Статья "Информационный блок как средство активного поиска"
Оценка 4.9

Статья "Информационный блок как средство активного поиска"

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа +2
doc
воспитательная работа +1
Все классы
04.05.2018
Статья "Информационный блок как средство активного поиска"
В современном мире исследовательское поведение рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска - одна из задач современного образования. В статье автор описывает систему работы "мини-курсов", как одного из ресурсов модели формирования исследовательской культуры обучающихся.
Информационный блок.doc
Информационный блок как средство активного поиска Паздерина Л. Ю.  учитель начальных классов ГРК                                                                    Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы                                                               выбрать самый для себя удобный способ преподавания.                                                            Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он                                                                не удобнее для учеников. Только тот образ преподавания                          верен, которым довольны ученики.   связи   формы         и задачей современного   остается   вопрос:   почему   для   ребенка, Л. Н. Толстой В современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение   рассматривается   не   как   узкоспециальная   деятельность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а   как   неотъемлемая   характеристика   личности,   входящая   в   структуру представлений   о   профессионализме   и   компетентности   в   любой   сфере деятельности.   Подготовка   ребенка   к   исследовательской   деятельности, обучение   его   умениям   и   навыкам   исследовательского   поиска   становится важнейшей образования.          Исследовательский подход к обучению характеризует в первую очередь процессуальную   (формы   организации   и   методы),   а   не   содержательную стороны   деятельности.   Однако   мы   не   можем   игнорировать   общеизвестный факт содержания.         Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от   содержания   образования,   вряд   ли   подлежит   сомнению   и   обсуждению. Однако,   генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается  в тяжелую повинность, работу?                 Ответ,   как   часто   бывает,   довольно   прост:   необходимо   учитывать "природу ребенка", природа сама ориентирована на познание окружающего. Правильно   выстроенное   обучение   может   и   должно   осуществляться   без принуждения, без насилия над ребенком, что, по­видимому, возможно только в   условиях   доминирования   исследовательских   методов   обучения.                 По   образному   выражению   известного   американского   психолога А.Маслоу,   главная   задача   педагога   состоит   в   том,   чтобы   помочь   ученику обнаружить   то,   что   в   нем   заложено,   а   не   обучать   его,   "отливая"   в определенную   форму, заранее. Эти   уходящие   корнями   в   историю   педагогики   идеи   повлияли   и   на отечественную   образовательную   практику.  Вклад   в   теоретическую   и практическую разработку исследовательских методов внесли  в 20­е годы ХХ века   (И.Г.Автухов,   П.П.Блонский,   Б.В.Всесвятский,   И.Ф.Свадковский, С.Т.Шацкий   и   др.),   а   после   годов   забвения,   в   80­е   ­   И.Я.   Лернер,   А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Л. А. Казанцева, Н. Ф. Талызина, Г. И. Щукина, Н. Е. Щуркова и др.     придуманную   кем­то   другим   малопривлекательную   трудную, это   деятельностное   состояние   личности, В   отечественных   школах   должны   заботится   об   интеллектуально­ творческом развитии каждого ребенка, и предлагать учащимся не только петь и плясать в самодеятельности или конструировать в свободное от основных учебных   занятий   время,   но   и   творить   в   области   основной   деятельности   ­ учебной. Не только послушно проглатывать и усваивать приготовленные кем­ то   “порции   знаний”,   но   добывать   эти   знания   самостоятельно,   в   ходе  Познавательная настоящего   творческого,   исследовательского   поиска. активность­   которое характеризуется   стремлением   к   учению,   умственному   напряжению   и проявлению   волевых   усилий   в   процессе   овладения   знаниями. Исследовательская деятельность – это деятельность, связанная с решением учащимися   творческой,   исследовательской   задачи   с   заранее   неизвестным решением.                      Считаем, что решение образовательных задач данного подхода к обучению,   преимущественно   должно   осуществляться   путем   создания специальной развивающей среды, в которой ребенок находил бы стимулы для самообучения   и   развития.  Отсюда   и   основные   требования,  выступающие   в качестве ориентиров:      опираться на собственный опыт ребенка;  обучать в действии;  побуждать к наблюдению и экспериментированию;  чередовать и     индивидуальную   работу.                  Мы   рассматриваем исследовательский метод обучения как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и   современным   задачам   обучения.   В   основу     метода   работы   с   учащимися положен   их   собственный   исследовательский   поиск,   а   не   усвоение   детьми готовых знаний, преподносимых педагогом. коллективную   Исследовательская   деятельность   –   это   деятельность,   связанная   с решением уч­ся творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.     Сущность   исследовательской   деятельности   обусловлена   ее функциями. Функции исследовательской деятельности:  Образование сферы применения знаний и обеспечение «запуска» механизмов творческого поиска.  Формирование   познавательного   интереса   и   творческих способностей школьников.  Способствование овладению методами научного познания. Исходя   из   этого, своей   работы «Исследовательская     деятельность   как   путь   развития           познавательной активности младших школьников»   я   и   определила  тему  Цели работы в данном направлении определены следующие:   Развитие познавательной потребности у уч­ся и их потребности в творческой деятельности.    «Вооружение»   школьников   способами   и   приемами исследовательской деятельности.   Повышение   уровня   самостоятельности   школьников   в   процессе поиска и усвоения новых знаний.  Активизация творческих способностей. Участниками  этой   работы   являются:     учащиеся   2­4­х   классов гимназии, педагоги, психологи, администрация и родители. Работа   ведется   как   в   рамках   отдельных   уроков   базисного   цикла (окружающий   мир,   литературное   чтение,   русский   язык,   математика, риторика),   так   и   в   рамках   блока   дополнительного   образования.   При проведении   учебно­исследовательской   работы   в   рамках   предметов базисного цикла осуществляется решение следующих задач:  Знакомство   с   методикой   поиска   фактов   (доказательств)   для подтверждения выдвинутой гипотезы.  Развитие навыков анализа литературного и научного материала и собственных   наблюдений,   способности   адекватно   выбирать методы исследования, умения делать выводы.  Обучение   способам   представления   собственной   позиции,   точки зрения средствами устной и письменной речи.  Обеспечение возможности практического применения полученных знаний, умений, навыков, опыта исследовательской и творческой деятельности. Одним из самых сложных этапов учебно­исследовательской работы с детьми в методическом отношении является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность. Первый шаг в этом деле, как и во многих других часто представляется самым трудным. Потому и педагоги   чаще   всего   спрашивают,   с   чего   и   как   начать   работу   с   детьми   в направлении исследовательского обучения. Большинство   педагогов   при   этом   обычно   поступают   просто:   они стараются   подобрать   интересную   (с   их   точки   зрения)   и   полезную   тему исследования,   а   затем   предлагают   ее   учащимся.   Обычно   это   старшие подростки или старшеклассники. Они, как правило, имеют некоторый опыт, позволяющий   как­то   выполнять   это   исследование.   Особенность   работы педагогов начальной школы научить  младшего школьника исследовательской деятельности и помочь ему приобрести некоторый опыт.  Руководить исследованиями младших школьников несколько сложнее, чем   исследовательской   работой   старших   школьников,   студентов   или аспирантов.   На самостоятельность младшего школьника при проведении учебных исследований   мы   можем   рассчитывать   далеко   не   всегда.   Он,   конечно, исследователь от природы, но учебное исследование отличается от спонтанно проявляющейся поисковой активности ребенка. Поэтому малыша на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент и т.п.  Предлагаю   рассмотреть   следующие   методы   работы,   способствующие формированию исследовательской деятельности. Мини­курсы Коллективные игры Экскурсии МЕТОДЫ Метод блочного представления учебной Проект «Мини­курсы» в практике исследовательского обучения Использование «мини­курсов» ­ один из ракурсов модели обогащения содержания образования. Идея мини­курсов активно используется в школах для одаренных детей во всем мире. Суть мини­курса проста: приглашенный специалист в течение одного ­ двух занятий (по 20­25 минут) читает детям краткий   курс   по   специально   разработанной   программе.   Содержание   курса обычно   составляет   круг   его   профессиональных   интересов   и   обязанностей, предмет его научных исследований. Это расширяет кругозор детей и создает базу   для   их   собственных   изысканий.   В   дальнейшем   кто­то   из   детей   под руководством   автора   данного   мини­курса   начинает   собственное исследование. Проводятся мини­курсы во второй половине школьного дня, в рамках внеклассной работы. Дети приходят на занятия по желанию, поэтому группы разновозрастные.   В   качестве   авторов   мини­курсов   выступают   не приглашенные специалисты, а обычно родители, иногда дедушки и бабушки, учителя,  библиотекарь.  В  дальнейшем   часть   детей   по   желанию   выполняют собственные   исследовательские   проекты   под   руководством   авторов   мини­ курсов. Тематика мини­курсов очень разнообразна (“Тайны русского языка”, “Чудеса древнего мира”, “Охотничье и служебное собаководство”, “Взгляд на мир   из   космоса”,   “Знаки   и   символы”,   “Планета   чудес   и   загадок”, “Космическая медицина”, “Химия и продукты питания”  и др.). Как   показала   практика,   при   использовании   этой   формы   работы,   идет постепенная эволюция учебной деятельности от занятий­лекций к занятиям­ семинарам и, наконец, к самостоятельной исследовательской практике. Иначе говоря, монолог преподавателя постепенно уступает место сначала диалогу с учащимися,   а   затем   их   практической,   исследовательской   работе.   Данная практика   привела   к   необходимости   более   тонкой   дифференциации   этих ступеней, чем это предложено в модели Дж. Рензулли. Основой послужила дифференциация,   предложенная   Н.М.   Скаткиным   и   И.Я.   Лернером.   В соответствии   с   этим   подходом,   организационная   методическая   сторона учебно­исследовательской деятельности школьника может быть представлена в виде ряда этапов, выделенных этими авторами. Предлагаю  рассмотреть эти этапы на примере мини­курсов, использовавшихся в нашей работе.  •  На   первом   этапе   доминирует   «информационно­рецептивный»   характер учебной деятельности. Автор мини­курса дает детям первичную информацию, а их основная задача —  ее воспринять, осмыслить, запомнить. •  Следующий этап — репродуктивный. По вопросам или заданиям педагога ученики воспроизводят элементы изученного материала. • Это сменяется «проблемным изложением». Педагог ставит проблему, и сам ее решает, но при этом он должен показать путь решения в его подлинных, но доступных   учащимся   противоречиях.   Необходимо   вскрыть   основной   ход мыслей   при   движении   к   решению.   Показать   детям   нечто   вроде   образца научного   познания,   научного   решения   проблем.   Ученик   на   этом   этапе мысленно   контролирует     убедительность   этого   движения,     следит   за   его логикой. • Все это постепенно сменяется «частично­поисковым», или «эвристическим»  методом. Его задача ­ обеспечить поэлементное усвоение опыта творческой  деятельности (умение видеть проблему, высказывать предположения,  формулировать гипотезы, давать определения понятиям, строить  доказательства, делать выводы и др.).   •  В итоге все это должно привести к исследовательской практике, что, как известно, является основным методом обучения творческой деятельности.   Занятия, как уже отмечено, проводятся только на добровольной основе. Поэтому   посещаемость   первых   занятий,   как   правило,   очень   высока,   а   на последующие приходят только те, кто проявил повышенный интерес. Таким образом, методика мини­курса предполагает, что, осваивая его, ребенок постепенно превращается из “слушателя” в “собеседника”, а затем и в “исследователя”. В результате ребенок на доступном ему уровне включается в учебно­исследовательскую, творческую работу.

Статья "Информационный блок как средство активного поиска"

Статья "Информационный блок как средство активного поиска"

Статья "Информационный блок как средство активного поиска"

Статья "Информационный блок как средство активного поиска"

Статья "Информационный блок как средство активного поиска"

Статья "Информационный блок как средство активного поиска"

Статья "Информационный блок как средство активного поиска"

Статья "Информационный блок как средство активного поиска"

Статья "Информационный блок как средство активного поиска"

Статья "Информационный блок как средство активного поиска"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2018