Статья «Компьютерная зависимость детей и как с ней бороться»
Оценка 4.6

Статья «Компьютерная зависимость детей и как с ней бороться»

Оценка 4.6
Лекции
docx
информатика +1
Взрослым
22.01.2018
Статья «Компьютерная зависимость детей и как с ней бороться»
В наше время работа за компьютером или использование интернета – это скорее необходимость, чем развлечение. Но это касается только тех случаев, если интерес к компьютеру и умение с ним обращаться не перерастает в неудержимую тягу к нему, иначе это можно назвать зависимостью.
kompyuternaya_zavisimost_detey_i_kak_s_ney_borotsya.docx
«Компьютерная зависимость детей и как с ней бороться» В   наше   время   работа   за   компьютером   или   использование   интернета   –   это   скорее необходимость,   чем   развлечение.   Но   это   касается   только   тех   случаев,   если   интерес   к компьютеру и умение с ним обращаться не перерастает в неудержимую тягу к нему, иначе это можно назвать зависимостью.  «Компьютерная   зависимость  —   пристрастие   к   занятиям,   связанным   с   использованием компьютера,   приводящее   к   резкому   сокращению   всех   остальных   видов   деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и   подростковом   возрасте,   особенно   у   мальчиков.   Признаком   компьютерной   зависимости является   не   само   по   себе   время,   проводимое   за   компьютером,   а   сосредоточение   вокруг компьютера   всех   интересов   ребенка,   отказ   от   других   видов   деятельности.   Это   явление приобрело   широкое   распространение   в   конце   XX   в.   в   промышленно   развитых   странах   и   в последние   годы   все   чаще   встречается   в   России.   У   младших   школьников   компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах   она   начинает   включать   и   более   содержательные   занятия:   усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. п.»1 Компьютерная   зависимость   у   детей   развивается   довольно   быстро   –   всего   за   полгода ребенок может потерять над собой контроль и все свое время без остатка отдать компьютеру. Следствием   этого   становятся   различные   психические   отклонения,   ребенок   теряет   навык общения с «реальными» людьми, замыкается в себе. В дальнейшем без этих навыков ему будет сложно строить отношения с окружающими и занять место в обществе. К счастью, компьютерная зависимость обратима. Главное – вовремя заметить ее, и принять меры по освобождению ребенка от этого недуга. Признаки зависимости от компьютера Компьютерная зависимость не возникает внезапно, первые ее признаки можно заметить еще на начальном этапе ее развития, когда внимание ребенка можно переключить с виртуальной на 1 Индивидуальные  особенности  психического  развития  и  практические задачи в развитии / А.Л.  Венгер.  М.:  АСТ,  2010.  —  C.  34. реальную   жизнь   довольно   легко   и   безболезненно.   Основными   симптомами,   говорящими   о компьютерной зависимости, являются:  Потеря контроля над временем, которое проводится за компьютером;  Стремление провести как можно больше времени у компьютера, в ущерб другим делам;  Без компьютера жизнь теряет краски, ребенок не знает, чем себя занять (абстинентный синдром);  Снижение у ребенка интереса к социальной жизни, безразличие к своему внешнему виду, игнорирование своих потребностей (в общении, в еде);  Когда ребенок садится за компьютер, у него возникает чувства радости или эйфории. Часто к этому добавляется и чувство вины;  Появление нервозности и раздражительности, когда долгое время отсутствует доступ к компьютеру. Это   были   психологические   признаки   зависимости,   которые   родители   по   различным причинам  могут пропустить. Физические  симптомы  компьютерной зависимости  более явные, заметить их легче. Перечислим основные:  Заметное ухудшение зрения, сухость и покраснение глаз;  Нарушение   осанки,   искривление   позвоночника   и   другие   сбои   в  опорно­двигательной системе ребенка;  Изменение   работы   пищеварительного   тракта   из­за   нарушения   режима   питания, отсутствия   аппетита.   Могут   появиться   запоры,   развиться   такие   заболевания,   как гастрит, язва желудка. Основные типы компьютерной зависимости  Зависимость от интернета (сетеголизм)  Зависимость от компьютерных игр (кибераддикция) 2 Сетеголики   испытывают   потребность   постоянного   пребывания   в   сети,   иногда   по   12­14 часов в сутки, заводя виртуальные знакомства, скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах.  Тест на детскую интернет­зависимость (С.А. Кулаков, 2004) Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда 1. Как   часто   Ваш   ребенок   нарушает   временные   рамки,   установленные   вами   для пользования сетью?  2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети? 3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?  4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети? 5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети? 6. Как часто учеба Вашего  ребенка страдает  из­за количества  времени, проведенном Вашим ребенком в сети? 7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем­то другим? 8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими? 9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в интернете? 10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли? 11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером? 12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его  новых сетевых «друзей»?  3 13. Как   часто   Ваш   ребенок   огрызается,   кричит   или   действует   раздраженно,   если   его побеспокоили по поводу пребывания в сети? 14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было интернета? 15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети? 16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?  17. Как   часто   Ваш   ребенок   предпочитает   своим   прежним   любимым   занятиям,   хобби, интересам других нахождение в сети?  18. Как часто Ваш ребенок злится и становится  агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети? 19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети? 20. Как   часто   Вы   чувствуете   подавленность,   упадок   настроения,   нервничает,   когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает? При сумме баллов 50­79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.   При   сумме   баллов   80   и   выше,   у   ребенка   с   высокой   долей   вероятности   интернет­ зависимость и ему необходима помощь специалиста.  Психологи   выделяют следующую   классификацию   компьютерных   игр:  1. Ролевые компьютерные игры. Именно они дают больше всего возможностей для реализации   потребности в принятии роли и ухода от реальности:   Игры с видом "из глаз" компьютерного героя. Очень быстро происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль, погружение в виртуальную реальность; 4  Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя. Иногда их называют "квесты" (от англ. quest). Здесь тоже происходит отождествление себя с компьютерным персонажем, хотя   и   не   такое   выраженное.   Поражение   или   гибель   "своего"   персонажа   играющий может переживать чуть ли не как собственные;   Стратегические   игры:   играющий   может   выступать   в   роли   командира   спецназа, главнокомандующего армиями и т.п. Роль не задается конкретно, а воображается самим играющим, и на экране нет собственно героя. Уйти в такую игру "с головой" больше шансов   у   детей,   наделенных   хорошей   фантазией.   Многие   исследователи   пишут,   что подобные   игры   развивают   системное   мышление,   другие   считают,   что   играющие, предпочитающие   именно   этот   тип,   таким   образом,   реализуют   свою   потребность   в доминировании и власти. 2.   Неролевые   компьютерные   игры.   Игрок   не   принимает   на   себя   роль   компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости, и влияние игры на личность человека не так выражены.   Основные   мотивации:   азарт   достижения   цели,   "прохождение"   игры   и/или   набор очков:   Аркады.   Они   нетребовательны   к   ресурсам,   обычно   имеют   слабый   линейный   сюжет. Главное в аркадах быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным   персонажем   или   транспортным   средством.   Эти   игры   в   большинстве случаев   безобидны. кратковременную.    Если   и   вызывают   психологическую   зависимость,   то  Головоломки (шахматы, шашки, нарды). Основная мотивация в таких играх ­ доказать свое превосходство над компьютером.   Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Они отличаются от аркад тем, что либо совсем не имеют сюжета, либо  абстрактны  и   никак  не  связаны  с   реальной   жизнью.  Мотивация,  основанная  на  азарте, потребности   "пройти"   игру,   набрать   большее   количество   очков,   может   формировать   вполне устойчивую психологическую зависимость ребенка от этого типа игр.  5 Причины компьютерной зависимости у детей Основная причина развития компьютерной зависимости у детей – нарушение процессов информационного   обмена   с   окружающими   людьми.   Общение   с   окружающими   необходимо любому человеку, а дети особенно остро нуждаются в этом. Помимо игр и обмена информацией, им также необходима поддержка, признание, удовлетворение потребностей в познании себя и мира. В первую очередь общаться ребенок учится в семье, и если его близкие не уделяют ему достаточно   внимания   или   грубо   с   ним   обращаются,   у   него   могут   появиться   психические отклонения.   В   дальнейшем   это   отразится   на   его   способности   общаться   со   сверстниками   – ребенок будет напряженным, неуверенным в себе, у него не будет навыков умения выходить из конфликтов, и значительно упадет самооценка. Велика вероятность, что с подобным набором качеств   ребенок   станет   изгоем   общества.   В   этом   случае   заменителем   «живого»   общения становятся компьютер и интернет. Зависимость детей от компьютерных игр объясняется получением положительных эмоций и впечатлений. Если повседневная жизнь ребенка однообразна, у него нет увлечений или занятий, которые вызывают у него искренний интерес, он будет искать альтернативные пути получения удовольствия. А самые легкие и быстрые способы получения наслаждения часто оказываются губительными для психики и здоровья человека, а также вызывают зависимость. Лечение компьютерной зависимости Первое,   что   необходимо   сделать,   приступая   к   лечению   ребенка   от   компьютерной зависимости – определить ее причины. Затем нужно оценить степень зависимости, чтобы решить – возможно ли справиться с ней самостоятельно, или требуется помощь специалиста. В том случае,   если   компьютерная   зависимость   еще   не   слишком   острая,   следует   незамедлительно принять меры, чтобы отвлечь внимание ребенка от компьютера и направить его в другое русло. Прежде всего, нужно наладить эмоциональный контакт с ребенком и приложить усилия для формирования   доверительных   отношений   с   ним.   Откровенные   разговоры   помогут   найти проблему,   которая   побуждает   ребенка   уходить   в   виртуальный   мир.   Также   необходимо придумать ребенку увлечение или занятие, которое ему будет интересно. Желательно, чтобы это занятие не только увлекало его, но и развивало мыслительные способности и интеллект. Время, проводимое ребенком за компьютером, нужно максимально сократить, а для снятия нервной 6 возбудимости   и   раздражительности   использовать   натуральные   средства   –   травяные   чаи, гомеопатические успокоительные препараты. Если же зависимость ребенка от компьютера перешла на ту стадию, когда родители помочь не в силах, необходимо обратиться к психотерапевту. Главное условие – лечение не должно проводиться против воли ребенка. Пойти с ребенком на прием к врачу можно под любым другим предлогом, после чего специалист сможет убедить ребенка в том, что ему необходимо изменить свое отношение к компьютеру. В процессе лечения принимают участие и другие члены семьи, чтобы улучшить отношения с ребенком и контролировать процесс его излечения. Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости Профилактика   компьютерной   зависимости   у   детей   включает   несколько   аспектов,   но первое, что нужно сделать, чтобы не допустить чрезмерного увлечения ребенка компьютерными играми   или   общением   через   интернет   –   контролировать   количество   времени,   которое   он проводит за компьютером. Если же ребенок часто будет предоставлен самому себе, наверняка он предпочтет компьютер другим занятиям. Также   необходимо   научить   ребенка   пользоваться   компьютером   для   достижения   более практичных целей, чем игры или общение в чатах. Например, при помощи компьютера можно путешествовать,   изучать   языки   и   переписываться   с   иностранцами,   осваивать   язык программирования.   Но  даже  игры  могут  быть  развивающими,  а   фильмы  –  познавательными. Нужно лишь задать вниманию ребенка правильное направление. Очень   важно   показать   ребенку,   насколько   богат   мир   вокруг,   как   много   существует различных   интересных   явлений.   Простое   общение   с   друзьями   может   доставлять   массу удовольствия, а спортивные успехи помогут ему обрести уверенность в себе и самоуважение. Главное – тактично подвести ребенка к тому занятию, которое придется ему по вкусу. Список литературы 1. Венгер.   А.Л.   Индивидуальные   особенности   психического   развития   и  практические задачи в развитии. М.:  АСТ,  2010.  2. Кулаков С. А. Выявление зависимости от компьютерных игр. 2007. 7 3. Корнеева   Е.   Компьютерная   зависимость:   «бермудский   треугольник»   за   углом//Мир семьи. – 2004. 4. Медицина   в   России: зависимостью у детей  интернет­журнал   о   здоровье.  Боремся   с   компьютерной 8

Статья «Компьютерная зависимость детей и как с ней бороться»

Статья «Компьютерная зависимость детей и как с ней бороться»

Статья «Компьютерная зависимость детей и как с ней бороться»

Статья «Компьютерная зависимость детей и как с ней бороться»

Статья «Компьютерная зависимость детей и как с ней бороться»

Статья «Компьютерная зависимость детей и как с ней бороться»

Статья «Компьютерная зависимость детей и как с ней бороться»

Статья «Компьютерная зависимость детей и как с ней бороться»

Статья «Компьютерная зависимость детей и как с ней бороться»

Статья «Компьютерная зависимость детей и как с ней бороться»

Статья «Компьютерная зависимость детей и как с ней бороться»

Статья «Компьютерная зависимость детей и как с ней бороться»

Статья «Компьютерная зависимость детей и как с ней бороться»

Статья «Компьютерная зависимость детей и как с ней бороться»

Статья «Компьютерная зависимость детей и как с ней бороться»

Статья «Компьютерная зависимость детей и как с ней бороться»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018