Статья посвящена химическому образованию специалистов транспортной отрасли. Химия в транспортных вузах не является основным общеобразовательным предметом, необходимым для подготовки специалистов отрасли, но она помогает понять процессы коррозии и другие химические процессы, которые изучаются на втором курсе в дисциплине «Материаловедение». Кроме того, изучение некоторых тем, таких как «Строение электронных оболочек атомов», «Электрохимические процессы», помогает студентам лучше разобраться в физике.
ХИМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ
СПЕЦИАЛИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Сазонова Е.А.
Пермский институт железнодорожного транспорта; 614990, г. Пермь,
ул. М. Горького, 2; email: shumikh
. elena
@ yandex
. ru
В Пермском институте железнодорожного транспорта предмет химии
не является основным общеобразовательным предметом, необходимым для
подготовки специалистов отрасли железнодорожного транспорта, но он
помогает понять процессы коррозии, работу химических источников тока и
другие химические процессы, которые изучаются на втором курсе в
дисциплине «Материаловедение». Кроме того, изучение некоторых тем,
таких как «Строение электронных оболочек атомов», «Электрохимические
процессы», помогает студентам лучше разобраться в физике.
Абитуриенты не сдают вступительный экзамен и не проходят
собеседование по предмету «химия» при поступлении в институт, поэтому
в школе многие не уделяют ему должного внимания. Входные тесты в
начале семестра показывают, что уровень подготовки у ребят недостаточен,
примерно третья часть студентов плохо справляются с ними. С такими
студентами проводятся дополнительные занятия, чтобы восполнить
пробелы в знаниях за курс средней школы.
Курс химии изучается в институте на первом курсе в течение одного
семестра студентами всех специальностей. Количество времени,
отведенного, по программе на изучение курса химии в аудитории
составляет примерно 50 % и объем изучаемого материала не позволяет
достаточно подробно рассмотреть его на лекциях. Также не способствуютповышению качества знаний низкая мотивация студентов и отсутствие
навыков самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студентам необходима для того, чтобы
более прочно усвоить знания, умения и навыки, приобретенные на
аудиторных занятиях (лекциях и лабораторных работах), способствовать
развитию познавательной деятельности студентов, повысить интерес к
изучаемому предмету. Также она помогает формированию творческого
подхода к решению профессиональноориентированных задач, прививает
потребность к самообразованию.
Самостоятельная работа может осуществляться студентами как на
аудиторных занятиях под непосредственным контролем преподавателя, так
и вне этих занятий: в библиотеке, в общежитии, дома.
Во время занятий проходит самостоятельная работа в виде контроля
знаний по предыдущему лекционному теоретическому материалу или
решения упражнений и задач. В зависимости от формы проведения (устный
или письменный фронтальный опрос, работа с тестами) на это тратится 10
20 минут. Это необходимо для закрепления и проверки усвоения темы. Так
же проводятся контрольные работы, рекомендуемые по программе курса
химии, после изучения нескольких взаимосвязанных между собой тем.
Из всего сказанного можно сделать выводы: поскольку нагрузка при
изучении любой дисциплины во многом перекладывается на студентов, в
связи с сокращением аудиторных занятий, постоянным увеличением
информации; для лучшего усвоения материала студентам необходима
систематическая самостоятельная работа, навыки которой он получает на
первом курсе. Стимулом для продуктивной и творческой самостоятельной
работы могут служить: получение автоматической оценки на экзамене или
зачете, высвобождение времени и сил для подготовки к другим экзаменам
во время сессии; повышение интереса к предмету в целом и как ступени к
изучению предмета по специальности. Самым сильным стимулом длястудента должна быть подготовка к будущей профессиональной
деятельности. Развитие навыков работы с различными источниками
навыков выполнения
информации по интересующей его проблеме,
исследовательских работ, написание и защита рефератов помогают
студенту в дальнейшем написать дипломную работу.
Чтобы сформировать устойчивую мотивацию к учебе в целом и к
конкретному предмету, преподавателю необходимо приводить больше
практических примеров и решать задачи прикладного характера,
предлагать подбор материала и написание рефератов с учетом
практического использования отдельных тем курса. На младших курсах
можно организовывать игровые интеллектуальные мероприятия, используя
элемент соревновательности, зрелищности; читать лекции, используя
мультимедийное сопровождение. Проведение совместных лекций позволит
студентам увидеть межпредметные связи физики и химии, химии и
математики, химии и истории ... При изучении курса химии желательно
показывать какую роль играют химические процессы, изучаемые в рамках
программного материала и вне его.