В статье описан опыт применения кейс-технологии, как средства формирования экологической культуры учащихся начальных классов. Раскрывается сущность и основные составляющие кейс-технологии. В работе приведен пример внеурочного занятия для учащихся начальной школы по теме "Домашние питомцы". Материал может быть использован во внеклассной работе.
«Кейс-метод как средство формирования экологической
культуры учащихся начальных классов»
Экологическое воспитание никогда не потеряет свою актуальность.
Начинать его лучше в начальной школе, когда дети воспринимают мир на
эмоциональном уровне, любознательны и пытливы, впечатлительны. Одним из
самых эффективных методов формирования экологической культуры
является кейс – метод.
Начиная со школьной скамьи, важно использовать такие технологии,
которые помогали бы ученику объективно оценивать реальную ситуацию,
выделять проблему, учитывать интересы других людей, устанавливать с ними
контакты, влиять на их деятельность. Для этих целей как нельзя лучше
подходит метод анализа конкретных ситуаций (кейсметод).
«Родиной» данного метода является Школа бизнеса Гарвардского
университета. Впервые он был применен в 1924 году.
Что такое кейс:
Кейстехнология – современная образовательная технология, в основе
которой лежит анализ какойто проблемной ситуации
Название технологии произошло от латинского casus – запутанный
необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик.
Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи
которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают
варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Материалы для создания кейса
• Проблемные реальные ситуации
• Интересные исторические факты
• Литературные источники
Работа над кейсом на уроке1 1 этап – ознакомительный э
•
1этап – ознакомительный этап На данном этапе происходит знакомство
с кейсом и вовлечение обучающихся в обсуждение ситуации.
• 2 этап – основной этап –работа в группах. Итогом работы в группе
является выработка общего решения, которое может сопровождаться
схемами, тезисами.
• 3 этап итоговая презентация авторского продукта группы с
последующей дискуссией.Источник кейсов: Реальная жизнь,
публицистическая литература, научные статьи, интернет, сказки
СМИ,
художественная и
Примеры кейсов:
Кейс по теме «Наши домашние питомцы»
1. Фрагмент м/ф «Варежка» https://www.youtube.com/watch?
v=yPmfF76JmrY
Вопросы кейса:
Почему девочка с такой тоской смотрит на детей, у которых есть
четвероногие друзья?
Как вы думаете, почему у этой девочки нет собаки?
Какими качествами должен обладать хозяин собаки?
Что должна знать и уметь девочка, чтобы убедить маму купить ей собаку?
Задания для 1 группы
Задания: определи название породы каждой собаки и распредели по группам:
Охотничьи, служебные, декоративные
Служебные
Декоративные
ОхотничьиИнформация
Собаки произошли от волков. Сейчас известно около 400 пород собак. Они
очень отличаются друг от друга, размером, формой тела, шерстью, окрасом,
своим поведением, и предназначением. Выводят породы люди для своих
целей. Всех собак можно разделить на 3 группы: служебные, охотничьи,
декоративные. Служебные собаки – очень умные, послушные с
уравновешенным характером. Они охранники, пастухи, пограничники,
поводыри, спасатели, геологи, почтальоны…Охотничьи собаки отличаются
хорошо развитым охотничьим инстинктом. Они быстро бегают и очень
хорошо видят. Декоративные собаки – это небольшие породы, которые
служат украшением жизни человека.
Примерные ответы:Задания для 2 группы:
Задание: 1. прочитайте текст, маркером выделите важную информацию,
которая поможет ответить на вопрос: Как надо ухаживать за собакой?
2. Выбери предметы, которые помогут для ухода за собакой.
Информация:
Уход за животными – это трудное, но интересное занятие. Мы должны
ухаживать за ними, как за собой. Владелец животного обязательно должны
периодически обращаться к ветеринару для осмотра животного, обследования
и прививок. Эти меры предохраняют человека от заражения. Если вы взяли в
дом животное, то отнеситесь к этому серьёзно. Тем, у кого есть собака,
необходимо помнить следующие правила:
1. Собаке следует выделить её территорию. Место должно содержаться в
чистоте.
2. Нужно иметь плошку для воды и миску для корма. Миску собаки
необходимо мыть после каждого кормления, плошку для воды – раз в день.
3. Необходимо иметь предметы ухода: расчёски, щётку, ошейник и поводок,
для выгула – намордник.
Примерные ответы:1. Собаке следует выделить её территорию. Место должно содержаться в
чистоте.
2. Нужно иметь плошку для воды и миску для корма. Миску собаки
необходимо мыть после каждого кормления, плошку для воды – раз в день.
3. Необходимо иметь предметы ухода: расчёски, щётку, ошейник и поводок,
для выгула – намордник.
Задание для всего класса
Опираясь на полученные знания, давайте попробуем подобрать каждому
сказочному герою ту породу собак, которая больше всего ему подходит.
(Дети выбирают группу собак, породу, условия проживания собаки и
особенности ухода и воспитания за ней.)
Сказочные герои: Барон Мюнхаузен, Мальвина, Волк и Семеро Козлят, Дядя
Степа,Принц из сказки «Золушка»
Примерные ответы
Барон Мюнхаузен дог , Мальвина пудель, Семеро Козлят боксер , Дядя
Степа – немецкая овчарка, Принц из сказки «Золушка» лабрадор
Вывод
В результате данная технология предполагает совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов творческого
характера. Формирует умение видеть проблему и намечать пути её
решения, формирует коммуникативные навыки, развивает
познавательный интерес.