Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении».

  • Работа с родителями
  • docx
  • 06.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении». В понятие "здоровьесберегающие технологии" входят направления деятельности ДОУ по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей.В дошкольном учреждении классификация технологий здоровьесбережения определяется по доминированию целей и задач, ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педпроцесса в учреждении.
Иконка файла материала статья.docx
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном Автор: Лёшина Наталия Николаевна Статья учреждении».       Одна из главных задач дошкольного учреждения ­ предоставление условий,  которые будут гарантировать формирование и укрепление здоровья детей. Здоровье  является актуальной проблемой всех времен и народов, а сегодня она становится  первостепенной. Актуальность темы здорового образа жизни давно подтверждена  статистикой. Воспитатель должен знать и уметь использовать психолого­ педагогические технологии, которые будут помогать ему работать так, чтобы во время  занятий не наносить ущерба здоровью воспитанникам. В понятие "здоровьесберегающие технологии" входят направления деятельности ДОУ по сохранению, формированию и  укреплению здоровья детей.              Здоровьесберегающие технологии ­ это: •  условия обучения ребенка (адекватность требований и методик обучения и  воспитания, отсутствие стресса); •  рациональная организация учебного процесса (согласно половым, возрастным  особенностям и гигиеническим требованиям); •  соответствие нагрузки физической и умственной возрастным возможностям  дошкольников; •  достаточный, необходимый и рациональный двигательный режим. Целью технологий здоровьесбережения является обеспечение высокого уровня  здоровья детей и воспитание культуры как совокупности осознанного отношения  ребенка к здоровому образу жизни, валеологической компетентности, которая позволит ребенку решать самостоятельно и эффективно задачи здорового образа жизни и  безопасного поведения, оказывать медицинскую и психологическую самопомощь. Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой строится  работа педагогов, определенных условий ДОУ, профкомпетентности воспитателей,  показателей заболеваемости детей. Виды здоровьесберегающих технологий, применяемых в ДОУ В дошкольном учреждении классификация технологий здоровьесбережения  определяется по доминированию целей и задач, ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педпроцесса в учреждении. На основании этого выделяют виды технологий здоровьесбережения: ­Медико­профилактические технологии, гарантирующие сохранение и приумножение  здоровья дошкольников под руководством медперсонала ДОУ согласно существующим медицинским нормам и требованиям, с применением медицинских средств (создание  рекомендаций по оптимизации здоровья детей, мониторинг здоровья дошкольников;контроль питания в детском саду, физического развития, закаливания воспитанников;  организация профилактических мероприятий в ДОУ; организация контроля и помощь в соблюдении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды). ­Физкультурно­оздоровительные технологии, которые нацелены на укрепление  здоровья и физическое развитие дошкольника: развитие двигательной активности,  физических качеств, становление физической культуры дошкольников, дыхательная  гимнастика, закаливание, самомассаж и массаж, формирование правильной осанки,  профилактика плоскостопия, оздоровительные процедуры в воде (бассейн), на  тренажерах, воспитание привычки к физической активности каждый день и заботе о  здоровье. Эти технологии реализует в основном педагог по физическому воспитанию,  воспитатели с помощью специальных форм оздоровительной работы. ­Технологи обеспечения социально­психологического благополучия ребенка, которые  обеспечивают социальное и психическое здоровье дошкольника. Главная данных  технологий ­ гарантия эмоциональной комфортности и положительного  психологического самочувствия ребенка в ходе общения со взрослыми и сверстниками  в дошкольном учреждении, в семье, обеспечение эмоционального и социального  благополучия дошкольника. Осуществлением этих технологий занимается психолог  путем организации встреч с детьми, воспитатель и специалисты дошкольного  образования в педагогическом процессе. К данному типу технологий относятся  технологии психологического и психолого­педагогического сопровождения развития  дошкольника в педагогическом процессе. Технологии здоровьеобогащения и здоровьесбережения педагогов ДОУ, нацеленные на  развитие культуры и здоровья педагогов детского сада, культуры их  профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Главный показатель, отличающий здоровьесберегающие технологии ­ это регулярная  диагностика состояния детей и наблюдение параметров развития организма в динамике (начало­конец учебного года), что дает возможность делать выводы о состоянии  здоровья. Реализация здоровьесбережения в ДОУ Для планирования системы здоровьесбережения необходимо решить целый комплекс  задач: •  Поиск эффективных подходов к моделированию оздоровительной и педагогической  деятельности; •  Создание эффективной стратегии управления здоровьесберегающей деятельностью в  ДОУ; •  определение педагогических условий, которые будут обеспечивать максимальную  эффективность деятельности. В основе разработки здоровьесберегающей среды заложено:•  Формирование здоровья детей на базе системного и комплексного применения  средств физвоспитания, доступных для конкретного учреждения, оптимизации  двигательной деятельности на улице; •  Применение в образовательном процессе духовно­нравственного и культурного  потенциала города, окружающей среды, воспитание детей на базе традиций русской  культуры; •  Партнерство семьи, коллектива педагогов и детей в укреплении здоровья, развитии  творческого потенциала; •  Обеспечение активной позиции детей в процессе обучения здоровому образу жизни. Среди средств, позволяющих решать эти задачи, можно отметить:    Обучение детей простейшим приемам здорового образа жизни (пальцевая,  оздоровительная, дыхательная, корригирующая гимнастика, самомассаж) и  элементарным навыкам оказания первой медицинской помощи при ссадинах, порезах,  укусах, ожогах; привитие детям культурно­гигиенических навыков; Реабилитационные мероприятия (кислородный коктейль, фитотерапия,  ароматерапия, лечебная физкультура, витаминотерапия, психогимнастика,  функциональная музыка, массаж, тренинги); Специально организованная двигательная активность воспитанника  (оздоровительная физкультура, физкультминутки, спортивно­оздоровительные  праздники, подвижные игры, экскурсии, выход на природу). Практическое осуществление мероприятий здоровьесбережения в ДОУ В детском саду необходимо создавать условия для укрепления здоровья  воспитанников. В ДОУ должны быть спортивные площадки, залы, оснащенные  стандартным и нестандартным оборудованием, которое необходимо использовать для  развития ребенка. В каждой группе должны быть оборудованы уголки физической  культуры, оснащенные оборудование согласно возрасту воспитанников. В каждой группе должен быть составлен режим двигательной активности, должна  функционировать система закаливания, учитывающая возраст детей, время года.В  каждом виде деятельности должны быть игры и упражнения, нацеленные на укрепление и сбережение здоровья детей. Темп и дозировка упражнений и игр зависят от возраста и настроения детей.            Итак, очень важно, чтобы каждая технология обладала направленностью на  оздоровление, и все технологии использовались в комплексе. Деятельность педагогов в  дошкольном учреждении, направленная на сбережение здоровья детей, должна  формировать у ребенка устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни  и  полноценное развитие.