Статья: "Формирование познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности через педагогические ситуации с применением элементов эксперимента"
Оценка 4.8

Статья: "Формирование познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности через педагогические ситуации с применением элементов эксперимента"

Оценка 4.8
Занимательные материалы +2
docx
воспитательная работа
Детсад
23.07.2019
Статья: "Формирование познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности через педагогические ситуации с применением элементов эксперимента"
Статья составлена по диссертации "Формирование познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности", написанной и защищенной в 2019 году в БФУ им.И.Канта. Актуальность исследования. Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем (или постановка самим ребенком) задачи и принятия детьми для решения. Далее следует первичный анализ проблемы и выдвижение предположений, выбор способов проверки предположений, выдвинутых детьми, и непосредственно сама проверка. Итогом поисковой деятельности становится анализ полученных в ходе опыта результатов и формулировка выводов. Известно, что процесс обучения, сочетающий усвоение готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста. Также стоит отметить, что поисковая деятельность влияет на желание детей узнавать новое, приобретать знания в той или иной отрасли науки. Дошкольник с ярко-выраженным познавательным интересом к математике, способен формировать познавательные процессы (мышление, память, речь, внимание и т. д.), а, значит, и успешно обучаться в школе. Усвоение и закрепление знаний непосредственно зависят от интереса ребенка в деятельности. Если деятельность идет успешно, то у ребенка усиливается желание больше заниматься ею, что благотворно сказывается на развитии его познавательного интереса. Познавательный интерес к математике - это избирательное, положительное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к математике, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, стремлении получать больше знаний и представлений по математике и использовать их в самостоятельной деятельности, применять в реальной жизни. Поиском путей активизации учебного процесса и познавательной деятельности занимались сотни ученых-педагогов страны. Значительный интерес по постановке вопросов, выдвижению гипотез и их доказательств представляют отдельные исследования наших соотечественников. Наиболее значительное влияние на развитие отечественной дидактики 60- 70-х годов оказали работы М. А. Данилова и Б. П. Есипова , Л. В. Занкова, М. Н. Скаткина, И. Т. Огородникова по исследованию гносеологических, логических и дидактических основ учебного процесса. Внимание к проблеме развития поисковой деятельности детей и повышенный интерес к исследовательскому обучению стали наиболее актуальными проблемами в психопедагогике дошкольников. Проблематика активно разрабатывается в специальных научных исследованиях (О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская, А.С. Обухов, А.В. Леонтович, А.Н. Поддъяков, А.И. Савенков, Н.Н. Совгир, Выготский Л.С). Непосредственно в разработке проблем формирования математических представлений у дошкольников достигнуты определенные успехи. Проведенные психолого-педагогические исследования (Р.Л. Березина, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.А. Корнеева, A.M. Леушина, Т.А. Мусейибова, Т.Б. Тарунтаева и др.) направлены на разработку новых методов, на расширение и углубление содержания для более успешного обучения дошкольников началам математики. Таким образом нами были выявлены следующие противоречия: ˗ между необходимостью формировать познавательную активность у детей среднего дошкольного возраста и недостаточным использованием для этого поисковой деятельности как психолого-педагогического средства; ˗ между необходимостью осуществлять процесс формирования познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности и недостаточной подготовленностью к этому педагогов дошкольных образовательных учреждений. Выделенные противоречия определили проблему нашего исследования, которая отвечает на вопрос: является ли поисковая деятельность результативным психолого-педагогическим средством формирования познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста? Цель исследования – научно обосновать и экспериментально проверить программу формирования познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности. Объект исследования – процесс формирования познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста. Предмет исследования - программа формирования познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности. Гипотеза исследования – процесс формирования познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста будет проходить более успешно, если для этого: ˗ будет использоваться специальная программа; ˗ программа будет основана на поисковой деятельности детей; ˗ при построении программы будут учитываться психологические особенности детей среднего дошкольного возраста. Задачи исследования 1. Изучить научные подходы к исследованию проблемы формирования познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста. 2. Провести анализ современной практики формирования познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста. 3. Определить особенности поисковой деятельности в среднем дошкольном возрасте. 4. Научно обосновать и экспериментально проверить результативность программы формирования познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности Теоретическую базу исследования составили работы таких ученых, как Выготский Л.С, Р.Л. Березина, П.Я. Гальперин, Л.С. Георгиев, В.В. Давыдов, Г.А. Корнеева, З.Е. Лебедева, A.M. Леушина, Т.А. Мусейибова, Т.Б. Тарунтаева и др., в которых поднималась проблема формирования познавательной активности дошкольников; положение о развитии поисковой деятельности детей: О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская, А.С. Обухов, А.В. Леотович, А.Н. Поддъяков, А.И. Савенков, Н.Н. Совгир; проведен анализ периодической литературы и интернет - ресурсов, специализирующейся на дошкольном образовании и воспитании. Методология исследования. В ходе исследования использовались теоретические методы (теоретический анализ объекта и проблемы исследования, обобщение научных фактов); эмпирические методы (целенаправленное наблюдение, анкетирование, контент-анализ, педагогический эксперимент). Этапы исследования. На первом этапе (сентябрь-ноябрь 2018 года) изучались и анализировались специальная литература и современный опыт по проблеме исследования, а также осуществлялась разработка исходных позиций исследования. Второй этап (ноябрь-декабрь 2018 года) был посвящен опытно-поисковой работе: разрабатывалась рабочая гипотеза, корректировались содержание и технология формирования имиджа учреждения. На третьем этапе (январь 2019 года - май 2019 года) заключительно - обобщающем был обработан и систематизирован материал. Обобщенные и оформленные результаты проведенного исследования были разработаны и внедрены в практику работы МАДОУ ЦРР д/c № 127 г. Калининград. Положения, выносимые на защиту. Процесс формирования познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста возможен, если для этого: ˗ будет использоваться специальная программа; ˗ программа будет основана на поисковой деятельности детей; ˗ при построении программы будут учитываться психологические особенности детей среднего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что программа, обеспечивающая формирование познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста, основанная на поисковой деятельности детей может быть использована в работе педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений любого вида. Достоверность результатов исследования обеспечивается всесторонним анализом проблемы, теоретическим обоснованием исходных методических позиций; понятийный аппарат исследования; экспериментальной работой на четко локализованной базе, возможностью ее повторения; использованием взаимопроверяющих независимых диагностических средств, позволяющих сопоставить результаты эксперимента с имеющимся практическим опытом.
Познавательная активность.docx
Перещако Ирина Викторовна Формирование познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности через педагогические ситуации с применением элементов эксперимента Средний   возраст   дарит   ребенку   новые   умения,   происходит   стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Все процессы развития в данном возрастном периоде тесно связаны с развитием любознательности. Под  средним дошкольным возрастом  мы понимаем возраст от 4 до 5 лет (по данным   Международного   симпозиума   по   возрастной   периодизации,   Москва   1965г.), который характеризуется стремительным развитием всех психических процессов.  Проанализировав  научную  литературу,  журналы,  статьи,  мы  определили  научные подходы   к   исследованию   формирования   познавательной   активности   детей   среднего дошкольного   возраста   и   пришли   к   выводу,     что   познавательный   интерес   сложно переоценить – он необходим для нормального развития личности ребенка. Поиски ответов на   вопросы,   изучение   окружающего   мира,   преодоление   трудных   задач   –   все   это перестраивает   психические   процессы   (память,   мышление,   восприятие,   воображение),   а также совершенствует все виды детской деятельности.  Познавательный интерес ­ избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность.  По   мнению   Т.И.   Лазаря,   дошкольникам   необходимо   развивать   познавательную активность в приобретении использовании знаний. Как   утверждали   А.В.   Запорожец   и   Б.Д.   Эльконин,   «детское   восприятие   имеет познавательный характер» .  О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская, А.С. Обухов, А.В. Леонтович, А.Н. Поддъяков, А.И. Савенков, Н.Н. Совгир занимались исследованием познавательной активности детей­ дошкольников. Согласно  исследованиям  Л.А. Венгера    и Н.Н. Поддьякова,  в условиях систематического обучения дети способны познать не только внешние свойства предметов и   явлений,   но   и   простейшие   связи   и   взаимодействие   между   ними.   А   следовательно, необходимо мотивировать детей изучать эти закономерности.  Немаловажный   вклад   в   научное   исследование   детской   психологии,   в   частности познавательной   активности,   вложил   Выготский   Л.С,   акцентирующий   внимание   на восприятии ребенком научных понятий. Поэтому, существует необходимость формирования познавательной активности как в   дошкольных   учреждениях,     так   и   родителями   в   домашних   условиях,   в   возможности продублировать приемы и методики вне детского сада, так и в дальнейшем в обучении в стенах школы. Полученные теоретические данные говорят о том, что у детей данного возраста формируется   самостоятельность,   а   ведущей   деятельностью   является   игра   со сверстниками.  В   качестве   условий,   способствующих   формированию   познавательной   активности детей   среднего   возраста,   выступает   проведение   образовательных   ситуаций   в   игровой форме,   а   также   с   максимальным   уклоном   в   творчество   и   самостоятельность   детей. Например,   Т.И   Лазарь   в   своих   исследованиях   акцентирует   развитие   познавательного интереса ребенка через изобразительное искусство. . Анализ   теоретических   исследований   свидетельствует   о   том,   что   в   психолого­ педагогической литературе накоплен значительный материал по проблеме формирования познавательной   активности   как   такой,   но   очень   мало   исследований   на   взаимосвязь познавательной активности с поисковой деятельностью.  Под поисковой деятельностью понимаем совместную работу воспитателя и детей, направленную на решение поставленной задачи.  В качестве поисковой деятельности можно использовать не только теоретические образовательные ситуации, диалоги и дискуссии, но и практические решения проблем – эксперимент. Логинова   В.И   представила   целый   цикл   статей,   посвященных   формированию познавательной   деятельности   в   различных   направлениях   обучения,   в   том   числе математики, логики.  Ведущая   деятельность   детей   4­5   лет  ­   игровая.   То,   как   взрослый   играет   с ребенком,   каким   жизненным   опытом   его   обеспечивает,   существенно   влияет   на эмоциональное   развитие,   способности   к   учебе   и   умение   приспосабливаться   к   взрослой жизни. Положительными   результатами   исследований   таких   ученых,   как   Стрелкова   Л.П, Кларина Л.М, Петровский В.А рекомендовано проводить работу по моторике   в форме игры. Развитие восприятий и представлений происходит   в ходе выполнения  интересных игровых   действий   и   выполнение   серьезной   работы.   Таким   образом,   процесс   поисковой деятельности   не   только   несет   познавательно­развлекательный   характер,   но   и   приучает детей быть аккуратными и ответственными.  Программа формирования познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности В   основе  программы   положено   формирование   познавательной   активности   в поисковой деятельности. В качестве науки, в которой дошкольники будут реализовывать поисковую деятельность, мы выбрали математику.  Процесс обучения будет происходить в форме игры, что очень важно для детей среднего дошкольного возраста.  Экспериментирование   детей   с   различными   величинами     предметов   будет происходить на каждом занятии, но каждый раз детям предлагается новый материал или новая величина. На занятиях дети будут считать, взвешивать, измерять объем различных веществ и зарисовывать опыты, а также учиться рассказывать о проделанной работе.  Составляя   программу   формирования   познавательной   активности   детей   среднего дошкольного   возраста   посредством   проведения   простейших   экспериментов,   мы разрабатывали занятия с учетом принципа «паровозика»,  где один приобретенный навык необходим   для   другого.   Таким   образом   изучив,   например,   понятия   «Больше­меньше» относительно   размеров   предмета,   мы   могли   перейти   на   «тяжелее­легче».     Также, результаты   проведенного   наблюдения   и   анкетирования   по   каждому   ребенку   составили основные   ориентиры   программы.   Учитывались   психологические   особенности   детей среднего   дошкольного   возраста     (в   частности,     в   этом   возрасте,   как   ведущий   вид деятельности   ­   предметный;   влияние   сенсорики   на   психическое   развитие;   период формирования сенсорных эталонов (цвет, форма, размер); период формирования наглядно ­действенного   и   наглядно   ­   образного   мышления;   ведущий   вид   общения   ­   совместная деятельность со взрослым; негативизм и другие).   В том числе учитывались особенности проведения и организации игр с детьми среднего дошкольного возраста (отведенное время, правила безопасности, выбор материалов и оборудования для игр, а также другие). Текст программы представлен в Приложении 1.   Цель   программы: формировать   познавательную   активность   у   детей   среднего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности Задачи программы: 1 Обучать определению и называнию свойств  предметов. 2 Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам ­ форме, размеру.  3 Стимулировать познавательную активность. 4 Развивать коммуникативные навыки через побуждение к взаимодействию детей с взрослым и сверстниками. 5 Развивать мелкую и крупную моторику. Для родителей 1 Повысить   уровень   компетентности   родителей   по   вопросу   развития   мелкой моторики и поисковой деятельности у детей среднего дошкольного возраста. 2 Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно­развивающей среды и   созданию   условий   для   накопления   материально   –   технической   базы   уголка   по сенсомоторному развитию детей среднего дошкольного возраста. Этапы реализации программы: 1 Изучение   психолого­педагогической   литературы   по   проблеме   познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.  2 Изучение   психолого­педагогической   литературы   по   проблеме   стимуляции поисковой деятельности детей среднего дошкольного возраста. 3 Диагностика математических навыков у детей 4 Поиск новых способов, форм, методов, приемов формирования познавательной активности детей средствами поиска решения поставленных задач. 5 Обогащение опыта работы по данному направлению.   Форма проведения:  ­  игровая диагностика ­ образовательные ситуации с экспериментами ­ самостоятельная деятельность детей ­ работа в команде Программа включает в себя: Раздел 1 (Диагностический).  Для   того,   чтобы   провести   диагностику,   было   необходимо   обозначить   навыки   и умения ребенка среднего дошкольного возраста. Ребенок в возрасте  4 ­ 5 лет должен уметь:  Различать и называть части суток, времена года  Знать правую и левую руку. Определять расположение предметов: справа, слева, вверху, внизу, сзади, спереди, посередине.  Узнавать   и   называть   основные   геометрические   фигуры   (круг,   квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.  Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.  Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах пяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.  Сравнивать 2 группы предметов, путем составления пар.  Понимать значение: больше ­ меньше, поровну.  Знать  определения:  высокий,  низкий,  узкий,  широкий,  больше,  меньше.  Уметь сравнивать 5 предметов с помощью данных определений,  раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте и т.д.  Ребенок   знакомится   с   графическим   образом   числа,   учится   правильно   писать цифры.  Знать и называть не менее 8 цветов (6 основных и не менее 2 оттенков). Диагностические   задания   по   выявлению   элементарных   математических представлений у детей средней группы (Составитель методического материала:  Рочева Ольга Ивановна) Средний   возраст    ­   это   период   особенной   заинтересованности   детей.   В   этом возрасте дошкольники наиболее проявляют инициативу в поисках решениях поставленных задач и наиболее обучаемы в практических задачах. Для   наблюдения   математических   навыков   использовался   следующие   диагностических ситуаций:   блоки 1. «Количество и счет», состоящий из 11 заданий, для выявления умений считать, определять состав множества, уравнивать множества. 2. «Величина», состоящий из 6 заданий, для выявления умений сравнивать длины, ширины, высоты  различных предметов. 3. «Форма»,   где   дошкольники   проявляли   умения   различать   фигуры,     а   также различать планиметрические тела от стереометрических, иными словами, видеть фигуры в пространстве. 4. «Ориентировка   в   пространстве»,   где   выявляются   умения   определять пространственные отношения(«далеко­близко»), двигаться в заданном направлении 5. «Ориентировка   во   времени»,   для   выявления   умения   определять последовательности суток, понятия «вчера, сегодня, завтра», дней недели. Для   осуществления   наблюдения   за   познавательной   активностью,   мы взяли следующие критерии для оценки:  1. Инициативность   (активное   привлечение   ребенком   других   детей   для   решения поставленной  задачи). 2. Способность договориться с членами своей команды, найти подход к общему решению поставленной задачи. 3. Активная речь (использование вербальных средств). 4. Способность к выполнению инструкций взрослого (выполнение просьб и указаний взрослого) 5. Аккуратность   в   выполнении   задания(строгое   следование   инструкции   для получения лучшего результат эксперимента) Уровень   сформированности   познавательной   активности     выступает   в   качестве обобщенной величины ­ оценки (1 – низкий, 2­ средний, 3 – высокий). Раздел 2 (Формирующий).  Здесь представлен комплекс экспериментов, которые способствуют формированию и развитию познавательной активности. Комплекс   рассчитан   на   период   с   марта   по   апрель   и   состоит   из   4   блоков экспериментов:   «Длина»,   «Объем   жидкостей»,   «Объем   сыпучих   веществ»,   «Масса», которые   проводятся   с   регулярностью   2   раза   в   неделю,   вне   времени,   отведенного   для занятий по основной образовательной программе в пределах режима работы детского сада. Длительность   одного   занятия   составляет   30   минут.   В   совместной   работе   с   детьми используются     разнообразные   методы   и   приемы   развития   сенсорных   представлений (обследование   предметов,   вербальное   обозначение   всех   качеств   предмета,   сравнение предметов). Методические рекомендации Форма организации:  игры проводятся с подгруппой детей. Подгруппу делят на группы по 4 человека. Для проведения занятий необходимы: различные материалы (вода, масло,   мука,  сахар)   предметы   с  различной  структурой,   цветом,  формой.  Равноплечные весы. Посуда (стаканы различной высоты). Бумага, ножницы, карандаши. Структура экспериментов включает:  1.Объяснение и  показ действия с предметом. 2. Непосредственно эксперимент. Работа с родителями подразумевает консультации: 1 Игра с ребенком в домашних условиях 2 Игры и игровые упражнения для формирования познавательной активности. Привлечение родителей к развитию познавательной активности детей через игры дома.  На   стенде   группы     также   необходимо   разместить     информацию   по   домашнему эксперименту – различные опыты, которые могут проводить родители дома с детьми. Сюда можно   отнести   консультации   «Как   научить   ребенка   самостоятельно   играть   в дидактические игры», «Играем дома», «Наука вокруг нас»   рекомендации   и памятки. В процессе такого взаимодействия родители станут лучше понимать своих детей, больше интересоваться   жизнью   и   проблемами   детского   сада.   Плодотворными   результатами сотрудничества можно будет считать, если: ­ родители участвуют  в  культурно­творческих мероприятиях детского сада; ­ родители активно помогают в совершенствовании пространственно­развивающей среды в группе. Для   наблюдения   математических   навыков   использовался   следующие    блоки диагностических ситуаций:  «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в   пространстве»,   «Ориентировка   во   времени».  Диагностические   задания   по   выявлению элементарных   математических   представлений   у   детей   средней   группы   представлены   в приложении  Первоначальной   целью   воспроизведения   ситуаций   было   выявление   навыков   и умений, характерных для детей среднего дошкольного возраста. Для   первого   блока   это   определения   количественного   и   качественного   состава множества. Для второго – определение величины компонентов множества, для третьего – определения   формы   предмета,   называя   понятия   «плоский/объемный»,   различать планиметрические   и   стереометрические   фигуры.   Для   четвертого   ­     умение   назвать пространственные отношения предметов(кубик справа от шарика, и т.д.), а также умение передвигать предметы в заданном направлении. Для пятого блока – умение определять время суток по картинке, определять их последовательность, уметь различать прошедшее, настоящее и будущее времена. Следующая поставленная цель в диагностике – выявить умение работать в команде, делится своими находками, помогать другому. Например, если один из группы справился с заданиями раньше, пронаблюдать, станет ли он помогать другому, который справляется медленнее или не справляется с заданием совсем. Таким образом, мы выявляем тех, кто обладает более развитыми математическими навыками. В дальнейшем, до эксперимента, мы проводим ситуации, в которых сажаем двух детей, которые проявили высокий уровень умения в разных блоках (например, один хорошо считает, а второй лучше ориентируется во времени)   за один стол и даем им задания из блоков диагностики. Тогда тот, кто лучше владеет   навыком,   объясняет,   как   выполнить   задание   тому,   кто   хуже.   Тем   самым   мы развиваем коммуникабельность у детей, особенно, если они не находятся в дружеских отношениях. После успешного завершения заданий, паре дается задание, для выполнения которого   необходимо   обладать   обоими   навыками.   Например,   дать   задачу,   в   которой нужной   посчитать   количество   дней   до   праздника,   начиная   со   «вчера».   Задания повышенного уровня с применением комплекса навыков позволит ребятам объединиться и найти общее решение задачи. Список использованной литературы: 1. Ажибеков   К.Ж.   Особенности   формирования   познавательной   активности   у детей дошкольного возраста / К.Ж. Ажибеков, Г.О. Жетписбаева, А.Т. Агабекова и др. [Электронный   ресурс]   //   Междунар.   журнал   прикладных   и   фундаментальных   исслед.   – 2016. – № 3­1. – URL: http://www.applied­research.ru/pdf/2016/3­1/8688.pdf  2. Алябьева Е.А. Математические сказки : беседы с детьми о числах, счете и форме / Е.А. Алябьева. – М. : Сфера, cop. 2018. 3. Афанасьева   О.В.   Педагогическая   технология   развития   познавательного интереса к экспериментированию у детей 4­5 лет: Автореф. . канд. пед. наук. СПб., 2005. 20 с. 4. Бажан З.И. Экспериментальное исследование по формированию элементарных математических   представлений   старших   додошкольникков   через   использование фольклорного материала и его результаты / Бажан З.И., Осьмачкина А.А. // Проблемы соврем. пед. образования. ­ 2016. ­ № 53/1. ­ С. 36­45. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Санкт­Петербург, 2005. Баранова Э.А. Познавательные интересы дошкольников. Учебно­методическое 5. 6. пособие. Чебоксары, 2003. Белкин   Е.Л. 7.   Дидактические   проблемы   управления   познавательной деятельностью. Ярославль: Изд­во Ярославского пед. института, 1974. ­24 с. 8. Маклаева Э.В. Использование средств математики в процессе формирования познавательного   интереса   у   детей   среднего   школьного   возраста   /   Маклаева   Э.В., Чернышова С.А. // Молодой ученый. ­ 2016. ­ № 8­7 (112). ­ С. 20­23. 9. Прядка   А.Ю.   Детское   экспериментирование,   как   средство   развития познавательной   активности   у   детей   дошкольного   возраста   //   Психология   и   педагогика: методика и проблемы практ. применения. ­ 2014. ­ № 40. – С. 119­125 10. Торохова   Г.Н.   Методика   активизации   познавательной   деятельности   детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений / Г.Н. Торохова, В.И. Прокопенко. ­ Тобольск : Изд­во ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2012. ­ 96 с. ­ Библиогр.: с. 68­69

Статья: "Формирование познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности через педагогические ситуации с применением элементов эксперимента"

Статья: "Формирование познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности через педагогические ситуации с применением элементов эксперимента"

Статья: "Формирование познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности через педагогические ситуации с применением элементов эксперимента"

Статья: "Формирование познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности через педагогические ситуации с применением элементов эксперимента"

Статья: "Формирование познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности через педагогические ситуации с применением элементов эксперимента"

Статья: "Формирование познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности через педагогические ситуации с применением элементов эксперимента"

Статья: "Формирование познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности через педагогические ситуации с применением элементов эксперимента"

Статья: "Формирование познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности через педагогические ситуации с применением элементов эксперимента"

Статья: "Формирование познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности через педагогические ситуации с применением элементов эксперимента"

Статья: "Формирование познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности через педагогические ситуации с применением элементов эксперимента"

Статья: "Формирование познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности через педагогические ситуации с применением элементов эксперимента"

Статья: "Формирование познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности через педагогические ситуации с применением элементов эксперимента"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.07.2019