интереса к новым знаниям: установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им,   выражающихся в поступках               Регулятивные универсальные учебные действия Обучающиеся  научатся: принимать и сохранять задачу, предложенную педагогом; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её  реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; оценивать правильность выполнения действия, сотрудничать со сверстниками, с педагогом Обучающиеся  получат возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить      необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце  действия. Познавательные универсальные учебные действия Обучающиеся научатся: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе  самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения в устной и письменной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений о правилах дорожного движения, о  правилах пожарной безопасности; устанавливать аналогии; Обучающиеся  получат возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и   Интернета; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от  конкретных условий;      Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающиеся  научатся: адекватно использовать коммуникативные навыки; допускать возможность существования у людей различных точек зрения на решение  творческой задачи; учитывать разные мнения и стремиться к координации при выполнении различных заданий; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению;  быть корректным в высказываниях;  Обучающиеся  получат возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и  сотрудничества с партнёром. Планируемые результаты     По окончании подготовки в соответствии с программой "Юный спасатель" обучающиеся  приобретают следующие знания и умения: будут знать: ­ историю возникновения ПДД; ­ безопасный путь из дома до школы; ­  дорожные знаки; сигналы светофора; ­ виды транспорта; ­ причины ДТП; ­ правила  поведения в транспорте. ­ знание специфики аварий, катастроф и стихийных  бедствий  региона,  их поражающие  факторы и последствия; ­ знание принципов организации и  порядка ведения АСР при различных ЧС; ­ знание принципов организации меропрятий по охране общественного порядка и  предупреждению криминогенных ситуаций; ­ знание способов поиска,  извлечения и транспортировки пострадавших  в  различных  условиях; ­ знание   основных  схем  и  элементов конструкций промышленных и жилых зданий и  сооружений,  основных принципов устройства коммунально­энергетических сетей и  возможных аварий на них;  ­ знание приемов оказания первой  медицинской помощи, особенностей оказания первой  медицинской помощи при переломах различной   локализации,  способы переноски и   транспортировки  пострадавших при различных переломах. научатся: ­ применять знания Правил дорожного движения на практике, безопасно  переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим  товарищам при переходе улиц и дорог; ­ выделять нужную информацию; прогнозировать   ЧС,  проводит мероприятия по предупреждению ЧС; прогнозировать  криминогенные  ситуации, проводить мероприятия по их предупреждению; читать информацию по дорожным знакам; ­ оценивать дорожную ситуацию; ­ оказывать  первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.  получат навыки: ­ дисциплины, осторожности; ­ предвидения опасности на дороге, не  переходящие в чувство боязни и страха.                            СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОТРЯД ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и  добровольных пожарных организаций в России Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей создания и развития  пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном;  развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; пожары Москвы; научно­ технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров; направления  деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Практическая работа: составление словарика научно­ технических терминов,  оформление альбома по истории пожарного дела в России. Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и  источников зажигания Понятие о физико­химических основах горения. Огонь — друг и враг человека,  какую  пользу приносит огонь человеку,  как человек научился управлять огнём. Последствия  пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры  предосторожности в обращении с огнём; недопустимость игр детей с огнём. Основные  причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и  несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах. Практическая работа: лабораторные работы (демонстрация особенностей возгорания  различных горючих материалов; демонстрация действия различных средств  пожаротушения); составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати  о пожарах, произошедших в данном регионе. Правила пожарной безопасности в школе и в быту Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и  культурно­зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений,  виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах. Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном  образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях. Что делать при возникновении пожара? Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила  действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приёмов тушения возго­ раний. Освоение навыков эвакуации при пожаре. Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств  пожаротушения. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в  Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных,  юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности. Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях. Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров.  Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации.  Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип  действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения.  Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией. Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда юных  пожарных; проведение организационно­деятельностной игры по отработке действий юных  пожарных при возникновении возгорания. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное  оборудование Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения  пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические  характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их  применения. Выбор огнетушащих веществ  при тушении различных материалов. Пожарная  техника и пожарно­техническое вооружение. Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств  пожаротушения в быту, в школе и т. д. Основы профессии пожарного Понятие о героической профессии пожарного. Встреча с ветеранами пожарного дела.  Формирование у ребят необходимых волевых и морально­психологических качеств.  Приобретение навыков слаженной работы в составе группы. Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории  противопожарной службы в России. Первичная доврачебная помощь при пожаре Освоение приёмов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности  организма. Сердечно­сосудистая система. Степени ожогов, доврачебная помощь при  ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь. Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной  помощи пострадавшим при пожаре. Пожарно­строевая подготовка и пожарно­спасательный спорт Формирование знаний о назначении и работе пожарнотехнического вооружения;  формирование волевых и морально­ психологических качеств. Индивидуальное и групповое обучение. Основа профессиональной подготовки. Физическая подготовка учащихся. Спортивные игры и требования (нормативы) спортивной  классификации. Правила проведения соревнований по различным видам пожарно­ прикладного спорта (общие положения, старт, бег на дистанцию, финиш). Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно­строевой и  физической подготовке. Завязывание спасательных узлов Виды и назначение спасательных узлов. Техника завязывания простых узлов (восьмерка,  прямой, морской). Применение узлов на практике. Практическая работа: отработка навыков завязывания узлов. Подведение итогов. Соревнование по пожарной подготовке Подведение итогов работы объединения «Юный пожарный». Подготовка к соревнованию. Практическая работа: проведение соревнования по пожарно­спасательному спорту. ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Понятие об участниках дорожного движения Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и  регулировщика дорожного движения. Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по  конкретным дорожным знакам. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах «Я пешеход» Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрёстков и правила  разъезда на них. Ответственность за нарушение правил. Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных  дорожных ситуациях. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках.  Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические основы  устойчивости двухколёсного велосипеда. Особенности маневрирования на велосипеде в  условиях площадки для фигурного вождения велосипеда. Освоение приёмов безопасного  падения. Практическая работа: подготовка велосипеда к походу, освоение приёмов профилакти­ ческих и ремонтных работ велосипеда. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в  практике дорожного движения. Практическая работа: работа на тренажёрах; освоение правил работы с электронными  экзаменаторами. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная  помощь пострадавшим в дорожно­транспортном происшествии (ДТП). Обработка ран и  способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения  повязок. Правила транспортировки пострадавших. Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной  помощи пострадавшему. Профилактика детского дорожного травматизма Виды и назначение автогородков. Устройство автогородка, назначение его основных  элементов и особенности технического оборудования. Разработка маршрутов по схеме  безопасного движения и безопасного поведения на занятиях в автогородке. Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда в автогородке;  участие в настольной игре на тему правил дорожного движения. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения Организация утренников, смотров, викторин и соревнований по правилам безопасного  дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и  на знание правил дорожного движения. Практическая работа: проведение утренников, смотров, викторин, конкурса эрудитов и  т. п. Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» Подготовка соревнований «Безопасное колесо». Подведение итогов работы по программе № п/п I ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс Темы Количество часов Всего  Теория Практика Отряд юных пожарных 1. Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных.  Развитие пожарной охраны и добровольных организаций в  России. 2. Практическая работа: составление словарика научно­  технических терминов, оформление альбома по истории по­ жарного дела в России. 3. Что такое огонь? Пожар как явление. Основные  характеристики горючей среды и источников зажигания. 4. Практическая работа: лабораторные работы (демонстра­ ция особенностей возгорания различных горючих материалов;  демонстрация действия различных средств пожаротушения);  составление таблиц по результатам изучения материалов  местной печати о пожарах, произошедших в  регионе. 5.  Правила пожарной безопасности в школе и в быту. 6.  Практическая работа: проверка состояния средств по­ жаротушения в данном образовательном учреждении и в дру­ гих муниципальных учреждениях. 2 2 2 1 1 1 1 1 1 Действия при возникновении пожара . Практическая работа: тренинги по правильному исполь­ зованию средств пожаротушения. 1. Ответственность за нарушение правил пожарной  безопасности. Практическая работа: подготовка иллюстративных ма­ териалов для проведения бесед по профилактике пожарной  безопасности дома и в образовательных учреждениях. 2. Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Практическая работа: распределение обязанностей между  членами отряда юных пожарных; проведение организационно­ деятельностной игры по отработке действий юных пожарных  при возникновении возгорания. 3. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные  автомобили и противопожарное оборудование. Практическая работа: тренинги по освоению навыков  использования различных средств пожаротушения в быту, в  школе и т. д. 8.Основы профессии пожарного. Практическая работа: подготовка и проведение конкурса  эрудитов по истории противопожарной службы в России. 9.Первичная доврачебная помощь при пожаре. Практическая работа: тренинги по освоению приёмов  оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при  пожаре. 10. Пожарно­строевая подготовка и пожарно­спасательный  спорт. Практическая работа: выполнение различных упражнений  по пожарно­строевой и физической подготовке. 11.Завязывание спасательных узлов. Практическая работа: отработка навыков завязывания  узлов. 12. Подведение итогов. Соревнование по пожарной  подготовке. Практическая работа: проведение соревнования по  пожарно­спасательному спорту. 2 2 6 6 1 1 2 4 4 1 1 3 4 1 1 3 2 0.5 0.5 0.5 0.5 ­ 1 ­ 2 3 4 Итого: 6 класс 34 14 20 II Юные инспектора дорожного движения 13.  Понятия об участниках дорожного движения  Практическая работа: изучение действий участников  дорожного движения по конкретным дорожным знакам. 14. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах «Я  пешеход»  Практическая работа: разбор действий пешеходов и  велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях. 15. Освоение навыков безопасного движения пешехода и  велосипедиста. Практическая работа: подготовка велосипеда к походу,  освоение приёмов профилактических и ремонтных работ  велосипеда. 16. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и  автотранспорта. Практическая работа: работа на тренажёрах; освоение  правил работы с электронными экзаменаторами. 17. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в  ДТП.  Практическая работа: отработка различных приёмов  оказания первой доврачебной помощи пострадавшему. 18.  Профилактика детского дорожного травматизма Практическая работа: тренинг по безопасному вождению  велосипеда в автогородке;  участие в настольной игре на тему правил дорожного  движения. 2 4 4 6 4 4 19. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков  правил дорожного движения 20.  Подготовка и проведение соревнований «Безопасное  колесо» Итого: Всего: 4 6 34 68 Учебно­ методическое обеспечение Оборудование: 1. Противогазы: ГП­5, ГП­7. 2. Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)  3. Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)  1 2 1 4 1 1 1 2 13 27 1 2 3 2 3 3 3 4 21 41 4. Макет автомата Калашникова (АК 74). 5. Пневматические винтовки  6. Дозиметр индивидуальный 7. Комплект тематических магнитов:             Светофоры, пешеходы и прочие элементы.             Дорожные знаки.  8. Макет « Максим».   9. Аптечка медицинская Литература: Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и  школьниками./Авт.­сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб.унив. изд­во, 2006.  Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам  дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2ч. (для 5 кл., 6 кл.) – СПб.: Изд. Дом  «МиМ», 2008. Головко В. В. Основы безопасности дорожного движения / Головко. — М., 2007. Д м и т р у к  В. П. Правила дорожного движения для школьников / В. П. Дмитрук. — М.,  2008.  З е л е н и н  С. Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным  языком / С. Ф. Зеленин. — М., 2007.  Положение о Дружинах юных пожарных. г. Москва, 2002 г.  «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного  характера». г. Москва, 1998 г. CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд­во ЗАО «Новый диск» Справочник оказание первой медицинской помощи. И. Ф. Богоявленский, Санкт –  Петербург. ОАО Медиус, 2011.

Программа внеурочной деятельности «СПАСАТЕЛЬ»

Программа внеурочной деятельности   «СПАСАТЕЛЬ»

Программа внеурочной деятельности «СПАСАТЕЛЬ»

Программа внеурочной деятельности   «СПАСАТЕЛЬ»

Программа внеурочной деятельности «СПАСАТЕЛЬ»

Программа внеурочной деятельности   «СПАСАТЕЛЬ»

Программа внеурочной деятельности «СПАСАТЕЛЬ»

Программа внеурочной деятельности   «СПАСАТЕЛЬ»

Программа внеурочной деятельности «СПАСАТЕЛЬ»

Программа внеурочной деятельности   «СПАСАТЕЛЬ»

Программа внеурочной деятельности «СПАСАТЕЛЬ»

Программа внеурочной деятельности   «СПАСАТЕЛЬ»

Программа внеурочной деятельности «СПАСАТЕЛЬ»

Программа внеурочной деятельности   «СПАСАТЕЛЬ»

Программа внеурочной деятельности «СПАСАТЕЛЬ»

Программа внеурочной деятельности   «СПАСАТЕЛЬ»

Программа внеурочной деятельности «СПАСАТЕЛЬ»

Программа внеурочной деятельности   «СПАСАТЕЛЬ»

Программа внеурочной деятельности «СПАСАТЕЛЬ»

Программа внеурочной деятельности   «СПАСАТЕЛЬ»

Программа внеурочной деятельности «СПАСАТЕЛЬ»

Программа внеурочной деятельности   «СПАСАТЕЛЬ»

Программа внеурочной деятельности «СПАСАТЕЛЬ»

Программа внеурочной деятельности   «СПАСАТЕЛЬ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2017