Статья "Кино на уроке: взгляд из прошлого в будущее"
Оценка 4.8

Статья "Кино на уроке: взгляд из прошлого в будущее"

Оценка 4.8
Лекции
docx
труд
Взрослым
24.04.2017
Статья "Кино на уроке: взгляд из прошлого в будущее"
В статье речь идёт о постепенном совершенствовании применения визуальных технологий (в прошлом - технических средств обучения) на уроках гуманитарного цикла - литературы, мировой художественной культуры от простых киноаппаратов до использования информационно-коммуникационных технологий. Показаны достоинства и недостатки использования визуальных технологий как средств обучения.
Кино на уроке.docx
Кино на уроке: взгляд из прошлого в настоящее (визуальные технологии на уроках) Обращаясь внутренним взором назад, в прошлое советской системы образования, мы можем вспомнить, что возможности использования учителем кинопродукции на уроках по разным предметам были предоставлены ещё во второй половине XX века. В городе, да и в районных центрах республики были фильмотеки, где учителя за небольшую плату могли брать практические любые учебные, документальные фильмы, а также записи  фрагментов художественных   фильмов,   поставленных   по   произведениям   русских   и   зарубежных писателей, которые текстуально изучались на уроках литературы. Практически в каждой школе были и киноаппараты, посредством которых демонстрировались на экраны учебные фильмы. Когда потребность учителей возросла и многие учителя стали применять в своей практике   ТСО   (так   назывались   технические   средства   обучения,   к   которым   относились киноаппараты), а киноаппаратов не стало хватать, у нас в школе открыли специальный кабинет для просмотра учебных фильмов. Учителя писали заявки на просмотр того или иного фильма, и на определённых уроках осуществлялась их демонстрация. Безусловно, наличие   такого   визуального   средства   обучения     сыграло   свою   положительную   роль   в образовательном процессе советского периода. На уроках литературы ученики получали возможность наглядного представления героев художественных произведений, обстановки, в которой они действовали. Учителя, применяющие ТСО в своей практике и считавшиеся новаторами, в полной мере реализовывали принцип наглядности. Но, надо признать, что в использовании киноаппаратов были и минусы. Назовём некоторые их них. Для показов учебных   фильмов   в   кабинетах   требовалось   затемнение   на   окна,   что   иногда   вызывало определённые трудности, связанные с затратой значительного времени при подготовке к просмотру. Определённое время занимала зарядка плёнки в киноаппарат. Наконец, это и технические   неполадки,   связанные,   например,   с   обрывом   киноплёнки.   Конечно,   всё вышеназванное   не   способствовало   высокому   качеству   проведённых   уроков   с использованием ТСО. Иногда даже было так, что на обсуждение увиденного в фильме из­за технических неполадок просто не оставалось времени. Постепенно уроки с применением киноаппаратов сошли на нет. С массовым появлением «эпохи»   видео, видеокассет, которая, впрочем, длилась недолго – примерно 90­е годы и первые годы XXI века,  учителя стали внедрять в практику преподавания   этот вид визуальной технологии, в нём появилось много положительных моментов. Мы применяли эту технологию, в первую очередь, на уроках литературы. Так, в 5­х классах при  изучении  русской  народной сказки  «Царевна­лягушка» мы  показывали детям отрывки из художественного фильма «Василиса Прекрасная» в постановке А. Роу, фрагменты одноимённого мультфильма, что вызывало неподдельный интерес у детей. Они с большей охотой пересказывали фрагменты сказки, делали описание внешности героев – Василисы   Прекрасной   и   Ивана,   других   персонажей,   высказывали   своё   мнение   о прочитанном и увиденном, имели возможность сравнивать свои представления о героях с экранными. После уроков на следующий день дети сообщали, что посмотрели фильм или мультфильм  целиком  и  прочитали  сказку.  Очень  важным  в   сообщении  пятиклассников было мнение о том, что прочитанная   сказка более полная, чем фильм или мультфильм. Сообща мы приходили к выводу, что лучше сначала прочитать сказку, а затем посмотреть видеофильм. Так происходило формирование мотивации к чтению книг.  Что уж говорить об уроках мировой художественной культуры! Вот где учителя по­ настоящему   возрадовались,   так   как     получили   возможность   знакомить   школьников   с шедеврами мирового искусства. Раньше знакомство с ними происходило в лучшем случае с помощью   показа   небольших   иллюстраций   из   альбомов   по   искусству   или     чёрно­белых копий.  С появлением  таких видеофильмов как  «Эрмитаж», «Русский  музей», «Галерея Уффици» и др. появилось мощное средство настоящего воспитания эстетического вкуса у наших школьников. Минусы, конечно, тоже были, и один из существенных – небольшой экран телевизора, через который демонстрировался тот или иной фильм или его фрагмент.  Эпоха   видео   полностью   не   исчезла,   а   видоизменилась   буквально   в   последнее десятилетие в связи с массовым появлением компьютеров в школе и дома, а вместе с ним и Интернета. Вот где сейчас у учителя появилась возможность максимальной реализации поставленных целей. Удобство применяемой визуальной продукции очевидно. Конечно же, это фрагменты из художественных фильмов, причём можно школьникам показать именно тот   фрагмент,   который   необходим   на   уроке,   к   нему   можно   возвратиться   снова   для уточнения деталей. Безусловно, это документальные фильмы и презентации, показывающие материалы по биографии писателей и поэтов. Это наконец и фильмы, сделанные самим учителем   или   учащимися   старших   классов   в   программе  Movie  Maker.   Иногда   фильм делается совместно, при этом осуществляется возможность творческой самореализации педагога   и   его   учеников,   которая   вызывает   неподдельный   интерес   к   преподаваемым предметам. Здесь рождается настоящий творческий союз педагога и его питомцев. В практике преподавания литературы в старших классах как нельзя более уместно применение визуальной технологии. Мы используем возможность показа фрагментов из фильмов и театральных постановок разных режиссёров, а учащиеся на уроке не сторонние наблюдатели,   а   активные   участники   процесса.   Так,   например,   знакомя   школьников   с романом М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» или поэмой Н. В. Гоголя «Мёртвые души», мы показываем видеофрагменты из одноимённых фильмов и спектаклей разных постановок,   затем   просим   учащихся   высказать   личное   впечатление   о   героях,   а   также сравнить   игру   актёров   и   передать   свои   представления   о   прочитанном   в   тексте произведения. На уроках с показом видеофрагментов формируются творческое мышление учащихся, наблюдательность, умение высказывать своё мнение, умение анализировать и сравнивать, то есть общеучебные навыки, которые учащимся необходимо применять и на других предметах, да и в дальнейшей жизни.  При изучении романа Л. Н. Толстого «Война и   мир»   в   10­м   классе   мы   демонстрируем   кинофрагменты   из   одноимённого художественного   фильма   в   постановке   С.   Бондарчука.   К   примеру,   творческая   группа учащихся готовит  проект по теме «Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».   Школьники     выступают   с   подготовленными   сообщениями,   затем   класс   получает возможность   просмотреть   фрагменты   из   фильма,   раскрывающие   образы   Наполеона   и Кутузова.     В   представлении   учащихся   класса   возникает   полная   картина   образов   этих персонажей   романа   Толстого.   При   этом   обязательно   классу   даётся   задание   сравнить описание Наполеона и Кутузова Толстым и художественные образы фильма, созданные актёрами. Таким образом, на уроках литературы фрагменты из видеофильмов и спектаклей помогают школьникам увидеть более полную картину художественного мира.  Возможности   кинопродукции   мы   используем   также   и   для   подготовки   к   научно­ практическим конференциям. Так, например, при подготовке доклада «Малолетние узники в   годы   2­й   мировой   войны»   на   НПК   «Шаг   в   будущее»   в   секции   «Международное гуманитарное право» мы вставили в презентацию фрагменты из художественного фильма «Помни   имя   своё».   Безусловно,   это   был   очень   эффектное   доказательство   положений доклад Можно   ещё   добавить,   что   в   воспитательной   работе   на   классных   часах   мы используем возможности показа того или много видеосюжета, найденного в Интернете. Это и видеоролики о соблюдении правил дорожного движения и пожарной безопасности, и цикл видеофильмов,   знакомящих   учащихся   с   этикетом.   Перечислять   всю   видеопродукцию можно   бесконечно.   Известно,   что   современное   поколение   больше   ориентировано   на визуальное   восприятие   знаний,   поэтому   использование   возможностей   Интернета   в воспитании школьников пришлось как нельзя более кстати.  Что   готовит   нам   будущее   визуальных   технологий   на   уроках?   Об   этом   остаётся только догадываться. Но несомненно одно: поворота к старому уже не будет. Применение визуальных технологий в школе – неотъемлемая и повседневная часть её жизни. Уже сейчас на уроки учитель не носит с собой альбомы, картины, таблицы и другие методические пособия  –  он  идёт   на  урок  с  флеш­картой,   а  в  кабинетах   шкафы  не    завалены  этими пособиями.

Статья "Кино на уроке: взгляд из прошлого в будущее"

Статья "Кино на уроке: взгляд из прошлого в будущее"

Статья "Кино на уроке: взгляд из прошлого в будущее"

Статья "Кино на уроке: взгляд из прошлого в будущее"

Статья "Кино на уроке: взгляд из прошлого в будущее"

Статья "Кино на уроке: взгляд из прошлого в будущее"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2017