Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении».
В понятие "здоровьесберегающие технологии" входят направления деятельности ДОУ по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей.В дошкольном учреждении классификация технологий здоровьесбережения определяется по доминированию целей и задач, ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педпроцесса в учреждении.
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном
Автор: Лёшина Наталия Николаевна
Статья
учреждении».
Одна из главных задач дошкольного учреждения предоставление условий,
которые будут гарантировать формирование и укрепление здоровья детей. Здоровье
является актуальной проблемой всех времен и народов, а сегодня она становится
первостепенной. Актуальность темы здорового образа жизни давно подтверждена
статистикой. Воспитатель должен знать и уметь использовать психолого
педагогические технологии, которые будут помогать ему работать так, чтобы во время
занятий не наносить ущерба здоровью воспитанникам. В понятие "здоровьесберегающие
технологии" входят направления деятельности ДОУ по сохранению, формированию и
укреплению здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии это:
• условия обучения ребенка (адекватность требований и методик обучения и
воспитания, отсутствие стресса);
• рациональная организация учебного процесса (согласно половым, возрастным
особенностям и гигиеническим требованиям);
• соответствие нагрузки физической и умственной возрастным возможностям
дошкольников;
• достаточный, необходимый и рациональный двигательный режим.
Целью технологий здоровьесбережения является обеспечение высокого уровня
здоровья детей и воспитание культуры как совокупности осознанного отношения
ребенка к здоровому образу жизни, валеологической компетентности, которая позволит
ребенку решать самостоятельно и эффективно задачи здорового образа жизни и
безопасного поведения, оказывать медицинскую и психологическую самопомощь.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой строится
работа педагогов, определенных условий ДОУ, профкомпетентности воспитателей,
показателей заболеваемости детей.
Виды здоровьесберегающих технологий, применяемых в ДОУ
В дошкольном учреждении классификация технологий здоровьесбережения
определяется по доминированию целей и задач, ведущих средств здоровьесбережения и
здоровьеобогащения педпроцесса в учреждении.
На основании этого выделяют виды технологий здоровьесбережения:
Медикопрофилактические технологии, гарантирующие сохранение и приумножение
здоровья дошкольников под руководством медперсонала ДОУ согласно существующим
медицинским нормам и требованиям, с применением медицинских средств (создание
рекомендаций по оптимизации здоровья детей, мониторинг здоровья дошкольников;контроль питания в детском саду, физического развития, закаливания воспитанников;
организация профилактических мероприятий в ДОУ; организация контроля и помощь в
соблюдении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды).
Физкультурнооздоровительные технологии, которые нацелены на укрепление
здоровья и физическое развитие дошкольника: развитие двигательной активности,
физических качеств, становление физической культуры дошкольников, дыхательная
гимнастика, закаливание, самомассаж и массаж, формирование правильной осанки,
профилактика плоскостопия, оздоровительные процедуры в воде (бассейн), на
тренажерах, воспитание привычки к физической активности каждый день и заботе о
здоровье. Эти технологии реализует в основном педагог по физическому воспитанию,
воспитатели с помощью специальных форм оздоровительной работы.
Технологи обеспечения социальнопсихологического благополучия ребенка, которые
обеспечивают социальное и психическое здоровье дошкольника. Главная данных
технологий гарантия эмоциональной комфортности и положительного
психологического самочувствия ребенка в ходе общения со взрослыми и сверстниками
в дошкольном учреждении, в семье, обеспечение эмоционального и социального
благополучия дошкольника. Осуществлением этих технологий занимается психолог
путем организации встреч с детьми, воспитатель и специалисты дошкольного
образования в педагогическом процессе. К данному типу технологий относятся
технологии психологического и психологопедагогического сопровождения развития
дошкольника в педагогическом процессе.
Технологии здоровьеобогащения и здоровьесбережения педагогов ДОУ, нацеленные на
развитие культуры и здоровья педагогов детского сада, культуры их
профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Главный показатель, отличающий здоровьесберегающие технологии это регулярная
диагностика состояния детей и наблюдение параметров развития организма в динамике
(началоконец учебного года), что дает возможность делать выводы о состоянии
здоровья.
Реализация здоровьесбережения в ДОУ
Для планирования системы здоровьесбережения необходимо решить целый комплекс
задач:
• Поиск эффективных подходов к моделированию оздоровительной и педагогической
деятельности;
• Создание эффективной стратегии управления здоровьесберегающей деятельностью в
ДОУ;
• определение педагогических условий, которые будут обеспечивать максимальную
эффективность деятельности.
В основе разработки здоровьесберегающей среды заложено:• Формирование здоровья детей на базе системного и комплексного применения
средств физвоспитания, доступных для конкретного учреждения, оптимизации
двигательной деятельности на улице;
• Применение в образовательном процессе духовнонравственного и культурного
потенциала города, окружающей среды, воспитание детей на базе традиций русской
культуры;
• Партнерство семьи, коллектива педагогов и детей в укреплении здоровья, развитии
творческого потенциала;
• Обеспечение активной позиции детей в процессе обучения здоровому образу жизни.
Среди средств, позволяющих решать эти задачи, можно отметить:
Обучение детей простейшим приемам здорового образа жизни (пальцевая,
оздоровительная, дыхательная, корригирующая гимнастика, самомассаж) и
элементарным навыкам оказания первой медицинской помощи при ссадинах, порезах,
укусах, ожогах; привитие детям культурногигиенических навыков;
Реабилитационные мероприятия (кислородный коктейль, фитотерапия,
ароматерапия, лечебная физкультура, витаминотерапия, психогимнастика,
функциональная музыка, массаж, тренинги);
Специально организованная двигательная активность воспитанника
(оздоровительная физкультура, физкультминутки, спортивнооздоровительные
праздники, подвижные игры, экскурсии, выход на природу).
Практическое осуществление мероприятий здоровьесбережения в ДОУ
В детском саду необходимо создавать условия для укрепления здоровья
воспитанников. В ДОУ должны быть спортивные площадки, залы, оснащенные
стандартным и нестандартным оборудованием, которое необходимо использовать для
развития ребенка. В каждой группе должны быть оборудованы уголки физической
культуры, оснащенные оборудование согласно возрасту воспитанников.
В каждой группе должен быть составлен режим двигательной активности, должна
функционировать система закаливания, учитывающая возраст детей, время года.В
каждом виде деятельности должны быть игры и упражнения, нацеленные на укрепление
и сбережение здоровья детей. Темп и дозировка упражнений и игр зависят от возраста и
настроения детей.
Итак, очень важно, чтобы каждая технология обладала направленностью на
оздоровление, и все технологии использовались в комплексе. Деятельность педагогов в
дошкольном учреждении, направленная на сбережение здоровья детей, должна
формировать у ребенка устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и
полноценное развитие.