Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 25»
г.о. Саранск Республика Мордовия
Выступление на тему:
Формы и методы работы классного руководителя с родителями.
Подготовила: Кулагина Галина Ивановна
учитель начальных классов
Формы и методы работы классного руководителя с родителями (слайд1)
( слайд 2) «Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега»
(Лев Кассиль)
В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе: гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна стать в нашем обществе не просто ценностью, а новой национальной идеей.
( слайд 3)Этот вывод особенно важен для системы школьного образования, где роль взаимодействия педагогов образовательных учреждений и родителей воспитанников выдвигается на передний план. От согласованных действий педагогов и родителей, в конечном счете, зависит качество воспитания, обучения и развития детей. Взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки и соответствующего руководства. Тем более сегодня, когда осуществляется переход на новую парадигму образования — парадигму личностно - ориентированного взаимодействия, которое требует новых подходов, форм и методов совместной деятельности педагогов и родителей.
С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы.( слайд4) Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.
(слайд5)
Старый школьный афоризм гласит:
«Самое сложное в работе с детьми –
это работа с их родителями».
Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются:
ü способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей,
ü созданию комфортных условий для ребенка в семье,
ü а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.
(слайд 6) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
РЕАЛИЗУЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЦЕЛИ:
1. Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.
2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
(слайд 7) Для обеспечения эффективной деятельности в практике школы используются разнообразные массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями
Работа педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.
Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Именно потому приоритетной задачей современной школы является создание условий для эффективного взаимодействия с семьей.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что на протяжении многих лет идет поиск разнообразного содержания, форм, методов и средств взаимодействия. Формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения.( слайд 8)
Наиболее распространенными методами работы с родителями являются:
· диагностика,
· консультация, тренинг,
· наблюдения,
· беседа,
· тестирование и анкетирование,
· сочинение как метод изучения семьи,
· метод обобщения независимых характеристик,
· педагогическая гостиная.
К основным функциям взаимодействия школы и родителей относятся:
· Воспитательно-развивающая.
· Формирующая.
· Охранно-оздоровительная.
· Контролирующая.
· Бытовая.
Вся работа с семьёй подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.
Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями.
Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в школе и поддержания контакта в семье.
Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребёнка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.
Ежемесячные формы общения с родителями – это:
· праздники,
· родительские собрания,
· спортивные мероприятия,
· походы. ( слайд 9, 10)
Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Прежде чем решить проблему ребенка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители, порой, не компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей детей и подростков, или не серьезно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения.
В практике школы используются и такие формы как:
1. Профилактическая, разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей, формирования личности и индивидуальная воспитательная работа.
2. Выявление проблемных семей детей, имеющих различные проблемы. Коррекционная работа с ними.
Защита прав ребёнка.
3. Приглашение на заседания родительского комитета, административного совета и уже нередки случаи обращения в общественные организации города – в комиссию по делам несовершеннолетних, в суд (вплоть до лишения родительских прав).
Необходимо создать интегрированное поле деятельности для всех ответственных за будущее поколение, где будут рассматриваться, и решаться вопросы эффективности работы на самых высоких уровнях. Разрыв поколений потому и происходит, что взрослые не хотят всерьёз воспринимать проблемы детей, подрастая, дети, платят им тем же.
Выделяют индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.
Основные формы работы с родителями можно представить в виде такого цветка: ( слайд 11)
“Университет педагогических знаний” и др.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей.
Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.
Вечера вопросов и ответов.
Диспут, дискуссия.
Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями.
Посещение семьи.
Переписка с родителями.
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Остановлюсь подробнее на некоторых формах работы. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.
Родительский клуб
проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность.
Формы познавательной деятельности:
общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: “Семья-эрудит”, “Семейное увлечение”; читательские конференции “Круг семейного чтения” и др.
Формы трудовой деятельности:
оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки “Мир наших увлечений” и др.
Формы досуга:
совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс “Мужчины на поверке” (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.
Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.
Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.
Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома
Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.
Университет педагогических знаний - это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.
Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.
Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
Педагогическая дискуссия (диспут) - обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт,стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.
Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.
Индивидуальные тематические консультации. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей, этим не следует пренебрегать.
Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.
Посещение семьи.
Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями.
Посещение семей, проведение так называемых «домашних собраний» – не такое уж легкое дело, как иногда кажется. Здесь есть свои плюсы и минусы.
Переписка с родителями.
Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей.
Ролевые игры.
Это коллективная творческая деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы» и т.д. Методика ролевой игры предусматривает: определить тему, назначить состав участников, распределить роли между ними. предварительно обсудить возможные позиции и варианты поведения участников игры.
Современная работа школы с семьей должна строиться на позиции взаимодействия. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении, важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Необходимо значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Современная жизнь не стоит на месте, общество изменяется и поэтому изменения происходят не только в образовании, но и в работе с родителями.
На сегодняшний день, можно сказать, стоит задача повсеместно - родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными участниками встреч и помощниками учителя, создана атмосфера взаимоуважения. Для этого нужно активно использовать инновационный компетентностный подход к работе с родителями. ( слайд 12)
Инновация – пер. с англ. Обновление.
( слайд 13) Иновационные формы предполагают:
- активную позицию родителей,
- партнерство с педагогами,
- инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям
- и применение в семейной среде, т. е. то, что приобретали.
Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы. (слайд 14) На следующем слайде представлены нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей, их наименования и цели.
Чтобы выполнять работу в соответствии с новыми требованиями, мы и сами должны измениться. В современных условиях понятие «хороший сотрудник», конечно, включает качества хорошего специалиста, т. е. навыки определённой специальной, профессиональной подготовленности. Но хороший сотрудник это еще и — человек, который может работать в команде, может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям.
Одно из требований к «хорошему сотруднику» определяется следующим образом: если раньше от работника требовались сильные мышцы, то сейчас от него требуются крепкие нервы: психологическая устойчивость, готовность к перегрузкам, готовность к стрессовым ситуациям, умение из них выходить.
Но эффективной взаимодействие между семьей и школой возможно только при определенных педагогических условиях( слайд 15)
СЛАГАЕМЫЕ УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ
Ø желание пойти на контакт
Ø заинтересованность в общении
Ø видение в другом равного партнера
Ø готовность принять иную точку зрения
Ø выбор интересных значимых тем
Ø тактичность
(слайд 16)
«Только вместе с родителями,
общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
Сухомлинский
Вся деятельность классного руководителя с родителями обучающихся в нашей начальной школе представлена как традиционными так нетрадиционными направлениями, в частности:
· изучение семей и условий семейного воспитания ( слайды 17-24)
· составление социального паспорта
· информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса;
· психолого-педагогическое просвещение родителей;
· взаимодействие с родительским комитетом;
· совместная деятельность родителей и обучающихся.
· организация и проведение экскурсий родителями
· открытые уроки для родителей
· привлечение родителей к созданию стенгазет, проектов
· привлечение родителей в подготовке театральных представлений и др.
Один мудрый человек сказал:( слайд 25)
“Не важно, что ты делаешь,
а важно как ты делаешь”.
Так давайте свою работу выполнять так, чтобы был положительный результат взаимодействия учитель - ученик - родитель.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.