Статья "Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры "
Оценка 5

Статья "Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры "

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
физическая культура
Взрослым
12.02.2018
Статья "Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры "
В статье "Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры " говорится о важности здоровья в жизни каждого человека. Делимся опытом работы школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся на уроках физической культуры, во внеурочной деятельности,при внеклассных мероприятий. Школа должна обучить ребёнка здоровому образу жизни.статья о формировании здорового образа жизни в школе.
Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры.docx
Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым» Жан Жак Руссо             Любой человек хочет быть здоровым. К сожалению дети не задумываются об этом. Мы должны помочь ребенку осознать, что здоровье это главное. «Здоровому каждый день – праздник», гласит одна из восточных пословиц. Как правило, ребенок не имеет понятия о здоровом   образе   жизни.   Этому   его   следует   обучать.   У   школьников   необходимо сформировать понятие об ответственности за свое здоровье и здоровье близких. Важнейшая задача школы – это такая координация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, воспитание и развитие обучающихся не сопутствуются нанесением ущерба их здоровью. А урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья. Тем, кто трудится в школе несколько десятилетий, очевидна тенденция в худшую сторону здоровья детей. Если двадцать лет назад освобожденных от физической культуры в любом классе было по два­три ученика, то ныне их стало в разы больше. Здоровых детей в каждом классе буквально –считанные единицы.   Сегодня   работа   школы   нацелена   на   укрепление   и   сохранение   здоровья обучающихся,   где   воплощаются   здоровье   сберегающие   и   здоровье   формирующие технологии. В   целях   безопасности,   охраны   здоровья   учеников   на   занятиях   по   физической культуре ведутся беседы во всех классах по технике безопасности на уроках (инструктаж по   технике   безопасности   на   занятиях:   спортивными   играми,   легкой   атлетикой, гимнастикой,   на   соревнованиях),   это   нужно   для   снижения   риска   травматизма   при проведении уроках. Ученики (9­11кл) расписываются в журналах по технике безопасности на занятиях  физической культуры.  В данные уроки  добавлены презентации по технике безопасности,   где   продемонстрированы   возможные   нарушения   и   неправильная   техника выполнения упражнений. Ученики этим вопросом были заинтересованы. Выполнение ИКТ на таких видах занятий принесло позитивный результат, влияние картинок­слайдов было эффективным.   В   школе   ежегодно   в   начале   учебного   года   оформляются   акты   — разрешения на проведение занятий: в спортивном зале, на баскетбольной и волейбольной площадках, на футбольном поле, так же имеются акты приемки спортивного сооружения и инвентаря на готовность к началу нового учебного года. Учителя физкультуры в своей практической   деятельности   по   физическому   воспитанию   обязаны   придерживаться инструкций   по   технике   безопасности   и   реализовать   надзор   за   выполнением   учениками правил и инструкций по охране труда. Учителя  физкультуры несут ответственность  за сохранность жизни и здоровья обучающихся. В своей работе преподаватели физической культуры опираются на такие законы: «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 181­ФЗ), Федеральный закон от10 июля 1992 г. № 3266­1, «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Федеральный закон от 29.04.1999 г. № 80­ФЗ. На основании Санитарных правил и норм (СанПиН 2.4.2.­1178­02),утверждённых главным   государственным   санитарным   врачом   Российской   Федерации   25.11.2002   г. реализуется надзор за состоянием здоровья на занятиях физической культурой и спортом. Медицинская сестра выявляет  ранние признаки утомления школьников во время урока физкультуры,   оповещает   об   этом   преподавателю;   определят   плотность   урока,   кривую физиологической   нагрузки;   проверят   наличие   необходимых   средств   и   материалов   для оказания   первой   медицинской   помощи   в   случае   травмы.   В   спортивном   зале   имеется укомплектованная аптечка. В   последние   годы   высшее   руководством   нашей   страны   всё   больше заинтересованности уделяется нескольким проблемам из которых основные, связанны с системой   образования:   патриотическому   воспитанию,   а   также   охране   здоровья подрастающего   поколения.   В   целях   уменьшения   отрицательных   результатов   учебной нагрузки,   поддержания   здоровья   учащихся,   повышения   уровня   физической   активности, обучения   школьников   основам   базовых   знаний   по   методике   самостоятельных   занятий оздоровительными   физическими   упражнениями,   увеличения   уровня   сформированности качеств личности школьников занятия физической культурой проводятся по трехчасовой рабочей   программе.   В   идеях   воспитания   культуры   здоровья   обучающихся   в   МОУ «Победненская   школа»   введены   курсы   внеурочной   деятельности   :   «Здоровейка»   для обучающихся   1   –4   классов,   «Спортивные   игры»   для   обучающихся   1   –11   классов .Проводятся   беседы   для   ознакомления   учащихся   с   работой   собственного   организма   и влияние физических упражнений на него. Внеклассные   мероприятия   по   укреплению   здоровья   проводятся   круглый   год.   В нашей школе сложилась система проведения следующих мероприятий: малые олимпийские игры (осень, весна); в целях патриотизма — велопробег «Победа» (к 9 мая), «Веселые старты» (зимние и весенние); в целях укрепления спортивного духа — футбол, баскетбол. Все данные мероприятия пропагандируют здоровый образ жизни и укрепляют организм. Занимаясь спортом в школьном спортзале и на школьном стадионе, учителя нашей школы своим примером прививают любовь к спорту. В   школе   проходят   дни   здоровья   на   улице   и   в   спортивном   зале,   с   играми   и упражнениями   по   сезону.   Так   же   периодично   проходят   соревнования   по   волейболу, баскетболу и футболу.  С  ранней  весны  и  до поздней  осени  занятия  физической  культуры  проводим  на свежем   воздухе,   на   спортивной   площадке.   Обширно   используем   разные   варианты подвижных игр, базированные на соревновательных составляющих, всевозможные игровые эстафеты со спортивным инвентарем. Индивидуальная деятельность учащихся, внесение в напряженную   работу   элементов   игры,   достаточного   для   отвлечения,   успокоения, переключения, небольшого отдыха для налаживания дыхательной и сердечно­сосудистой функции   организма   –   это   все   формирует   обстановку   успеха,   вселяя   в   учеников уверенность в своих силах. При   проведении   каждого   урока   находят   решение   оздоровительные   задачи, выполняются   разнообразные   упражнения   с   различной   порцией   нагрузки,   в   т.ч.   по предупреждению плоскостопия, специальные игры для развития правильной осанки, для укрепления   отдельных   мышечных   групп.   А   также   упражнения,   благоприятствующие развитию гибкости. Вкладывается   труд   по   профилактике   противодействия   курения,   употребления наркотических   веществ   и   спиртных   напитков,  формированию   гигиенических   навыков   и здорового образа жизни школьников. Начиная с первых занятий много времени уделяем работе с родителями, побуждаем их к приобретению спортивного инвентаря, спортивной формы для детей, надзором над ходом выполнения домашних упражнений, повышению двигательной   активности   учащихся.   В   целях   физкультурно­оздоровительной   работы   с семьями проводятся семейные соревнования «Папа, мама, я ­   спортивная семья», где ребята вместе с их родителями приобщаются к спорту. Существенную   роль   в   работе   школы   захватывает   профилактическая   работа   по предотвращению   вредных   привычек.   Ежегодно   проводится   круглый   стол   для старшеклассников «Мы и вредные привычки» с приглашением медицинского работника, участкового   уполномоченного,   психолога,   которые   рассказывают   о   влиянии   вредных привычек на состояние здоровья и организм в целом, каждый со своей стороны. Ежегодно проходит   месячник   «Спорт   против   наркотиков».   Ребята   выпускают   стенгазеты   по пропаганде спорта и выступают агитбригады. В рамках месячника проходят соревнования по различным видам спорта (командные и индивидуальные), с применением тренинговых упражнений на тему: «Умей сказать «НЕТ!». Развитие   заинтересованности   к   занятиям   физкультурой   —   достаточное   и необходимое условие успешного осуществления физического воспитания подрастающего поколения. В спортивные секции вовлечены ученики со всех ступеней образования. Наш труд   не   остался   бесследным,   ребята   принимают   активное   участие   в   соревнованиях муниципального   уровня,   на   которых   достигают   высоких   результатов.   В   своей   статье «Психолого­педагогические возможности сохранения и укрепления здоровья школьников средствами физической культуры и спорта» профессор Смирнов Н.К. объективно отметил, что   «…человек,   беспечно   относящийся   к   своему   здоровью,   личностному   развитию, «мотылек», закружившийся в вихре потребительского азарта и развлечений, не способен думать о перспективах, прилагать минимальные созидательные усилия…. Страна не может на   них   опираться,   они   тянут   ее   в   пучину   распада   и   хаоса.»       Но   с   тем,   что   «Таких «бесполезных   людей»,   к   огорчению,   плодит   наша   школа»,   мы   не   согласны.   Вполне вероятно,   в   городских   школах,   где   каждый   дополнительный   час   занятий   с   ребенком расценивается как «репетиторство», можно сделать и такие выводы. Но в сельских школах, где   родители   не   имеют   средств   платить   за   дополнительные   услуги,   невозможно   со спокойным сердцем оставить детей без внимания, когда они желают развиваться. В селах у детей только одно развлечение – интернет, поэтому секции при школах имеют большое значение в становлении личности ребенка. Либо он пойдет употреблять алкоголь, либо занят   на   секции.   Посредством   работы   секций   и   внеурочную   деятельность   реализуется приобщение детей, подростков, молодежи к занятиям физкультурой и спортом.  При поступлении ребенка в школу происходит снижение физической активности более чем на половину. В связи с началом систематического обучения в их деятельности начинает   преобладать   статический   компонент:   80­85%   дневного   времени   обучающиеся проводят в сидячем положении. Даже младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 15­20% времени. При этом для них характерна плохая переносимость статистических нагрузок, они более адаптированы к недолгим динамическим нагрузкам. Складывается парадоксальная ситуация: с целью эффективного освоения учебной программы   ребенком,   ему   следует   обладать   высокой   интеллектуальной работоспособностью,   а   снижение   двигательной   активности,   необходимость   находиться длительное время в статическом положении приводит к нарушениям протекания процессов возбуждения   и   работоспособности,   ухудшению   снабжения   организма   кислородом, замедлению процессов восстановления. К   физкультурно­оздоровительным   мероприятиям   относятся:   физкультминутки   и физкультпаузы. Термином   «физкультминутка»   принято   обозначать   кратковременные   серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха. Как правило физкльтминутка состоит  из  3­5 физических  упражнений  во время урока по предметам теоретического   цикла   (2­3   мин)   или   урока   труда   (5­7   мин).   Они   могут   проводиться   с музыкальным   сопровождением,   с   элементами   самомассажа   и   другими   средствами, помогающими  восстановить оперативную работоспособность. Их задачи: а)  уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы; б) активизация внимания обучающихся и повышение способности к восприятию учебного материала. В нашей школе любой педагог выполняет на своих заданиях физкультминутки. В структура процедур   входят   уроки   в   развитие   осанки,   улучшение   зрительного   аппарата   и   уроки, нацеленные в выработку правильного дыхания (уроки с целью формирования глубокого дыхания, увеличения выдоха, в комбинации с разными движениями тела и конечностей). Виды физкультминуток и их разновидности, а кроме того разновидности упражнений с целью   выполнения   на   переменах,   представлены   в   кабинете   мед   сестры   (упражнения   и физкультминутки для глаз и осанки), в кабинете психолога (упражнения на расслабления и релаксацию). Помимо этого дети учат сами стихи физкультминуток и с удовольствием их проводят. В нынешнем обществе почти одна третья часть детей полностью здорова, а другие  обладают те или иные отклонения в состояние здоровья. По этой причине весьма трудно  использовать ребенка с подготовительной группой здоровья. В случае если уделяешь все  внимание двум – трем детям с ослабленным здоровьем, в таком случае остальной класс  ожидать никак не хочет. Разве могут усидеть ученики в спортзале? А обучаться  физической культурой детям с ослабленным здоровьем следует, вследствие того то что им  необходимо укреплять иммунитет, развивать мышцы, поддерживать общую  трудоспособность организма с помощью физических упражнений. е хватает специального  оснащения и инвентаря для занятий с подобными детьми. Руководители полагают, то что  подобных детей немного, и никак не уделяют данному надлежащего внимания, никак не  закупают необходимый инвентарь, никак не предполагают каких­либо изменений в  структуре проведения уроков физической культуры. Поэтому слова профессора Смирнова  Н.К. в статье «Психолого­педагогические возможности сохранения и укрепления здоровья  школьников средствами физической культуры и спорта» заслуживают особого внимания:  «Реализация принципа «физкультура без освобожденных!», который лежит в основе  современного преподавания физкультуры в школе, может быть обеспечена, только если в  распоряжении школы имеется необходимое количество спортивных залов, для  занятий в  которых учащиеся будут разделены на три группы: основную, подготовительную и  медицинскую.» Данная проблема критически нуждается в решении, таким образом равно  как количество детей с ослабленным здоровьем, занимающихся в подготовительной группе, с каждым годом растет. В некоторых случаях попросту вынуждены сажать детей в  спортзале в скамеечку, для того чтобы они наблюдали из­за занятий со стороны. А данное  очевидно антивоспитательная практика, равно как и все без исключения те случаи, когда  люди (тем наиболее дети!) вынуждены со стороны наблюдать, равно как другие занимаются или играют. «С точки зрения устремляющихся перестраховаться преподавателей и родителей, почти половину школьников в целом необходимо освободить с занятий физкультурой, для того   чтобы   никак   не   ухудшить   их   хрупкое   состояние   здоровья.   Очевидно,   что   такие взрослые беспокоятся в первую очередь о своем спокойствии, принося в жертву состояние здоровья и благополучие детей. Если те вырастут больными и неадаптированными, и уже покинут школу и отчий дом, и никак не сумеют предъявить претензий тем, кто именно избегая ответственности никак не подготовил их к реальной жизни с ее перегрузками, преодолением   препятствий,   неизбежными   падениями   и   ушибами»   —   с   этими   словами профессора Смирнова Н.К. невозможно никак не согласиться. Родители сами, оберегая и защищая   детей, делают неспособных на поступки, слабых и больных молодых людей.           Отличительная черта влияния занятий физкультуры в развитие нравственно­ волевых   качеств   заключается   в   том,   что   обучающиеся   с   целью   достижения   успехов   в исполнении   физических   упражнений   выявляют   целеустремлённость   и   свободу, дисциплинированность, умение мобилизовать в необходимый период личные физические и духовные   силы.   В   то   же   время   на   занятиях   физкультурой   доминирует   совместная деятельность. Обучающиеся приучаются выявлять чувство дружбы, приобретают навыки культуры   поведения,   коллективизма   и   тому   подобное.   Следует   стремиться   достигнуть такого уровня сознания, для того чтобы в ходе занятий, соревнований между командами, классами обучающийся получал моральное удовлетворение не только лишь с собственной ловкости, но и от того, что он сделал данное в интересах коллектива, во имя коллективаВ процессе   совместной   практической   деятельности   дети   приучаются   к   правильному поведению в соответствии с общепринятыми нормами нравственности. Грамотно созданное выполнение   упражнений   группами,   командные   игры,   содействие   в   соревнованиях способствуют вводу детей в коллектив и воспитанию у него привычки жить интересами коллектива. Проводя разнообразные формы и виды физкультурных мероприятий и уроков важно иметь в виду то, что физическая нагрузка в детский организм обязана отвечать норме, излишняя работа может «разрушить» детский организм.             Проанализировав   труд   школы   в   целом,   принимая   в   интерес   беседы   с   другими учителями на методических объединениях преподавателей физической культуры, можно сделать вывод: 1. Деятельность   преподавателя   в   аспекте   реализации   здоровьесберегающих технологий на уроках и занятиях физической культуры, обязана включать ознакомление с результатами мед осмотров детей, их подсчет в учебно­воспитательской труде; поддержку родителям в построении здоровой жизнедеятельности учеников и семьи в целом. 2. Формирование   обстоятельств   для   заинтересованного   отношения   к   учебе.   В каждом   уроке   либо   занятии   создавать   условия   успеха,   способствующие   развитию позитивной мотивации к процессу обучения в полном, тем самым снижая психологическую напряжённость,   улучшая   комфортность   взаимоотношений   абсолютно   всех   участников образовательного процесса, реализуя основные принципы здоровьесберегающих технологий присутствие организации учебно­воспитательного процесса. 3.На   уроках   физической   культуры   уделять   особое   внимание   организации здоровьесберегающих   условий.   Таким   образом,   контрольные   испытания,   задания, тестирования   и   т.д.   должны   лишь   давать   начальную   (и   текущую)   информацию   для разработки   индивидуальных   заданий,   суть   которых   —   учащийся   должен   в   каждый очередной   период   времени   продвинуться   дальше,   что   и   подтвердит   следующее тестирование.   Если   же   этого   не   произошло,   то   мы   вносим   в   индивидуальные   задания надлежащие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался только с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого   задания   должны   быть   реальными   и   стимулировать   учащихся   к   активной   работе. Иначе сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя безнадёжным, не испытывает стремления к нему. 4. Включение   в   процесс   уроков   компонентов   интенсивного   отдыха,   применять элементы физической культуры, помимо самого урока физкультуры, в других уроках и переменах: физкультминутки, физкультпаузы. Такого семейства активный отдых призван решать целый ряд задач: предотвращение преждевременного интеллектуального утомления и   возобновление   интеллектуальной   трудоспособности   активизацией   мозгового кровообращения   и   переключением   интереса;   предотвращение   застойных   явлений   в кровообращении, дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях  сокращений  и  расслаблений  мускул,  которые  обеспечивают   аккомодацию глаза; устранение негативных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое. Индивидуальный пример преподавателя во многом способствует воспитанию  личности ребенка. Педагог физической культуры обязан опираться в педагогику  сотрудничества с детьми, с их родителями, с коллегами по работе. Наш долг — раскрыть в  ребенке положительные качества и содействовать их формированию, слабых духом  учеников заставить поверить в свои силы, научить детей трудиться на занятиях физической культурой, дома — над развитием собственных физических и морально­волевых свойств. На нынешнем этапе социального развития главное, то что имеет значимость, это формирование   на   физическом   уровне   крепкой,   общественно   активной,   гармонично сформированной личности. Здоровый стиль жизни никак не занимает сейчас первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем окружении. Задача современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Задача может быть достигнута с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики. Нет   какой­то   одной   неповторимой   технологии   здоровья.   Здоровьесбережение   может выступать как одна из задач образовательного процесса. Наша школа отдает предпочтение физкультурно­оздоровительной   направленности   (отдаётся   приоритет   занятиям физкультурой). Физическая культура в школе — это никак не только лишь уроки. Это и многое другое,   где   школьники   обладают   все   без   исключения   возможности   себя   проявить.   А непосредственно спортивные праздники, спортивные соревнования и состязания,которые остаются в памяти наших учащихся уже после завершения школы. Поэтому организация внеклассной   и   внешкольной   физкультурно­спортивной   и   оздоровительной   работы   с учащимися   требует   большого   внимания.   Под   внеклассной   работой   по   физическому воспитанию подразумевается не только участие в календарных спортивных мероприятиях школы,   района,   но   и   организация   в   школах   эффективной   системы   физкультурно­ спортивной деятельности. В   настоящий   день   занятие   физической   культуры   должен   не   только   лишь исключительно   удерживать   и   укреплять   состояние   здоровья   обучающихся,   однако   и мотивировать   детей   к   интеллектуальной   деятельности   через   создание   проблематичных ситуаций, разрешение которых потребует привлечения познаний из других предметов. Ориентиром   в   нашей   работе   стали   слова   Мишеля   де   Монтень   –   французского философа   –гуманиста:   «Здоровье   –   это   драгоценность   и   при   том   единственная,   ради которой действительно стоит не только не жалеть время, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нетерпимой и унизительной». Учитель физической культуры МОУ «Победненская школа» Дронова О.Н., учитель начальных классов Кутишенко Е.П.

Статья "Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры "

Статья "Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры "

Статья "Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры "

Статья "Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры "

Статья "Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры "

Статья "Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры "

Статья "Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры "

Статья "Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры "

Статья "Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры "

Статья "Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры "

Статья "Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры "

Статья "Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры "

Статья "Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры "

Статья "Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2018