Статья. Игры на уроках русского языка.Практикум.(1-2 класс)
Оценка 5
Карточки-задания
docx
русский язык
1 кл—2 кл
01.09.2017
В данной статье представлен теоретический материал,описывающий роль игры в обучении на уроке русского языка.Представлена картотека игр,которые можно использовать на уроке.Можно применять данные игры на разных этапах урока и как форму контроля знаний у учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
Статья. Игры на уроках русского языка.Практикум..docx
Составитель: учитель начальных классов Миколенко С.В. МБОУ «СОШ №50» г. Белгорода
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
Практикум. Хорошая игра похожа на хорошую работу. Игра помогает снять утомление и
напряжение, поддерживает внимание. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный
материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку. Хорошая
игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли.
Дидактических игр очень много, но при подборе материала к уроку необходимо помнить, что все игры и
упражнения должны быть связаны с темой конкретного урока и направлены на достижение конкретной
цели. Надо сказать, что роль учителя остается значительной на всем протяжении игры. Эффективность
игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней учителя , от его заинтересованности в
результатах. Кроме того, поскольку не все школьники одновременно усваивают игровые правила,
учитель продолжает помогать им в процессе игры. Эта помощь должна быть по возможности скрытой от
других учеников, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создавалось впечатление равноценности их
участия.
Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по
тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой
актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки»,
необходимой по ходу урока; контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и весь
урок (урокиконференции, аукционы, диспуты). Это не краткосрочная, сиюминутная деятельность, а
длительный и неторопливый процесс образного творчества ребенка.
Игровые технологии помогают решать следующие задачи:
Развитие познавательного интереса к предмету;
Глубокое усвоение материала даже слабоуспевающим учащимися;
Активизация познавательной деятельности;
Создание условий для самовыражения личности;
Повышение творческого потенциала учащихся;
Разнообразие учебной деятельности;
Развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношение доброжелательности.
Ребенку можно помочь, упростив материал игры, напомнив последовательность выполнения задания
или сократив объем мыслительных операций.
Например, при изучении темы “Слова, обозначающие предметы” во 2м классе можно использовать
игровое лото, на карточках которого изображены предметы одного назначения, но в разных сочетаниях:
кружка, чашка, стакан; чайник, кофейник; миска, тарелка; портфель, ранец, сумка; стул, кресло;
люстра, лампа. На карточках для слабых учеников подбор картинок должен быть таков, чтобы они
могли узнать каждый из нарисованных предметов, а в случае выигрыша назвать их и записать названия
на доске. Упрощение
содержания работы помогает слабоуспевающим школьникам не чувствовать себя ущемленными, играть
наравне с другими, не терять интереса к игре и даже выигрывать.
1. Игра “Слова, обозначающие предметы” Правила: на карточках изображены предметы одного назначения, но в разных сочетаниях:
кружка, чашка, стакан; чайник, кофейник; миска, тарелка; портфель, ранец, сумка; стул, кресло;
люстра, лампа.
На карточках для слабых учеников подбор картинок должен быть таков, чтобы они могли узнать
каждый из нарисованных предметов, а в случае выигрыша назвать их и записать названия на доске.
2. Игра «Выбери три слова» (игру можно использовать на закрепление любых тем по русскому
языку). Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов.)
Цель: проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над
орфографией.
Правила: двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова,
имеющую одинаковую орфограмму.
Ответ
:
I
рыбка
вьюга
чулок
II подъезд
склад
ворона
дубки
варенье
чучело
съемка
град
ворота
гриб
ручьи
чум
подъем
клад
воробей
3. Игра « Почтальон»
Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный
запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход игры: почтальон раздает группе детей (по 45 чел.) приглашения. Дети определяют,
куда их пригласили.
Задания: 1.Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
2.Составить предложения, используя данные слова.
Ответ:
огород
парк
море
школа
столовая
зоопарк
гряки
дороки
плоцы
кники
хлецы
клека
калика
береки флаки
облоки
пироки
мартыка
редика
дуки
локи
тетрака
слики
трака
моркока
лики
остроки
промокака
голуцы
решека
4. Игра «Найди лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление
правописаний непроверяемых гласных. Задания: Подчеркни « лишнее»
слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
МАК
РОМАШКА
РОЗА
ЛУК
КОШКА
СОБАКА
ВОРОБЕЙ
КОРОВА БЕРЕЗА
ДУБ
МАЛИНА
ОСИНА
КОРОВА
ЛИСА
ВОЛК
МЕДВЕДЬ
5.Дидактическая игра: « Одним словом».
Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно
понятие.
Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги
ча ща, чу щу.
1. Обрубок дерева …(чурбан).
2. Шестьдесят минут…(час).
3. Густой частый лес …(чаща).
4. Хищная рыба с острыми зубами …(щука).
5. Из чего делают тяжелые сковородки … (чугун).
6. Прикрывать глаза от солнца … (щуриться).
7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая …(чайник)
6. Дидактическая игра: «Все наоборот». (работа в паре)
Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн, активизировать внимание, мыслительную
деятельность детей.
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное +
существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн.
Игрушка для елки…(елочная игрушка)
Герой сказки … (сказочный герой)
Сок яблока… (яблочный сок)
Суп из молока …(молочный суп)
Варенье из клубники… (клубничное варенье)
Каша из гречки… (гречневая каша)
Вода из речки… (речная вода)
Скважина в замке …(замочная скважина)
Мука из пшеницы … (пшеничная мука) и т.п.
7.Дидактическая игра: «Замени букву». (коллективная работа)
Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и
фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.
Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один,
либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто
составит наибольшее количество слов.
1.дочка 8.ручка
2.бочка 9.речка
3.ночка 10.свечка
4.кочка 11.печка
5.точка 12.почка 6.тучка 13.дочка
7.тачка 14.ночка …
8. Дидактическая игра: «Назови один предмет». (фронтальная работа)
Цель: отработка способов проверки безударных гласных.
Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой
предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает
очко. Победитель выявляется по количеству очков.
Примерный материал: домадом
Карточка №1
Слова: врачи врач , глаза__________, грачи __________, сады _________, тазы______, шары
______, бока_______, дожди__________, дворы____________, кроты_________, моря__________,
ножи___________, плоды__________, поля________, рога________.
9 .Игры «со словами»
Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не
лезть за словом в карман»), актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется
проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3—5 мин.).
Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.
9. Игра «Дополни слово»
Карточка №1
Ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово
(... га). В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.
Карточка №2
Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г,
ρ
Карточка №3
Назвать слова, противоположные по значению: Тонкий — Острый — Чистый — Громкий — Низкий —
Здоровый — Победа — и т.п.
10. Игра «Кто больше сочинит».
Подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается найти рифму к названиям
изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом
соответствующих картинок. Например: Огурец — молодец.
Заяц — ____________. Очки — ________________. Цветок — ___________________. 11. Игра «Перевернутые слова»
Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить
нормальный порядок слов.
Пример: МАИЗ ЗИМА.
В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются.
Пример: НЯНААВ — ВАННАЯ.
Приложение №1
Картотека игр по русскому языку.
1.Игра «Дополни слово»
Карточка №1
Правила: Ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать
мяч и дополнить слово (... га). В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать
поочередно.
Кни…га, маши …
1. Игра «Дополни слово»
Карточка №2
Правила: составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м,
ρ
p, m м, ш, а, н, и, ы, г,
Например: коса______________, ______________________________________________
____________________________________________________________________________
1.Игра «Дополни слово»
Карточка №3
Правила: Назвать слова, противоположные по значению:
Тонкий —
Острый —
Чистый —
Громкий —
Низкий — Здоровый —
Победа —
2. Игра «Выбери три слова» (работа в паре)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы
над орфографией.
Правила: Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся
три слова, имеющую одинаковую орфограмму.
Карточка №1
1й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2. Игра «Выбери три слова» (работа в паре)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы
над орфографией.
Правила: Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся
три слова, имеющую одинаковую орфограмму.
Карточка №2
2й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
3.Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный
запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Карточка №1
Ход игры: почтальон раздает группе детей (по 45 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
Задания: 1.Объясни орфограммы, подбирая проверочные слова. 2.Составь предложения, используя данные слова.
гряки ____________________
калика ___________________
редика ___________________
моркока __________________
3. Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный
запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Карточка №2
Ход игры: почтальон раздает группе детей (по 45 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
Задания: 1.Объясни орфограммы, подбирая проверочные слова.
2.Составь предложения, используя данные слова.
дороки ___________________
береки ___________________
дуки ____________________
лики _____________________
3. Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный
запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Карточка №3
Ход игры: почтальон раздает группе детей (по 45 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
Задания: 1.Объясни орфограммы, подбирая проверочные слова.
2.Составь предложения, используя данные слова.
плоцы __________________
флаки __________________
локи ___________________
остроки _________________ 3. Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный
запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Карточка №4
Ход игры: почтальон раздает группе детей (по 45 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
Задания: 1.Объясни орфограммы, подбирая проверочные слова.
2.Составь предложения, используя данные слова.
кники ___________________
облоки ___________________
тетрака ___________________
промокака ________________
3. Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный
запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Карточка №5
Ход игры: почтальон раздает группе детей (по 45 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
Задания: 1.Объясни орфограммы, подбирая проверочные слова.
2.Составь предложения, используя данные слова.
хлецы ________________
пироки _______________
слики ________________
голуцы _______________
3. Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный
запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Карточка №6
Ход игры: почтальон раздает группе детей (по 45 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
Задания: 1.Объясни орфограммы, подбирая проверочные слова.
2.Составь предложения, используя данные слова. клека ____________________
мартыка __________________
трака ____________________
решека ___________________
4. Игра «Найди лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания,
закрепление правописаний непроверяемых гласных.
Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
МАК
РОМАШКА
РОЗА
ЛУК
КОШКА
СОБАКА
ВОРОБЕЙ
КОРОВА
БЕРЕЗА
ДУБ
МАЛИНА
ОСИНА
КОРОВА
ЛИСА
ВОЛК
МЕДВЕДЬ
5. Дидактическая игра: « Одним словом».
Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания
в одно понятие.
Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим
слоги ча ща, чу щу.
1. Обрубок дерева …____________________
2. Шестьдесят минут…___________________
3. Густой частый лес …_____________________
4. Хищная рыба с острыми зубами …__________________
5. Из чего делают тяжелые сковородки … ________________
6. Прикрывать глаза от солнца … _____________
7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая …__________
6. Дидактическая игра: «Все наоборот». (работа в паре)
Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн, активизировать внимание,
мыслительную деятельность детей.
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой
состав сочетание –чн.
Игрушка для елки…_______________________
Герой сказки … __________________________
Сок яблока… ____________________
Суп из молока …________________________
Варенье из клубники… _____________________
Каша из гречки… ______________________
Вода из речки… ___________________________
Скважина в замке …_________________________
Мука из пшеницы … ___________________________
7. Дидактическая игра: «Замени букву». (коллективная работа)
Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и
фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.
Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно
либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк, и получают новые слова.
Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.
Дочка бочка ____________ ______________ _______________ ______________
7. Дидактическая игра: «Замени букву». (коллективная работа)
Ответ:
1.дочка 8.ручка
2.бочка 9.речка
3.ночка 10.свечка
4.кочка 11.печка
5.точка 12.почка
6.тучка 13.дочка
7.тачка 14.ночка …
8. Дидактическая игра: «Назови один предмет». (фронтальная работа) Цель: отработка способов проверки безударных гласных.
Карточка №1
Слова: врачи врач , глаза__________, грачи __________, сады _________, тазы______,
шары______, бока_______, дожди__________, дворы____________, кроты_________,
моря__________, ножи___________, плоды__________, поля________, рога________.
9 .Игры «в слова». Игры «со словами»
Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные
слова («не лезть за словом в карман»), актуализируют пассивный словарь. Большинство
таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого
выполняется задание (например, 3—5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный
мотив и придать ей дополнительный азарт.
10. Игра «Кто больше сочинит».
Правила: Подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается найти
рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам,
не сопровождая их показом соответствующих картинок.
Например: Огурец — молодец.
Заяц — ___________________________
Очки — ____________________________
Цветок — _________________________
Роза _____________________________
Книжка __________________________
11. Игра «Перевернутые слова»
Правила: ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами.
Необходимо восстановить нормальный порядок слов. В сложных случаях буквы,
являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются.
Пример: НЯНААВ — ВАННАЯ. Пример: МАИЗ ЗИМА.
12. Игра «Из слогов — слова»
Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку
предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог
только по одному разу.
Задание: составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван,
мар, ко, ма, ди, ра.
Ответ:_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
12. Игра «Из слогов — слова»
Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку
предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог
только по одному разу.
Задание: составь 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.
Ответ:_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
12. Игра «Из слогов — слова»
Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку
предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог
только по одному разу.
Задание: составь 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га.
Ответ:_________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
13. Игра «Соединить половинки слов»
Правила: это задание составляется следующим образом: слова делятся на две части
(ГАЗЕТА, ПЫЛЕСОС и т.д.). Затем первые половинки записываются вразнобой в левый
столбик, а вторые — в правый. Ребенку предлагается соединить эти половинки между
собой так, чтобы получились целые слова.
Игра «Соединить половинки слов»
Карточка №1
шко на
маши сос
пыле ла
каран радь
тет даш
Литература.
1 Андреева Е. А. Лучшие в мире загадки и трехминутные развивающие игры для детей. – М.: РИПОЛ
классик, 2006. – 320 с. 2 Ковалько В. И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений,
физкультминуток (14 классы). – М.: Эксмо, 2007. – 512 с.
3 Панкратова Н.В. Развитие речи младших школьников //Нач. школа. № 6, 2001 г.
4 Тупичкина Е.А. Игра стимулирует воображение и фантазию детей.// Нач. школа. .№ 11, 1992 г.
5 Федин С. Н. Веселые игры и головоломки. От 4 до 9 лет. – М.: Айриспресс, 2005. – 240 с.: ил.
Статья. Игры на уроках русского языка.Практикум.(1-2 класс)
Статья. Игры на уроках русского языка.Практикум.(1-2 класс)
Статья. Игры на уроках русского языка.Практикум.(1-2 класс)
Статья. Игры на уроках русского языка.Практикум.(1-2 класс)
Статья. Игры на уроках русского языка.Практикум.(1-2 класс)
Статья. Игры на уроках русского языка.Практикум.(1-2 класс)
Статья. Игры на уроках русского языка.Практикум.(1-2 класс)
Статья. Игры на уроках русского языка.Практикум.(1-2 класс)
Статья. Игры на уроках русского языка.Практикум.(1-2 класс)
Статья. Игры на уроках русского языка.Практикум.(1-2 класс)
Статья. Игры на уроках русского языка.Практикум.(1-2 класс)
Статья. Игры на уроках русского языка.Практикум.(1-2 класс)
Статья. Игры на уроках русского языка.Практикум.(1-2 класс)
Статья. Игры на уроках русского языка.Практикум.(1-2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.