Статья "Кино на уроке: взгляд из прошлого в будущее"
Оценка 4.8
Лекции
docx
труд
Взрослым
24.04.2017
В статье речь идёт о постепенном совершенствовании применения визуальных технологий (в прошлом - технических средств обучения) на уроках гуманитарного цикла - литературы, мировой художественной культуры от простых киноаппаратов до использования информационно-коммуникационных технологий. Показаны достоинства и недостатки использования визуальных технологий как средств обучения.
Кино на уроке.docx
Кино на уроке: взгляд из прошлого в настоящее
(визуальные технологии на уроках)
Обращаясь внутренним взором назад, в прошлое советской системы образования, мы
можем вспомнить, что возможности использования учителем кинопродукции на уроках по
разным предметам были предоставлены ещё во второй половине XX века. В городе, да и в
районных центрах республики были фильмотеки, где учителя за небольшую плату могли
брать практические любые учебные, документальные фильмы, а также записи фрагментов
художественных фильмов, поставленных по произведениям русских и зарубежных
писателей, которые текстуально изучались на уроках литературы. Практически в каждой
школе были и киноаппараты, посредством которых демонстрировались на экраны учебные
фильмы. Когда потребность учителей возросла и многие учителя стали применять в своей
практике ТСО (так назывались технические средства обучения, к которым относились
киноаппараты), а киноаппаратов не стало хватать, у нас в школе открыли специальный
кабинет для просмотра учебных фильмов. Учителя писали заявки на просмотр того или
иного фильма, и на определённых уроках осуществлялась их демонстрация. Безусловно,
наличие такого визуального средства обучения сыграло свою положительную роль в
образовательном процессе советского периода. На уроках литературы ученики получали
возможность наглядного представления героев художественных произведений, обстановки,
в которой они действовали. Учителя, применяющие ТСО в своей практике и считавшиеся
новаторами, в полной мере реализовывали принцип наглядности. Но, надо признать, что в
использовании киноаппаратов были и минусы. Назовём некоторые их них. Для показов
учебных фильмов в кабинетах требовалось затемнение на окна, что иногда вызывало
определённые трудности, связанные с затратой значительного времени при подготовке к
просмотру. Определённое время занимала зарядка плёнки в киноаппарат. Наконец, это и
технические неполадки, связанные, например, с обрывом киноплёнки. Конечно, всё
вышеназванное не способствовало высокому качеству проведённых уроков с
использованием ТСО. Иногда даже было так, что на обсуждение увиденного в фильме изза
технических неполадок просто не оставалось времени. Постепенно уроки с применением
киноаппаратов сошли на нет.
С массовым появлением «эпохи» видео, видеокассет, которая, впрочем, длилась
недолго – примерно 90е годы и первые годы XXI века, учителя стали внедрять в практику
преподавания этот вид визуальной технологии, в нём появилось много положительных
моментов. Мы применяли эту технологию, в первую очередь, на уроках литературы. Так, в
5х классах при изучении русской народной сказки «Царевналягушка» мы показывали
детям отрывки из художественного фильма «Василиса Прекрасная» в постановке А. Роу,
фрагменты одноимённого мультфильма, что вызывало неподдельный интерес у детей. Они
с большей охотой пересказывали фрагменты сказки, делали описание внешности героев –
Василисы Прекрасной и Ивана, других персонажей, высказывали своё мнение о
прочитанном и увиденном, имели возможность сравнивать свои представления о героях с
экранными. После уроков на следующий день дети сообщали, что посмотрели фильм или
мультфильм целиком и прочитали сказку. Очень важным в сообщении пятиклассников
было мнение о том, что прочитанная сказка более полная, чем фильм или мультфильм.
Сообща мы приходили к выводу, что лучше сначала прочитать сказку, а затем посмотреть
видеофильм. Так происходило формирование мотивации к чтению книг.
Что уж говорить об уроках мировой художественной культуры! Вот где учителя по
настоящему возрадовались, так как получили возможность знакомить школьников с
шедеврами мирового искусства. Раньше знакомство с ними происходило в лучшем случае с
помощью показа небольших иллюстраций из альбомов по искусству или чёрнобелых копий. С появлением таких видеофильмов как «Эрмитаж», «Русский музей», «Галерея
Уффици» и др. появилось мощное средство настоящего воспитания эстетического вкуса у
наших школьников. Минусы, конечно, тоже были, и один из существенных – небольшой
экран телевизора, через который демонстрировался тот или иной фильм или его фрагмент.
Эпоха видео полностью не исчезла, а видоизменилась буквально в последнее
десятилетие в связи с массовым появлением компьютеров в школе и дома, а вместе с ним и
Интернета. Вот где сейчас у учителя появилась возможность максимальной реализации
поставленных целей. Удобство применяемой визуальной продукции очевидно. Конечно же,
это фрагменты из художественных фильмов, причём можно школьникам показать именно
тот фрагмент, который необходим на уроке, к нему можно возвратиться снова для
уточнения деталей. Безусловно, это документальные фильмы и презентации, показывающие
материалы по биографии писателей и поэтов. Это наконец и фильмы, сделанные самим
учителем или учащимися старших классов в программе Movie Maker. Иногда фильм
делается совместно, при этом осуществляется возможность творческой самореализации
педагога и его учеников, которая вызывает неподдельный интерес к преподаваемым
предметам. Здесь рождается настоящий творческий союз педагога и его питомцев.
В практике преподавания литературы в старших классах как нельзя более уместно
применение визуальной технологии. Мы используем возможность показа фрагментов из
фильмов и театральных постановок разных режиссёров, а учащиеся на уроке не сторонние
наблюдатели, а активные участники процесса. Так, например, знакомя школьников с
романом М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» или поэмой Н. В. Гоголя «Мёртвые
души», мы показываем видеофрагменты из одноимённых фильмов и спектаклей разных
постановок, затем просим учащихся высказать личное впечатление о героях, а также
сравнить игру актёров и передать свои представления о прочитанном в тексте
произведения. На уроках с показом видеофрагментов формируются творческое мышление
учащихся, наблюдательность, умение высказывать своё мнение, умение анализировать и
сравнивать, то есть общеучебные навыки, которые учащимся необходимо применять и на
других предметах, да и в дальнейшей жизни. При изучении романа Л. Н. Толстого «Война
и мир» в 10м классе мы демонстрируем кинофрагменты из одноимённого
художественного фильма в постановке С. Бондарчука. К примеру, творческая группа
учащихся готовит проект по теме «Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и
мир». Школьники выступают с подготовленными сообщениями, затем класс получает
возможность просмотреть фрагменты из фильма, раскрывающие образы Наполеона и
Кутузова. В представлении учащихся класса возникает полная картина образов этих
персонажей романа Толстого. При этом обязательно классу даётся задание сравнить
описание Наполеона и Кутузова Толстым и художественные образы фильма, созданные
актёрами. Таким образом, на уроках литературы фрагменты из видеофильмов и спектаклей
помогают школьникам увидеть более полную картину художественного мира.
Возможности кинопродукции мы используем также и для подготовки к научно
практическим конференциям. Так, например, при подготовке доклада «Малолетние узники
в годы 2й мировой войны» на НПК «Шаг в будущее» в секции «Международное
гуманитарное право» мы вставили в презентацию фрагменты из художественного фильма
«Помни имя своё». Безусловно, это был очень эффектное доказательство положений
доклад
Можно ещё добавить, что в воспитательной работе на классных часах мы
используем возможности показа того или много видеосюжета, найденного в Интернете. Это
и видеоролики о соблюдении правил дорожного движения и пожарной безопасности, и цикл
видеофильмов, знакомящих учащихся с этикетом. Перечислять всю видеопродукцию
можно бесконечно. Известно, что современное поколение больше ориентировано на визуальное восприятие знаний, поэтому использование возможностей Интернета в
воспитании школьников пришлось как нельзя более кстати.
Что готовит нам будущее визуальных технологий на уроках? Об этом остаётся
только догадываться. Но несомненно одно: поворота к старому уже не будет. Применение
визуальных технологий в школе – неотъемлемая и повседневная часть её жизни. Уже сейчас
на уроки учитель не носит с собой альбомы, картины, таблицы и другие методические
пособия – он идёт на урок с флешкартой, а в кабинетах шкафы не завалены этими
пособиями.
Статья "Кино на уроке: взгляд из прошлого в будущее"
Статья "Кино на уроке: взгляд из прошлого в будущее"
Статья "Кино на уроке: взгляд из прошлого в будущее"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.