Статья "Формирование у учащихся младших классов универсальных учебных действий методом проектной деятельности"
Оценка 4.6

Статья "Формирование у учащихся младших классов универсальных учебных действий методом проектной деятельности"

Оценка 4.6
Научные работы
docx
технология
Взрослым
09.07.2018
Статья "Формирование у учащихся младших классов универсальных учебных действий методом проектной деятельности"
В статье "Формирование у учащихся младших классов универсальных учебных действий методом проектной деятельности" представлена роль формирования универсальных учебных действий методом проектной деятельности. Эта статья была опубликована в сборнике Молодежь ХХI века: образование, наука, инновации: материалы YI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием.
Статья.docx
Формирование у учащихся младших классов универсальных учебных действий методом проектной деятельности.             В   статье   представлена   роль   формирования   универсальных   учебных действий методом проектной деятельности. Проектная деятельность, универсальные учебные действия.       В системе школьного образования происходят большие изменения, в связи с этим   важную   роль   приобретает   формирование   у   учащихся   самостоятельного мышления,   осознанного   выбора   профессии.   Более   точно   это   можно   увидеть, прочитав   высказывание   Геннадия   Бордовского,   ректора   Российского государственного педагогического университета: «Сегодня главная цель школы ­ это подготовить человека к самостоятельному выбору жизненного пути и к готовности самостоятельно решать проблему, будь то работа, будь то получение квалификации» [1].   В сегодняшнем образовании особое внимание переходит с «усвоения знаний» детьми на развитие у них компетентности. Первое место среди огромного выбора современных   педагогических   подходов   занимает   организация   проектной деятельности.   Дидакт   М.Б.Романовская   писала:   «Метод   проектов   не   является принципиально   новым   в   педагогической   практике,   но   вместе   с   тем   его   сегодня относят   к   педагогическим   технологиям   XXI   в.,   как   предусматривающий   умение адаптироваться   в   стремительно   изменяющемся   мире   постиндустриального общества». Слово «проект» в переводе с латинского – «брошенный вперед». Эта трактовка направляет современного учителя на новую неординарную деятельность. Самостоятельно   строить   свои   знания,   креативно   мыслить   –   это   и   есть   основа проектной деятельности. [2] Разработки по направлению проектирования принадлежат М. Б. Павловой, М. Б. Романовской, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцеву, И. А. Сасовой и др. [3,4] Преподаватели   пользуются   множеством   методической   литературой,   где указаны   известные   положения   и   алгоритмы   проектной   деятельности.   Но   при использовании метода проектов возникают вопросы, которые нужно принимать во внимание:   уровень   подготовки   учащихся   к   выполнению   работ,   возрастные особенности, тематика проектов, самостоятельности учащихся, методика проверки знаний и умений на разных этапах выполнения проектов и др.          Правильно выбранная педагогическая технология позволяет продуктивно вести учебную деятельность. Метод проектов является новым объектом изучения в педагогике.   Этот   метод   положил   основу   учебной   деятельности   на   занятиях   по технологии.            На   уроках   технологии   метод   проекта   не   является   новшеством.   В соответствии   с   ФГОС   в   школьной   программе   учтено   проведение   творческих   и проектных работ. [5]      Главным в проектной деятельности является создание и планирование своей работы,   умение   находить   удобные   способы   решения   проектных   заданий,   умение самостоятельно   конструировать   свои   знания,   понимать   справочный   материал, реализовывать   свои   идеи,   умение   осуществлять   оценку   созданного   продукта   и самооценку своих действий, все это мы можем назвать проектными умениями.   Средством достижения этих результатов считаются универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные).           Для   достижения   формирования   УУД   используется   системно­ деятельностный подход: ученик не берет готовые знания, а пытается добыть их сам и оценить   свои   действия   (правильно   ли   я   сделал,   что   еще   могу   сделать).   Для реализации этого подхода необходимо внедрять проектную деятельность.            Основой методики технологического образования и является проектная деятельность. Этот вид деятельности имеет личную и общественную роль, которая научит детей добывать знания самостоятельно, уметь применять полученные знания в жизни.      Из этого следует, что проектная деятельность учащихся оказывается более важной   в   сегодняшней   педагогике   и   самыми   актуальными   задачами   в   обучении являются развитие у учащихся изменившегося мышления, креативности, воспитание когнитивности   (познавательной   активности).   И   это   происходит   не   просто   так,   а вместе с этим в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше   всего   складывается   культура   интеллектуального   труда   учеников.  А   общая компьютеризация дает учителю технологии более творчески подходить к подготовке уроков и сделать учебный процесс более интересным.        В работах Ю.В. Громыко и А.В. Хуторского метапредметный подход в образовании   стал   целью   исследования,   при   котором   полагается   изменение   в предметном образовании, когда передается знание не как сведение для запоминания, а как для разумного использования осознанного.             Указателями   метапредметных   образовательных   результатов   являются универсальные   учебные   действия.   Как   учебный   предмет   технология   при формировании метапредметных результатов имеет такие особенности: ­ практическая деятельность учащихся, как основа практической деятельности; ­   помощь   на   знания,   которые   получены   при   изучении   других   предметов   и применение их в практической деятельности; ­ изменчивость содержания в образовательном стандарте и его детализация на уровне педагогической действительности и личности ученика.           Важной особенностью для формирования метапредметных результатов в проектной деятельности является разработка универсальных средств постановки и решении проблем. На самом деле для практического мышления учащихся и создании у них нужных умственных действий необходимо создать изучение ими совокупности межпредметных понятий: проект, проблема, поиск решения проблемы, проблемная ситуация, оценка, критерии, цель и целеполагание, планирование, результативность, условие   плодотворной   командной   работы.   Предмет   «Технология»     является комплексной основой по своей сути, как содержательном, так и в организационном моменте.       Современная система образования должна обучать ребенка универсальным учебном действиям, которые дадут ему развиваться и двигаться вперед. Поэтому формирование   УУД   на   уроках   технологии   в   начальной   школе   как   нельзя   лучше создает организацию проектной деятельности.      Значение универсальных учебных действий означает умение учиться, иначе, умение личности работать над собой путем сознательного и активного присвоения нового жизненного опыта.           При  активной   работе   в  создании   проектов  учащиеся  постигают   новые способы деятельности человека, обеспечивают возможность для формирования УУД.          Согласно ФГОС УУД группируются в три основных блока: регулятивные, познавательные и коммуникативные.           Регулятивные УУД создают у учащихся умение создавать свою учебно­ познавательную   деятельность,   осознанную   постановку   цели   –   через   планирование действий   –   к   исполнению   запланированного,   самооценке   пройденного   результата, если нужно, то и к исправлению ошибок.           При   изучении   технологии   к   регулятивным   УУД   относятся:   сохранение учебной   задачи,   алгоритм   планирования   процесса   познавательно­трудовой деятельности, решение систем учебной или трудовой задачи, поиск новых решений, выполнение   креативного   подхода   к   решению   учебных   задач   в   изготовлении технологического процесса, оценивание своих действий.      Познавательные УУД создают умение к освоению знаний окружающего мира, т.е. стремление выполнять направленный поиск и использование информации.           При   изучении   технологии   к   познавательной   УУД   относятся   подбор различных   источников   информации:   словари,   энциклопедии,   интернет­ресурсы, создание моделей технологических объектов.           Коммуникативные   УУД   создают   умение   эффективного   общения   в совместной деятельности, проявляя терпимость к друг другу, соблюдение правил адекватного поведения в конкретной ситуации.      К коммуникативным УУД при изучении технологии относятся согласование совместной   познавательно­трудовой   деятельности   с   разными   участниками, аргументация идеи изделия, защита своего выбора объекта.      Развитие универсальных  на уроках технологии в начальных классах в работе над проектом можно увидеть в таблице. (Таблица 1) Таблица 1 – «Формирование УУД учащихся на различных этапах работы над проектом». № Этапы п/п Формируемые УУД Выбор 1. доказательство   темы, Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные:   доказательство   идеи изделия, защита своего проекта. Объяснение конечного Регулятивные:   прогнозирование   – 2. результата, цель проекта 3. плана проекта Анализ   составления предвидение результата. Регулятивные:   планирование   –   определение последовательности   целей,   составление   плана   и порядка действий. Коммуникативные: обсуждение  с учителем.  Личностные: самоопределение. Познавательные: самостоятельное   4. Сбор информации определение  цели. Познавательные:   поиск   и   отбор   нужной информации,   применение   методов   справочного поиска,   выбор   полезных   способов   решения проблемы   в   зависимости   от   условий, формулировка   проблемы,   самостоятельное создание   этапов   деятельности   при   решении творческих проблем. 5. Создание изделия Познавательные:   возможное   и   настоящее планирование технологических объектов. Регулятивные:   поиск   новых   решений возникшей проблемы. 6. Оформление проекта Коммуникативные:   доказательство   своей точки зрения, построение собственных мыслей.     самостоятельное Познавательные:   постановка   и   построение проблемы, построение алгоритмов   при   решении   проблем,   рефлексия способов действия, контроль и оценка действия, контроль   и   оценка   результатов   деятельности построения последовательной цепи рассуждения. 7. Оценка проекта Регулятивные: оценка, саморегуляция.           Детей   проекты   объединяют,   развивают   открытость,   придают   умение работать в группе и нести ответственность за коллективную работу.       Очевидный результат проектной деятельности дает большое удовлетворение учащимся и может повысить самооценку и веру в свои возможности.           Активное   занятие   проектной   деятельностью   дает   право   изучать   новые способы   деятельности   в   социально­культурной   среде,  дает   хорошую   возможность для формирования УУД.       Из сказанного видно, что в процессе работы над проектом определяются все три вида универсальных проектных действий.      Но в чем же заключается задача учителя?          Главной задачей учителя начальных классов является как заинтересовать учащихся, научить правильно выстраивать свою деятельность, а главное – получить результат. Если даже что­то не получается – это тоже результат, так как допуская ошибки, дети учатся искать пути решения.           Прежде чем выбрать тему проекта, надо следовать знаниям содержания обучения.   Иметь   в   виду   посильность   объекта   труда   для   младших   школьников, личную   ценность   его   умения.   Создать   условия   для   работы   над   проектом   и подведения итогов. Но самым сложным для учителя при работе над проектами – это суметь раскрыть творческие способности учеников. Не надо забывать, что все дети талантливы.        В современное время проектная деятельность учащихся является одной из наиболее продуктивных инструментов повышения качества начального образования. Это   является   одним   из   главных   средств   в   формировании   компетенции,   а результативность – как главная мера современного качества образования.         Знакомство   школьников   с   проектной   деятельностью   способствует формированию интеллектуальному будущему нашего общества.       Из выше сказанного, мы можем сделать вывод, что проект считается главной частью   школьной   воспитательной   среды,   которая   дает   возможность   учащимся применить свои знания, помогает ориентироваться в знании профессий. планирует технологическую культуру и креативный подход к труду, чувство гордости за свои умения.          В работе над проектами дети не только изготавливают некий продукт, но проводят   исследования   в   ходе   своей   работы.   Первые   шаги   в   исследовательской работе   связаны   с   внедрением   в   технологическую   подготовку   школьников   метода проектов.   Дети   пытаются   проявить   желание   и   возможность   разработать, проанализировать, проверить и воплотить появившиеся у них идеи в материале.          Хотелось бы выделить, что использование новых технологий, в том числе технологию   проектной   деятельности,   создает   уроки   более   интересными   и способствует саморазвитию школьников.      На уроках технологии проекты сейчас занимают одно из первых мест.         Организация   проектной   деятельности   строится   на   проблеме,   взятой   из практики, значимой для ребенка. Работая над проектами, дети учатся приобретать новые знания самостоятельно и применять эти знания для решения проектных задач, определить свои способности, научиться брать на себя ответственность, научиться коммуникативному общению.           При   создании   проекта   ребенок   осваивает   новые   способы   деятельности, формирует УУД. При занятии проектной деятельностью можно понять значимость применения   знаний,   приобретенных   при   изучении   разных   предметов   в   результате творческой деятельности.               Проектная   деятельность   организовывает   связь   учителя   и   учеников   на протяжении длительного времени: темы четверти, полугодия. Продукты проектов конечно же должны быть красиво оформлены и показаны.           В работе над проектами раскрывается творческий потенциал учащихся, определяется направленность к той или иной деятельности.   Школьник исследует проблему, которая его интересует и расширяет его способности и компетенции. Это повышает   его   интерес   к   предмету,   а   это   является   главной   целью   любого образовательного процесса. Библиографический список 1. Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org (дата обращения 9.03.2018) 2. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших   классах:   современные   подходы:   Научно­методическое   пособие   для повышения квалификации работников образования. // Романовская М.Б. ­М.:АПК и ПРО, 2002. 3. Павлова,   М.   Б.   Технология.   Метод   проектов   в   технологическом образовании школьников : пособие для учителя // М. Б. Павлова, Дж. Питт, М. И. Гуревич, И. А. Сасова. – М. : Вентана­Граф, 2010. 4. Сасова   И.А.   Методическое   пособие   для   учителя:   учебник   для общеобразовательных   учреждений  /   И.А.  Сасова  –  Издательский   центр  «Вентана­ Граф», 2010 г 5. С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Сборник рабочих программ 1­4 классы. Изд. «Просвещение» ­ 2011 – с. 469­473

Статья "Формирование у учащихся младших классов универсальных учебных действий методом проектной деятельности"

Статья "Формирование у учащихся младших классов универсальных учебных действий методом проектной деятельности"

Статья "Формирование у учащихся младших классов универсальных учебных действий методом проектной деятельности"

Статья "Формирование у учащихся младших классов универсальных учебных действий методом проектной деятельности"

Статья "Формирование у учащихся младших классов универсальных учебных действий методом проектной деятельности"

Статья "Формирование у учащихся младших классов универсальных учебных действий методом проектной деятельности"

Статья "Формирование у учащихся младших классов универсальных учебных действий методом проектной деятельности"

Статья "Формирование у учащихся младших классов универсальных учебных действий методом проектной деятельности"

Статья "Формирование у учащихся младших классов универсальных учебных действий методом проектной деятельности"

Статья "Формирование у учащихся младших классов универсальных учебных действий методом проектной деятельности"

Статья "Формирование у учащихся младших классов универсальных учебных действий методом проектной деятельности"

Статья "Формирование у учащихся младших классов универсальных учебных действий методом проектной деятельности"

Статья "Формирование у учащихся младших классов универсальных учебных действий методом проектной деятельности"

Статья "Формирование у учащихся младших классов универсальных учебных действий методом проектной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018