Данная статья посвящена описанию опыта проведения экскурсий. В ней описаны методика Джозефа Корнелла и этапы проведения экскурсий, приведены примеры игр, приёмы по концентрации внимания, примеры групповой и индивидуальной работы с детьми. Сделаны выводы по каждому этапу и подведен основной итог экскурсии.
Из опыта проведения экскурсий.docx
Из опыта проведения экскурсий
При проведении экскурсий я чаще всего пользуюсь методикой Джозефа Корнелла.
Этап 1. Пробуждение энтузиазма.
Можно провести любую подвижную игру по содержанию близкую к теме экскурсии.
Примеры игр:
Игра с мячом
Играющие дети выстраиваются в шеренгу на расстоянии полушага друг от друга. У стоящего
впереди в руках мяч, который он должен передать через голову следующему, стоящему за ним
игроку. При этом называется слово или фраза по теме. Например, для весенней экскурсии это
могут быть: ласковое солнышко, ветерок, проталинка, подснежник, прилёт птиц, капель.
Передав мяч последующему игроку, можно развернуться и продолжать игру пока не иссякнет
запас слов.
Растение, птица, небылица
Все играющие, взявшись за руки, встают в круг. Ведущий (педагог), проходя мимо них, всё время
повторяет «Растение, птица, небылица», внезапно останавливается и громко называет ключевое
слово или фразу. Игрок, около которого остановился ведущий, должен сказать, что это – растение,
птица или небылица. Например, на весенней экскурсии называются слова: грач (птица), кандык
(растение), листопад (небылица); на осенней – воробей (птица), листопад (растение), ледоход
(небылица).
Этап 2. Концентрация внимания.
Для концентрации внимания можно использовать следующие приёмы:
1. Закрыв глаза, в течение 30 секунд слушаем и считаем различные звуки. Кто услышал
больше? Какие звуки приятнее – пение птиц или шум проезжающей машины?
2. Сроднимся с деревом. В течение 30 секунд, закрыв глаза и прикоснувшись ладонями к
коре, прислушиваемся к своим ощущениям. Кора тёплая? Добрая? Шершавая? Если на
территории, где мы проводим экскурсию, есть большие камни, нагретые солнцем, можно
выполнить это упражнение, прикоснувшись ладонью к камню.
Этап 3. Приобретение опыта.
Этот этап в проведении экскурсии является основным для достижения учебной цели.
Выполнение заданий может быть коллективным, групповым или индивидуальным. Например,
коллективная работа на зимней экскурсии по теме «Приспособление животных к среде обитания
зимой». Вдоль тропинки с одной стороны на расстоянии 4050см раскладываются неприродные
предметы разного цвета и размеров. Это могут быть кусочки яркой ткани, колпачки от авторучек,
пробки от бутылок и т.п. Обучающиеся идут за педагогом и должны молча просчитать все
увиденные объекты. Дойдя до конца тропы, дети рассказывают, кто что увидел, а на обратном пути
собирают все эти предметы. Затем при обсуждении выясняют, почему яркую коробочку увидели
все, а белую пробку от пластиковой бутылки никто не заметил.
Вывод: труднее обнаружить было те предметы, которые окрашены в цвета окружающей
среды.
Далее продолжаем обсуждение о приспособлениях животных к условиям трудной зимовки.
Выясняем, что страшнее для них голод или холод?
Заяц меняет окраску меховой шубки, чтобы быть незаметным. Когда у него наиболее трудное
время – осенью, зимой или весной. Почему?
Белочка запасает себе еду на зиму. Ещё, каких животных, зимующих в нашей местности, вы
знаете? Как они зимуют? Что такое зимняя спячка? Какие животные зимой «спят»?
Пример групповой работы на осенней экскурсии «Знакомство с деревом». Класс делится на 3
группы. Выбираем большое листопадное дерево. Например, берёзу. Рассматриваем её с трёх точек
зрения:
1. Первая группа рассматривает расстояния 2040м.
2. Вторая группа – сидя на корточках на расстоянии 1012м.
3. Третья группа – стоя около дерева, может потрогать кору ладонями, прислониться к
стволу.
Каждая группа должна выразить свои наблюдения в 3 ключевых словах. Например, берёза мощная,
белоствольная, тёплая и т.п. Затем идёт обсуждение изменений, происходящих с деревьями осенью.
Выясняем вопросы:
Какие растения осенью изменяют окраску листьев?
Почему растения сбрасывают листву?
Есть ли растения. Которые на зиму не сбрасывают листья?
Есть ли среди хвойных деревьев листопадные растения?
Вывод: растения, как и животные, готовятся к зиме, для них этот период жизни также является
трудным.
При индивидуальной работе во время экскурсии на каждого ученика разрабатывается поисковый
лист задание. Он должен заставить его быть наблюдательным, находчивым, терпеливым.
Возможные варианты заданий для летней экскурсии – собрать природные объекты без ущерба
природе:
три разных семени;
семечко, унесенное ветром;
колючку;
прекрасное;
круглое;
мягкое;
пять кусочков мусора из предметов, изготовленных и брошенных человеком и т.д.
Итоги экскурсии подводятся при обсуждении собранных предметов. Могут быть такие выводы:
1. В природе нет живых объектов, вредных для неё. Всё важно, всё полезно!
2. Вреден природе мусор, загрязняющий её. От каждого из нас зависит чистота
окружающей нас природной среды.
3. Природа прекрасна, и её надо беречь!
Весной желательно провести экскурсию на реку во время ледохода. Полюбоваться на красоту и
мощь реки в это время. Обратить внимание учащихся на цикличность всех природных процессов.
Очень интересна и познавательна экскурсия «Слушаем «сердцебиение» дерева». Она проводится
во время весеннего сокодвижения.
Для проведения наблюдений необходим медицинский фонендоскоп, который прикладывается к
стволу дерева (берёза, рябина). Можно услышать, как движется сок по сосудам. Может быть
несколько вариантов практической работы: послушать сокодвижение у разных пород деревьев, у
веток разного возраста, у веток растущих на разной высоте и на разном расстоянии от ствола.
Лучше прослушиваются звуки сокодвижения у тех растений, которые имеют тонкую кору.
Основной итог экскурсии: деревья – это живые природные создания и относится к ним надо
бережно.
Этап 4. Вдохновение, чувственный опыт.
Этот этап может быть проведён в классе. Обучающимся надо предложить выразить впечатление
от экскурсии в виде творческой работы – написать рассказ, сочинить стихотворение, придумать
сказку, нарисовать картину, изготовить поделки из природного материала. Это можно выполнить и
в виде домашнего задания.
Статья "Из опыта проведения экскурсий"
Статья "Из опыта проведения экскурсий"
Статья "Из опыта проведения экскурсий"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.