Статья к вводному уроку по литературе "О развитии литературы и ведущих направлений первой половины XIX века." (9 класс).
Оценка 4.7
Домашняя работа
docx
русская литература
9 кл
12.11.2018
Цель статьи:
- представить исторические события, повлиявшие на развитие литературы первой половины 19 века;
- изложить материал о формировании ведущих направлений этого периода.
Данная статья - раздаточный материал, который поможет сэкономить время при выполнении домашней работы, не прибегая к использованию интернет-ресурсов.
Для публикации.docx
О развитии литературы и ведущих направлений первой половины XIX
века.
"У человека без прошлого нет будущего. На самом деле, будущеето
есть. Вопрос какое?"
Каждый человек осознает, что он является продолжением людей,
которые были до него.
Большую значимость в развитии национальной и духовной жизни
русского народа имела литература. Она стала не только средством познания
жизни, но и мощным оружием в борьбе за ее переустройство, освобождение и
независимость человека.
Многие исторические события повлияли на развитие литературы этого
периода: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, русско
турецкая война, отголоски французской революции.
Фундаментом для литературы стала, так называемая, старая, или
древняя литература, выдвинутая М.В. Ломоносовым теория «трёх штилей»,
и пришедшие из иностранных языков грамматические конструкции.
Уже на рубеже XVIII и XIX веков русская литература по своему
развитию не уступает европейской литературе. В трудах русских сочинителей
отражалось лучшее и нужное для единого литературного языка. В эту пору
являлась новая русская литература, в которой создавались эпические поэмы о
различных исторических событиях, позднее – рыцарские и сказочные романы,
а следом более реалистичные и современные. Служителей муз привлекло
народное творчество, разные жанры которого вошли в их творения.
Появлялись книжная торговля, журналы, библиотеки, театр. В литературе и
языке постепенно возникали черты нового.
Так у истоков зарождения литературы стоял Н.М. Карамзин, которого
Александр I назначил ответственным за создание единой новой. Вслед за
трудами Карамзина последовали сочинения В.А. Жуковского, А.С. Пушкина,
Н.В. Гоголя, далее И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Н.А.
Некрасова и многих других выдающихся литераторов.
В русской литературе начала XIX века отразились мысли и
переживания главных слоев общества. Так на грани веков возникают ведущие
литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм,
реализм.
Классицизм утверждал главенство государственных интересов над
личными, ставил во главе угла произведения искусства по образу и подобию античных. Сентиментализм когда человек почувствовал себя частью
вечной природы, неповторимой личностью, имеющей право на выражение
чувств, любви, семью, дом, на отдых от государственных и военных дел.
И наконец, романтизм, когда человек осознал себя свободным и
сильным, имеющим права на личный протест против любого гонения. Ему
лишь нужен был понятный литературный язык для выражения своих неясных,
но сильных мыслей и чувств. Новатор Карамзин, отбросив словесные
пережитки, разрешил писателям романистам изъясняться так, как говорили
их читатели. Как журналист, автор и издатель сформировал и воспитал этого
читателя, чья личность сложилась в строгой школе исторических событий
первой трети XIX века.
Господство реализма следовало за эпохой романтизма и ставило перед
собой цель правдивое воспроизведение действительности в её типичных
чертах. Термин «реализм» впервые ввёл в публицистику и критику Дмитрий
Писарев, позже, уже в тридцатые годы, реалистические произведения
укрепились в творчестве А.С. Пушкина. Именно А.С. Пушкин стал
родоначальником этого литературного направления в России и создал целую
эпоху – пушкинскую. Главным источником, воздействующим на человека,
формирующий его характер и мировоззрение, становится окружающая среда,
реальные жизненные обстоятельства. Таким образом, можно сказать, что
реалисты изображают действительное, а романтики — желаемое.
Так совершенствовалась русская литература первой половины XIX
века, начавшаяся от создателя классических поэтических форм Батюшкова,
лирикапереводчика Жуковского и быстро перешедшая к молодому Пушкину,
затем Лермонтову и Гоголю, а вслед за ними «отца» новых идей Белинскому.
Так был основан фундамент литературы чарующего будущего.
Статья к вводному уроку по литературе "О развитии литературы и ведущих направлений первой половины XIX века." (9 класс).
Статья к вводному уроку по литературе "О развитии литературы и ведущих направлений первой половины XIX века." (9 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.