Самокатный бум.
Продолжение.
Педагог-организатор
по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма.
ГБОУ г. Москвы Школа № 853
Зуева Тамара Энесовна.
Продолжаем разговор об электросамокатах и постараемся найти ответ на вопрос, поставленный в предыдущей статье: «Почему сложилась такая ситуация?»
Какие причины нарушений Правил дорожного движения выявляются при анализе дорожно-транспортных происшествий с участием лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности?
Первое, на что хочется обратить – транспортное средство находится в свободном доступе и, практически, не контролируется ни родителями, ни кикшеринговой компанией.
Второе – это не знание подростками и молодёжью Правил дорожного движения, а именно: где можно ездить им на электросамокатах, а где запрещено, с какой скоростью, кто и где имеет приоритет. Предложив такую услугу для организации передвижения по городу в современных условиях, никто не задумался, что, в первую очередь, надо выучить Правила, а затем, предлагать использовать транспортное средство в свободном доступе.
(В 2022 году я была на мастер-классе по внедрению электросамокатов в городскую среду. Занятия проводили представители кикшеринговой компании в содружестве с педагогами школы. Не буду вдаваться в подробности, но по завершению занятия, мне стало грустно…О Правилах, практически, ничего не было сказано, кроме двух новых дорожных знаках… Просто показали старшеклассникам «игрушку» и разрешили прокатить одноклассника. «Реклама удалась»…)
Это небольшое отступление от текста, но не от темы. Мы видим, что сегодняшняя ситуация – это следствие первых шагов электросамоката в жизнь школьника.
Давайте вернёмся к более раннему времени, в период, когда сегодняшние старшеклассники ходили в детский сад, в начальную школу, да и 5-6 классы.
И, сейчас, я попрошу каждого, кто читает эти строки, ответить себе на один вопрос: «Своим детям, когда они впервые встали на самокат, говорили, что на дороге существуют правила езды на самокате? что переходить проезжую часть можно только пешком? даже в Жилой зоне, вы купили своему ребёнку защиту?»… Здесь я поставлю многоточие, может быть, кто-нибудь и задумается…
И посыпятся, в мой адрес, многочисленные вопросы, которые приведут к единому знаменателю: «Причём тут самокат?»
Действительно, какое отношение имеет обыкновенный самокат к сегодняшней ситуации? Чтобы продолжить разговор, я поставлю ещё один вопрос: «В чём разница между самокатом и электросамокатом?». Сегодня выпускают самокаты и для взрослых (без двигателя).
Мы подходим к главной мысли нашего разговора.
Если бы мы, родители, педагоги, общественность учили детей в школе и дома не только переходить «дорогу по трёхцветному светофору» (термин от педагогов разных поколений и используется по сей день), то подойдя к 12-15 годам, подростки владели бы знаниями перехода проезжей части в качестве пешехода, пешехода с самокатом, велосипедиста (даже совсем юного, с четырёхколёсным велосипедом) только на зеленый, разрешающий сигнал пешеходного светофора, уверяю вас, что количество неприятных ситуаций было бы гораздо меньше и Правила управления средствами индивидуальной мобильности для старшеклассников и их родителей легли бы на подготовленную, благодатную почву.
Но, сегодня, родители продолжают возить маленьких детей на самокате или на велосипеде по тротуарам, по проезжей части в Жилой зоне, по пешеходным переходам – некогда же, надо всё успеть.
А то, что, катаясь самостоятельно на самокате или велосипеде, ребёнок развивается, совершенствует свою координацию и главное – он учится умению находиться на дороге, понимать дорогу, где есть и другие участники дорожного движения. Как раз в эти моменты у ребёнка формируется уважение ко всем участникам дорожного движения.
Не просто так я довольно долго остановилась на этом вопросе. Первый камушек не восприятия самоката или велосипеда, как средства повышенной опасности, мы заложили. Странно? Согласна.
Дальше я приведу пример из своего собственного опыта к чему это привело.
Ко мне пришли заниматься ребята из 5 - 7 классов.
Весной, подумывая о том, многие будут ездить на велосипедах и самокатах, я организовала занятия в автогородке. Напомню, что Правила дорожного движения, согласно своему возрасту, они знали хорошо (в кабинете).
Первое занятие меня на столько удивило, что я задумалась о правильности своего выбора. Дети не знали, что на велосипеде и на самокате надо ехать по правой стороне, они «гуляли» по полосам, а точнее – просто растерялись на дороге... Эта маленькая ремарка из практики о многом говорит и вот второй камушек для электросамокатов, если не заниматься этим вопросом.
А теперь, вспомним, поставленный вопрос и о чём шла речь выше.
Это и есть плоды воспитания транспортной культуры с детского возраста.
Уважаемый читатель, не буду больше задерживать ваше внимание, потому что тема ни одной беседы, а системы обучения детей, подростков, молодёжи и их родителей Правилам безопасного поведения на дороге в едином целом потоке.
Подводя итог нашего разговора, скажу, что напоминать о Правилах пешехода, велосипедиста, езды на самокате и Правилах управления электросамокатом никогда не поздно.
Педагогам рекомендую обратить внимание на то, что мир меняется с невероятной скоростью и что, сегодня, обучать детей на материалах прошлого и нынешнего веков (до 2022 года), большое заблуждение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.