Статья "Использование художественной литературы на уроках географии и биологии"
Оценка 5

Статья "Использование художественной литературы на уроках географии и биологии"

Оценка 5
Работа в классе
docx
биология +1
5 кл—9 кл
29.03.2019
Статья "Использование художественной литературы на уроках географии и биологии"
Статья о возможностях использования фрагментов из художественных произведений (стихи и проза) на уроках географии и биологии для изучения, закрепления проверки материала. Это помогает создавать образы, способствовать целостному восприятию изучаемого объекта. Автор использует художественные произведения для работы с детьми с ОВЗ, задействуя все каналы восприятия особых детей.
Николаенко Т.Б Использование художественой литературы на уроках географии и биологии..docx
УДК 37.03  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ                                               Татьяна  Борисовна Николаенко, учитель  географии биологии Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  школа № 561, Санкт­Петербург (Россия) В   статье   развиваются   педагогические   идеи   В.А.Сухомлинского   о важности работы учащихся на уроках с художественной литературы. Такой подход   раскрывает   новые   возможности   изучения   учебного   материала     с помощью художественных образов, способствует   формированию у детей целостный   взгляд   на   мир,   способствует   патриотическому   воспитанию детей. Ключевые   слова:  сотрудничество,   воспитание   познавательных навыков, творческой активности учащихся  USE OF FICTION AT LESSONS OF GEOGRAPHY AND BIOLOGY T. B.  Nikolayenko,  Public budgetary educational institution school No. 561, St. Petersburg (Russia) In article the pedagogical ideas of V.A. Sukhomlinsky about importance of work of pupils at lessons from fiction develop. Such approach opens new opportunities of studying of a training material by means of artistic images, formation is promoted at children by a complete view of the world, promotes patriotic education of children. Keywords: cooperation, education of informative skills, creative activity of pupils Преподавание литературы, географии и биологии, других предметов  происходит  изолированно друг от друга.  Поэтому ученики воспринимают  каждую науку обособленно от других,  не умеют сопоставлять и  использовать примеры  на уроках другого цикла. Хорошее произведение  способно сделать то, с чем не может справиться ни один учебник. Учебник  «объяснит» происхождение циклона, но прочувствовать настоящий ураган  сможет только художественное слово. Органично вплетённые в ткань  уроков художественное слово или картины родной природы позволяют  воздействовать на эмоциональный мир школьника, глубже почувствовать  красоту природы, величие человека, острее воспринять материал как об  отрицательном воздействии человека на природу, так и о положительном  его влиянии. Всё это рождает и укрепляет любовь к своей Родине,  ответственность за её судьбу, то есть способствует развитию эстетических  взглядов и художественного вкуса у ученика.  На каждый урок педагог  может подобрать такой материал, который бы не оставил ребят  равнодушными, способствовал его интеллектуальному развитию, создавал  эмоциональный настрой.        Использование фрагментов художественных произведений на  уроках биологии дает широкие возможности для составления учителем и  учащимися биологических заданий. Основные приемы работы сводятся к   следующему:                                                                                                            1. Учитель знакомит учащихся с отрывком из литературного произведения  и предлагает решить составленную им задачу.                                                    2. Учащимся предлагается конкретный отрывок из произведения и тема, на  которую они должны составить задачу. 3. Учитель указывает художественное произведение или отрывок из него, на основе которого учащиеся составляют свои задания.    Литературные тексты используются для создания проблемной  ситуации, анализа биологической сути изучаемого явления. Время работы с  фрагментами не превышает обычно 3­5 минут.  Например, изучая Папоротники, привожу отрывок из повести Н.  Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала»: «Глядь, краснеет маленькая  цветочная почка, и, как будто живая движется и становится всё больше,  больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что­то тихо  затрещало, и цветок развернулся, словно пламя, осветив и другие около  себя. Теперь пора! — подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся  из­за него сотни мохнатых рук также к Цвету. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, цветок остался в его руках».                                                                 В ходе поисковой беседы решаем, могло ли это быть в действительности и  почему? Учащиеся, оперируя, полученными в ходе изучения нового  материала знаниями отвечают на поставленные вопросы. На основе анализа текста постройте пищевую цепь, состоящую из  организмов, упоминаемых в тексте.  Хулиганы ­ воробьишки – превосходные воришки. Им зерно лишь подавай – поуменьшат  урожай. Вот китайцы подсчитали, сколько зерен потеряли, И издали свой декрет – воробьев свести на нет! Перебили всех подряд, ждут – каков же результат? Поначалу, в самом деле, закрома их пополнели. А потом пришла беда – отворяйте ворота! Все посевы, урожай насекомые сожрали. Их в таком большом числе прежде не было нигде. Оказалось, воробьята не едят совсем зерна­то: Им родители с полей тащат мошек и червей. Стало тут властям понятно – надо птиц вернуть обратно. И пришлось им воробьев из чужих вести краев. Если все с плеча рубить, можно дело загубить!  Среди литературных произведений особое место занимает такой  фольклорный жанр, как загадка. Загадки развивают сообразительность,  активизируют мыслительную деятельность, учат нестандартному  мышлению. Чтобы отгадать загадку по биологии, необходимо не только  хорошо знать материал школьного курса, но и много читать, быть  наблюдательным, изучать окружающую природу, подмечать все интересное. Использование загадок — универсальный методический прием, т.к.  загадывать их можно и при закреплении материала, и при переходе к  изучению новой темы с целью создания проблемной ситуации, в качестве  домашнего задания. Приведу примеры загадок, которые использую на  уроках биологии в 7­х классах при изучении Членистоногих: Сброшу я тесный и старый пиджак, пусть он валяется возле. Новый, просторный расправлю, да так, чтоб его выкрасить после.                   (Класс Ракообразные, речной рак) Тоньше его пряжи  не найдешь в продаже. (Класс Паукообразные, паук) Тянется нитка, в клубок не смотать. (Паутина) Черен, да не ворон, рогат, да не бык,  Шесть ног без копыт.                                                                                              Летит — воет, падет — землю роет. (Класс Насекомые, жук) Одной из важнейших задач современного школьного географического образования является воспитание патриотизма. Преподаватели ищут  различные пути решения этой проблемы. Один из них ­ использование художественной литературы на уроках географии.  Но этот путь не  является абсолютно новым. Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, ­ говорил Сухомлинский, ­ когда в ней царят четыре культа:  культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова.  В.А.  Камаева,   в статье  «Использование  художественной литературы на уроках географии VIII класса»,   приводит подборку стихов по темам  «Географическое положение России», «Кавказ», «Урал», «Западная  Сибирь». Л.С. Ульченко  в статье «Поэзия на уроках географии»  предлагает подборку стихов о реках России, круговороте воды в природе и  др.  К стихам он предлагает и вопросы. Тонко подмеченная, искусно  воспетая в стихах красота природы помогает «разбудить ум и сердце  ребёнка», создать радостное, приподнятое настроение, провести урок на  высоком эмоциональном уровне. Поэзия воспитывает чувство прекрасного,  возвышенного, чувство любви, гордости и патриотизма. Синтез поэзии и  географии позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставить  логически мыслить, пробудить желание думать, работать, повышает  интерес к изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися.  Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах,  заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной  деятельности. Особенно эффективно использование стихотворений при  изучении нового материала. О величине территории России можно узнать из стихотворения Н.Забила: Как велика моя страна, как широки её просторы! Озёра, реки и поля, леса, и степь, и горы… Раскинулась моя страна от севера до юга: Когда в одном краю весна, в другом – снега и вьюга. В Москве ложатся спать сейчас, луна глядит в оконце. Дальневосточник в тот же час встаёт, встречая солнце. Вопросы и задания: 1. Что можно сказать о величине территории  России по стихотворению Н. Забила?   2. Определите по карте  протяженность России с севера на юг и с запада на восток.  3. В каких  часовых зонах находится Москва и Владивосток.  4. Почему  в Москве луна глядит в окно, а дальневосточник встречает солнце?   Например при изучении темы  гидросфера , удивительно вплетается  стихотворение М. Ю Лермонтова «Дары Терека» Терек воет, дик и злобен, меж утесистых громад, Буре плач его подобен, слезы брызгами летят. Но, по степи разбегаясь, он лукавый принял вид И, приветливо ласкаясь, морю Каспию журчит: "Расступись, о, старец море, дай приют моей волне! Погулял я на просторе, отдохнуть пора бы мне. Я родился у Казбека, вскормлен  грудью облаков, С чуждой властью человека вечно спорить я готов. Я, сынам твоим в забаву, разорил родной  Дарьял И валунов им, на славу, стадо целое пригнал".      Стихотворения стимулируют познавательный интерес, разряжают  напряжённую психологическую обстановку при опросе, переключают и  мобилизуют внимание. По отрывку из стихотворения задаются вопросы:       ­ Назовите исток и устье  реки?                                                                             ­ Какие слова характеризуют характер течения реки?                                        ­ Докажите,  что Терек и равнинная и горная река. При изучении темы "Европейский Север" в 9­м классе строгую картину  суровой северной природы создадут стихи Е. Баратынского. Суровый край, его красами, пугаясь, дивятся взоры! На горы каменные там поверглись каменные горы; Синея, всходят до небес их своенравные громады; На них шумит сосновый лес; с них бурно льются водопады; Там дол очей не веселит; гранитной лавой он облит; Главу одевши в мох печальный, огромным сторожем стоит. На нем гранит пирамидальный. По дряхлым скалам бродит взгляд; Пришелец исполнен смутной думы: но мира ль давнего лежат Пред ним развалины угрюмо? Примерные вопросы для беседы: 1. Какие чувства, ощущения возникли у вас при чтении произведения? 2. Какие компоненты природы Европейского Севера упоминаются? 3. Попробуйте установить зависимость между ними, доказать, что все в  природе взаимосвязано "разумно и неразделимо". 4. Как вы думаете, какими словами данного произведения можно подвести  итог описанию природы Европейского Севера? 5. Найдите в тексте учебника подтверждение слов "суровый край". Рассказывая о происхождении цунами можно использовать рассказы    из хрестоматии по физической географии:  Вот, что случилось в раннее  утро 1952 года на одном из небольших Курильских островов. Очевидцы  рассказывали: «Еще никогда мы не видели такого отлива. В три часа утра  вода отступила от бухты, отступила настолько, что обнажилось   каменистое дно, несколько катеров, стоящих у причала сели на мель.  Трудно было понять, что происходит, потому что горизонт, чуть  просветленный первой зарей, был затянут туманом, и клочья облаков спускались с неба к самой воде. И вдруг сквозь эту туманную завесу  мы  увидели гигантский водяной вал. Он приближался  по всей ширине  горизонта, от края до края со зловещим гудением. Казалось,  тысячи  паровозных гудков  трубили свой черный похоронный марш. Вал был  высотою не менее 15­20 метров, почти с пятиэтажный дом, его верхний  гребень светился и фосфоресцировал. Люди не успели опомниться, как  титаническая волна ударила о скалы и ворвалась в бухту. Она подняла  рыболовецкий сейнер и, словно игрушку, переставила его на  другую  сторону каменного пирса, даже не оборвав якоря. Водяной вал ворвался на  улицу поселка. Мгновенно  все дома превратились в развалины. Люди  цеплялись за плывущие  крыши домов, за бревна. Вся эта мешанина  из  досок,  мебели,  обломков сооружений, схваченная порывом воды,  покрытая пеной  устремилась назад в бухту…» Прочитав текст,  ответьте на вопросы:                                                       1.Как вы думаете, что это за волны и в чем их причина образования?              2.В каком океане это случилось?                                                                          3.  Из текста найдите предложение, где говорится о начале  цунами?              4.  Найдите слова говорящие о силе этого природного явления.      В заключение хочется сказать, что формирование универсальных  учебных действий возможно на уроках географии и биологии, при условии  готовности учителя к сотрудничеству с учащимися  и другими учителями  предметниками. Данные возможности необходимо использовать для того,  чтобы сформировать у ребят эстетическое отношение к миру (способность  чувствовать мир, удивляться, сопереживать природе и человеку), без  которого невозможно творческое самоопределение и экологическое  воспитание личности. Представим себе колодец, из которого перестали  брать воду: вода в нём застоится и заплесневеет. Сколько ни вливай воды в такой колодец – дела не исправить: из колодца воду надо брать, чтобы  очистить родник. Так и педагог, способный к самоотдаче, становится тем  чистым родником. Список литературы: 1. Максаковский В.П. Литературная география» М. «Просвещение»,  2006. ­ 407с.   2. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М:  «Педагогика», 1990. – 288 с. 3. Художественная литература на уроках биологии/В.И.Мелешко/  Электронный педагогический журнал Первое сентября. Код доступа  URL http://bio.1september.ru/article.php?ID=200001708  (дата  посещения 28.06.2018)

Статья "Использование художественной литературы на уроках географии и биологии"

Статья "Использование художественной литературы на уроках географии и биологии"

Статья "Использование художественной литературы на уроках географии и биологии"

Статья "Использование художественной литературы на уроках географии и биологии"

Статья "Использование художественной литературы на уроках географии и биологии"

Статья "Использование художественной литературы на уроках географии и биологии"

Статья "Использование художественной литературы на уроках географии и биологии"

Статья "Использование художественной литературы на уроках географии и биологии"

Статья "Использование художественной литературы на уроках географии и биологии"

Статья "Использование художественной литературы на уроках географии и биологии"

Статья "Использование художественной литературы на уроках географии и биологии"

Статья "Использование художественной литературы на уроках географии и биологии"

Статья "Использование художественной литературы на уроках географии и биологии"

Статья "Использование художественной литературы на уроках географии и биологии"

Статья "Использование художественной литературы на уроках географии и биологии"

Статья "Использование художественной литературы на уроках географии и биологии"

Статья "Использование художественной литературы на уроках географии и биологии"

Статья "Использование художественной литературы на уроках географии и биологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2019