Статья "Формирование общих и профессиональных компетенций специалиста на уроках информатики"
Оценка 4.8

Статья "Формирование общих и профессиональных компетенций специалиста на уроках информатики"

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
информатика
Взрослым
06.09.2018
Статья "Формирование общих и профессиональных компетенций специалиста на уроках информатики"
Одной из актуальных задач образования на сегодняшний день является подготовка специалистов, владеющих новыми информационными технологиями. Закономерно, что ученые и исследователи все чаще обращают внимание на указанную проблему: «человек уже не может считаться грамотным и, тем более, профессионально компетентным, не владея в достаточной степени компьютерными технологиями как новыми средствами познания реальности так же, как он не мог быть признан грамотным и профессионально компетентным ранее, не умея читать и писать»
компетенции.doc
Формирование общих и профессиональных компетенций специалиста на уроках информатики Профессиональная   компетентность   определяется   главным   образом уровнем   собственно   профессионального   образования,   опытом   и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к   непрерывному   самообразованию   и   совершенствованию,   творческим   и ответственным отношением к делу. Анализ   психолого­педагогической   литературы   свидетельствует   о   том, что   в   последние   годы   проблема   профессиональной   компетентности специалиста находится в центре внимания исследователей.  Обратим   особое   внимание   на   трактовку   понятия,   предлагаемую   В.В. Шапкиным.   Обсуждая   проблемы   реформирования   содержания   начального профессионального   образования,   В.В.   Шапкин   под   профессиональной компетентностью понимает «интегральное качество личности, объединяющее специальные   знания   и   умения,   индивидуальные   способности,   отношение   к труду   и   социальному   окружению».   Основными   компонентами профессиональной компетентности, по мнению ученого, являются: 1.   –   подготовленность специальная   компетентность   к самостоятельному   выполнению   конкретных   видов   деятельности,   умение решать   типовые   профессиональные   задачи   и   оценивать   результаты   своего труда;   способность   самостоятельно   приобретать   новые   знания   и   умения   по специальности; 2. социальная   компетентность   –   способность   к   групповой деятельности   и   сотрудничеству   с   другими   работниками,   готовность   к принятию на себя ответственности за результаты своего труда, окружающую среду   и   другие   истинные   ценности,   владение   приемами   профессионального обучения; 3. индивидуальная   компетентность   –   готовность   к   постоянному повышению   квалификации   и   реализации   себя   в   профессиональном   труде, способность   к   самомотивированию,   рефлексии,   саморазвитию   личности   в профессиональном труде.   «Общеизвестно,   пишет   К.К.   Колин,   что   развитие   цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся главным  образом  информация  и  научные   знания. Уже  в  настоящее  время  в развитых   странах   большая   часть   населения   в   той   или   иной   мере   связана   с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации». Таким образом: 1. профессиональная   компетентность   с   позиций   философии образования   представляется   как   результат   образования   и   определяется уровнем профессионального образования; 1 2. под профессиональной компетентностью понимается интегральное качество   личности,   объединяющее   специальные   знания   и   умения, индивидуальные способности, отношение к труду и социальному окружению, и включающее   три   компонента:   специальную,   социальную   и   индивидуальную компетентность; 3. профессионально   компетентный   специалист   в   условиях информационного   общества   должен   владеть   новыми   информационными технологиями. Информационная   компетентность   как   составная   часть профессиональной компетентности Одной из актуальных задач образования на сегодняшний день является подготовка   специалистов,   владеющих   новыми   информационными технологиями. Закономерно, что ученые и исследователи все чаще обращают внимание на указанную проблему: «человек уже не может считаться грамотным и,   тем   более,   профессионально   компетентным,   не   владея   в   достаточной степени   компьютерными   технологиями   как   новыми   средствами   познания реальности так же, как он не мог быть признан грамотным и профессионально компетентным ранее, не умея читать и писать» (О.И. Кочурова). Успешное становление информационной компетентности обучающегося возможно если: ­   в   качестве   инструмента   формирования   информационной компетентности   используется   специально   разработанный   учебный   курс, имеющий   базовый   (инвариантный)   и   профессионально­ориентированный (вариативный) блоки; ­ учебный курс интегрирован в образовательный процесс и реализуется с учетом специфики образовательного учреждения. Структура профессиональной информационной  компетентности специалиста Компоненты Операциональ ный Когнитив ный Мотивационно ­личностный Технологический Показа тели элемен тов компон ентов 1 1.1.   Умеет ориентироватьс я   в   системе информации   и актуализовать необходимую информацию   в ходе 2.1.   Понимает значимость информации для   большей ориентации   в информационн ой среде своей профессионал 3.1.   Стремится к   овладению необходимой информацией   в профессиональн ой деятельности. Способен   к 4.1. умеет  подключаться к  сети Интернет и  рабртать с  программой  Internet Explorer,  электронной  почтой, каталогами 2 образовательног о процесса. ьной деятельности. 2 3   Владеет 1.2. способами организации   и обработки информации.     Умеет с 1.3. работать новыми информационны ми технологиями   и средствами – их носителями.   2.2.   осознает, что   система знаний по   обработке информации позволяет систематизиро вать и интегрировать исследуемые процессы окружающей действительно сти. 2.3.   Понимает большие возможности новых информационн ых технологий в   овладении профессионал ьными навыками   в сфере профессионал ьной деятельности.   длительному напряженному труду для поиска   нужной информации. 3.2.   Стремится самостоятельно определить цели   обработки информации. Проявляет волю и   упорство   в достижении этих целей.   Обладает 3.3. определенным стилем мышления, соответствующ им   алгоритмам логике. и Способен   к длительному волевому напряжению   в работе со средствами   – носителями новых информационны х технологий.     4.2. Владеет  технологическими  навыками работы с пакетом  прикладных  программ  Microsoft Office. 4.3. Использует  периферийные  устройства  компьютера  (принтер, сканер,  модем). Анализ   наблюдений   и   локальный  эксперимент   показывают,   что  если учащийся   умеет   умеет актуализировать необходимую информацию, то он быстрее и глубже понимает, что его возможности  в исследовании изучаемых процессов во многом зависят от этого умения, что они необходимы ему как способ получения необходимой  в   системе   информации,  ориентироваться 3 ему информации. На этой основе он осознает значимость названных умений и для   ориентации   в   информационной   среде   будущей  профессиональной деятельности. А поэтому он проявляет волю и напряжение в процессе поиска нужной информации, может долго  работать  со средствами­носителями новых информационных   технологий.  компонентов информационной компетентности, порождаемая  умениями  ориентироваться в системе информации и актуализировать необходимую информацию в процессе работы со средствами­носителями новых информационных технологий  одна   из   связей   Это Остановимся   на   основных   компонентах информационной компетентности будущих специалистов:  профессиональной Когнитивный   компонент  характеризует   «базу   знаний»  специалиста   ­ совокупность   профессионально   важных   знаний   и   представлений   об особенностях и условиях профессиональной  деятельности,  проявляющихся в их полноте, глубине и системности. Операциональный   компонент  определяет  уровень  сформированных профессионально   важных   навыков  и   умений  для   решения   учебных   и профессиональных задач. Мотивационно­личностпый  компонент  обеспечивается   проявлением необходимых   индивидуально  личностных   качеств,  мотивов  и  убеждений, организующих и направляющих волевые усилия для качественной реализации профессиональной деятельности. Технологический компонент  характеризует владение технологическими навыками  работы   с   пакетом   прикладных   программ  Microsoft  Office, использование базовых и расширенных возможностей информационного поиска в сети Интернет. Их   показателями   являются  объективно  необходимые   знания,   умения, навыки, а также профессиональные позиции, индивидуально­психологические особенности (качества) и акмеологические инварианты: Знание  преимущественно   логическая   информация   об   окружающем   и внутреннем мире человека, зафиксированная в. его сознании. Умение   ­  психическое   образование,   заключающееся   в   освоении человеком, группой, коллективом определенных приемов, способов, навыков деятельности. Навык  ­ действие, сформированное  путем  повторения и доведенное до автоматизма.   Формирование   навыков   протекает   в   соответствии   с   рядом законов (закон изменения скорости в развитии навыка, закон плато в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.). Таким   образом,   содержание   каждого   структурного  компонента информационной  компетентности составляют определенные  профессионально важные   качества   и   психические   свойства   личности   специалиста,   которые   в своей   совокупности   достаточно   полно   характеризуют   его   подготовленность как   к   решению   учебных   задач,   так   и   успешному   выполнению   своих 4 функциональных   обязанностей   в   информационной   среде   профессиональной деятельности. Вместе с тем, успешность достижения заданной цели профессиональной подготовки   специалиста   обусловлена   целым   рядом   факторов   как объективного, так и субъективною характера, которые необходимо учитывать при   реализации   организационно­педагогической   модели  формирования профессиональной информационной компетентности специалистов. 5

Статья "Формирование общих и профессиональных компетенций специалиста на уроках информатики"

Статья "Формирование общих и профессиональных компетенций специалиста на уроках информатики"

Статья "Формирование общих и профессиональных компетенций специалиста на уроках информатики"

Статья "Формирование общих и профессиональных компетенций специалиста на уроках информатики"

Статья "Формирование общих и профессиональных компетенций специалиста на уроках информатики"

Статья "Формирование общих и профессиональных компетенций специалиста на уроках информатики"

Статья "Формирование общих и профессиональных компетенций специалиста на уроках информатики"

Статья "Формирование общих и профессиональных компетенций специалиста на уроках информатики"

Статья "Формирование общих и профессиональных компетенций специалиста на уроках информатики"

Статья "Формирование общих и профессиональных компетенций специалиста на уроках информатики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2018