Статья "Игры для детей не только увлекательно, но и познавательно".
Оценка 4.8
Игры
docx
дефектология
Детсад
02.05.2018
В статье рассматривается проблема грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи, которая является распространенным нарушением у детей старшего дошкольного возраста, а также пути коррекционного воздействия по её развитию и совершенствованию с помощью дидактических игр. Мы предлагаем дидактические игры по формированию навыков словообразования и словоизменения для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.игры для детей с общим недоразвитием речи по формированию грамматической стороны речи
Игры для детей не только увлекательно, но и познавательно..docx
Игры для детей не только увлекательно, но и познавательно.
В настоящее время общее недоразвитие речи – одно из речевых
нарушений, наиболее часто встречающееся в детском возрасте. Нарушения
грамматической стороны речи у этих детей медленно поддаются коррекции.
Грамматика, по словам К.Д.Ушинского, это логика языка. Она помогает
облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и
понятной для окружающих.
связано с бодрым,
Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие
совершенствования мышления у дошкольников,
так как именно
грамматические формы родного языка являются «материальной основой
мышления». Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития
ребенка.
Изучение особенностей грамматического строя речи у детей с общим
недоразвитием речи становится более актуальным в связи с тем, что процент
детей, у которых отмечаются эти нарушения, в последнее время
увеличивается. Учитывая то, что ведущей деятельностью детей является
игровая деятельность, мы использовали в обучении игровые приемы и
упражнения.
Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях
отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований,
которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него
некоторого напряжения сил,
жизнерадостным
самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.
В своей практике я использую различные игры для развития у детей лексико
грамматического строя речи и закрепления у детей навыков правильного
словоизменения и словообразования. Предлагая ребятам такие игры, я
заметила, что сложный речевой материал, которым является усвоение
грамматически правильных речевых конструкций, усваивается детьми
непринужденно, спонтанно и более естественно. Так, например, чтобы
формировать навыки словоизменения, проводились следующие игровые
упражнения:
Игра «Что спрятано?»
Цель: формирование способности ребенка употреблять существительные в
единственном числе, винительном падеже.
Оборудование: муляжи овощей, фруктов, цветы.
На столике раскладываются цветы, овощи или фрукты. Детям предлагают
внимательно посмотреть, что лежит на столе, и запомнить, где лежит. Затем
ребята отворачиваются, а педагог берет какойто предмет со стола и прячет.
Названный ребенок должен угадать, что спрятал педагог: «Вы спрятали
свеклу (яблоко, розу)».
Игра «Без чего» Цель: формирование способности ребёнка употреблять существительные в
родительном падеже.
Оборудование: картинки с изображением недорисованных предметов.
Логопед показывает детям картинку, а они должны сказать, чего не хватает у
нарисованного предмета.
Игра «Покорми животное»
Цель: формирование способности ребёнка употреблять существительные в
дательном падеже.
Дети выбирают какоето животное на картинках и рассказывают, кому они
дают корм и какой.
Игра «Кто чем работает»
Цель: формирование способности ребёнка употреблять существительные в
творительном падеже, закрепление темы Профессии.
Оборудование: картинки с изображением профессий.
Детям предлагаются картинки с изображением профессий людей и
предметные картинки. Ребенка просят подобрать необходимую картинку и
рассказать, чем работает этот человек.
Игра «Я мечтаю»
Цель: формирование способности ребёнка употреблять существительные в
предложном падеже.
Детям предлагается немного помечтать и рассказать, о чем они хотят
получить на Новый год, день рождения и т.д.
Игра «Где зайчонок»
Цель:
существительных косвенных падежей с различными предлогами.
Ребенку демонстрируются определенные действия, а он должен ответить на
поставленные вопросы.
Где сидит зайчик? (на столе)
Где спрятался зайчик? (в коробке)
Откуда я достала зайку? (из коробки)
Куда я посадила зайку? (под стол)
А теперь откуда он вылез? (изпод стола)
Откуда зайка спрыгнул? (со стола)
А теперь где спрятался? (за коробкой)
Откуда он выглядывает? (изза коробки)
Куда он перепрыгнул? (через коробку)
Где он теперь сидит? (около коробки)
В данном случае работа над предложнопадежными конструкциями
осуществляется с учетом последовательности их появления в онтогенезе.
Поэтому сначала отрабатываются предлоги в, на, под, а затем из, за, перед, по,
изза, изпод.
Игра «Ищи».
формирование способности ребенка употреблять формы Цель: формирование способности ребёнка согласовывать в роде и числе
прилагательные с существительными единственного числа.
В течение минуты увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного
цвета, или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала.
По сигналу логопед один ребенок начинает перечислять вес найденные
предметы, а другие его дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовет
большее количество предметов.
Игры на формирование навыков словообразования
Игра «Мама и детеныш»
Цель: Формирование способности ребёнка образовывать названия детёнышей
животных
Оборудование: картинки с изображением животных и их детенышей: кошка,
утка, гусь, лиса, заяц, белка, медведь, волк., коза, еж, ворона.
Логопед показывает картинку животного и просит назвать его детёныша.
Игра «Помоги Незнайке»
Цель: формирование способности ребёнка образовывать названия детёнышей
животных.
Описание игры: логопед говорит, что невнимательный Незнайка перепутал,
кто с кем живет, и неправильно соединил взрослых животных и их детенышей.
Например: заяц и лисенок, волк и козленок, лиса и медвежонок и т.д.
Педагог просит детей исправить ошибки, которые допустил Незнайка.
Игра «Кто ты»
Цель: формирование способности ребенка образовывать названия профессий.
Описание игры: логопед говорит ребенку: «Посмотри на картинку. Это
танцовщица. Она танцует на сцене. А теперь давай с тобой поиграем. Я буду
говорить, что ты делаешь, а ты отвечай, кто ты».
Игра «Из чего же?»
Цель: формирование способности ребёнка образовывать относительные
прилагательные от существительного.
Оборудование: предметные картинки стакан из стекла, кораблик из бумаги,
лопата из железа, компот из слив, снеговик из снега, конфета из шоколада,
варежки из шерсти, сумка из кожи, ложка из дерева.
Ребёнку показывают картинки и просят ответить на вопросы: «Ложка из
дерева какая? (деревянная), Кораблик из бумаги какой? (бумажный)» и т.д.
Дети играют в такие игры с удовольствием, в ходе этих игр они развивают
и закрепляют усвоенные ранее языковые знания и речевые навыки, учатся в
своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы
речевых высказываний. В ходе таких совместных игр у детей развивается
чувство партнерства, обогащается их игровой опыт, развиваются
коммуникативные навыки. ЛИТЕРАТУРА
1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.И., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление
общего недоразвития речи. Екатеринбург: Литур, 2011. 318с.
2. Краузе Е. Логопедия. СПб.: Коронапринт, 2012. 208с.
3. Лалаева Р.И.,
Формирование лексики и
грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.
СПб.: Союз, 2001. 224с.
Серебрякова Н.В.
4. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. Игры и упражнения со
звучащим словом М.: Мозаика Синтез,2007. 175с.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у
детей дошкольного возраста. Практическое пособие. М.: Айрисспресс,
2008. 224с.
Статья "Игры для детей не только увлекательно, но и познавательно".
Статья "Игры для детей не только увлекательно, но и познавательно".
Статья "Игры для детей не только увлекательно, но и познавательно".
Статья "Игры для детей не только увлекательно, но и познавательно".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.