Представление инновационного педагогического опыта
Лебедевой Ирины Владимировны, учителя биологии и химии
МОУ «Мирненская средняя общеобразовательная школа»
Сосновского муниципального района
Тема опыта: «Применение активных методов обучения на уроках биологии и химии, как средство формирования познавательной активности учащихся с целью повышения качества обучения». Педагогический опыт был представлен на муниципальном этапе конкурса "Учитель года"
мой пед.опыт.doc
Представление инновационного педагогического опыта
Лебедевой Ирины Владимировны, учителя биологии и химии
МОУ «Мирненская средняя общеобразовательная школа»
Сосновского муниципального района
Тема опыта:
«Применение активных методов обучения на уроках биологии и
химии, как средство формирования познавательной активности учащихся с целью
повышения качества обучения»
Условия возникновения, становления опыта
В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы
является повышение качества образования, создание условий для развития личности
каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться
успехов в решении задач. Поставленных перед учителем, без активизации познавательной
деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного
интереса к изучаемому материалу. Важное условие творческого мышления учащихся –
наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроке
направлена прежде всего на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений
анализировать, синтезировать, находить причин но – следственные связи, обобщать, делать
выводы, классифицировать, сравнивать. Формирование познавательных интересов и
активизация личность – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес
порождает активность, но, в свою очередь. Повышение активности укрепляет и углубляет
познавательный интерес.
Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее главных проблем
современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в
обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный
характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и
воспитания школьников.
Педагогический опыт «Применение активных методов обучения на уроках
биологии и химии, как средство формирования познавательной активности учащихся с
целью повышения качества обучения» реализуется мною в условиях
МОУ«Мирненская средняя общеобразовательная школа Сосновского
муниципального района.
Активные методы обучения начали внедряться в нашей школе уже
много лет тому назад. Я была активным участником внедрения этого
опыта: проводила открытые уроки в школе, выступала с докладами на
педагогических советах, на методических объединениях. Актуальность
применения этих методов и позволяет успешно решать социальный
заказ школы: знания и умения выпускника школы должны не только
соответствовать стандартам образования, но дать возможность успешно
продолжить образование в ссузах и вузах Челябинской области и
России.
Естественно, что жизнь вносит свои коррективы, деятельность
современного педагога не мыслима без применения ИКТ. Ряд
последних лет (после прохождения курсов «Основы использования
персонального компьютера в профессиональной деятельности» в
________ году) я уделяю в своей работе внимание применению
информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательном
процессе для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества
аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.
обучения, подготовки к итоговой
Биология и химия - науки, которые были не вполне престижными для
выбора дальнейшего обучения. Модными являлись направления,
связанные с юриспруденцией и экономикой, финансами. В настоящее
время наблюдается повышение интереса к предметам естественного
цикла. Ежегодно большое количество учащихся выбирают предмет
биологию и химию на сдачу ЕГЭ и поступают учиться на медфак,
факультет психологии, физвоспитания, технические и т.д.
Применение информационно-коммуникационных технологий на
современном этапе обучения приводит к ряду противоречий (например,
традиционные подходы к преподаванию и высокие требования к
выпускнику; традиционные формы обучения и новые технологические
возможности современных средств обучения,
личностно-
информационные нужды обучаемых и ИКТ-компетентность педагогов).
Актуальность опыта
Активная познавательная деятельность – это проявление способностей
индивида. В познавательной деятельности выражаются способности
самостоятельно видеть проблемы, ставить вопросы и получать новые
задания. Становится актуальным вопрос:
как эффективнее учить
школьников. Какие методы использовать в обучении, чтобы оно
способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности.
Дети
обладают разнообразными потенциальными способностями.
Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить,
целостно воспринимать мир. Задача учителя выявить и развить творческий
потенциал в доступной и интересной для учащихся активной деятельности.
Задача формирования активной познавательной деятельности учащихся на
различных этапах функционирования системы образования является
своевременной, поэтому необходимо ребенка превратить из пассивного
слушателя и исполнителя в активного участника познавательного процесса
и творческого деятеля.
Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь и оказывают
влияние на процесс обучения учащихся. Для того, чтобы создать
учащимся оптимальные условия для качественной подготовки к итоговой
аттестации, чтобы развить у них способности к самообразованию,
самореализации, добиться прочного усвоения учебного материала я
применяю на своих уроках активные методы обучения, информационные
технологии. Активные методы обучения – такие методы, при которых
деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый
характер. Активные методы обучения влекут за собой изменения
взглядов на роль ученика в процессе обучения: теперь он уже не
«объект», а «субъект» образования, обладающей уникальной
индивидуальностью. И здесь возникает проблема поиска развития
интеллектуальных умений всех участников образовательного процесса,
позволяющих ориентироваться в современном информационном
пространстве.
Во всём педагогическом сообществе осознана необходимость привития
интереса у учащихся к биологии, умения самостоятельно пополнять свои
школьников, повысить
знания, активизировать
познавательный интерес к учению,
формировать стремление
самостоятельно достигать намеченные цели, вселять уверенность в себе.
работоспособность Модернизация образования в последние годы, введение стандартов
образования, новые учебные планы и новые учебные программы по
предмету привели к обострению противоречий между недостаточным
уровнем подготовленности отдельных учащихся и высокими требованиями
к современному содержанию биологического
образования,
разно
уровневой подготовкой учащихся и необходимостью обучить всех.
Правительственная стратегия модернизации образования предполагает,
что в основу обновлённого содержания общего образования будут
положены «ключевые компетентности». И здесь возникает проблема
поиска путей развития интеллектуальных умений всех участников
образовательного процесса,
позволяющих ориентироваться в
современном информационном пространстве.
В современных условиях, когда объем необходимых для человека
знаний резко возрастает, уже недостаточно усвоения определённой
суммы знаний.
Концептуальность
Современному
обществу требуются молодые люди, умеющие
принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за
свою деятельность.
Традиционные учебные занятия не позволяют учителю выполнять этот
социальный заказ. Поиск решений данных проблем заставляет
пересмотреть некоторые методические аспекты преподавания наук
естественного цикла и место ученика в процессе учебной деятельности
как субъекта обучения. Проанализировав данную ситуацию, я пришла к
выводу, что активная работа учащихся раскрывает их творческий
потенциал, что является залогом формирования человека, который
будет востребован современным обществом и сам будет способен
участвовать в формировании общественной среды. Поэтому от уроков
традиционных я перешла к личностно ориентировочным и творческим
и использованию ИКТ.
В
научной литературе проблеме активных форм обучения и
использованию ИКТ посвящено немало исследований в области
психологии и педагогики. Новизна
заключается в создании
оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого
уровня творческой самостоятельной деятельности, формирования
ИКТ-компетенций, что в целом приведет к повышению мотивации, а,
следовательно, и качеству обучения. Обучение становится эффективным,
излагаемый материал. доступным каждому, формируются устойчивые
навыки по всем темам
Кроме этого, в результате изменений можно будет говорить о
комплексе основных ориентиров в оценке качества обучаемых:
традиционные знания, умения и навыки;
ключевые компетентности;
·общественно-значимый социальный опыт
патриотических, социальных, творческих и других проектах, акциях).
Суть изменений содержания: обучение становится деятельностно-
развивающим, формирует личные качества учащихся, при этом оно
демократичное, гуманное, основано на сотрудничестве.
(участие в Концепция:
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание учеником процесса учения;
- обучение здоровьесбережению;
- включение эмоциональной сферы;
- проблемность, дифференцированность, индивидуальный подход;
- обучение всех детей с любыми индивидуальными данными.
- мотивация обучающихся на самообучение, самовыражение,
самореализацию.
Основными изменениями в организации учебного и воспитательного
процесса считаю следующие критерии:
- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид,
форму материала;
- оценивание деятельности ученика не только по конечному
результату, но и по процессу достижения;
- создание положительного эмоционального настроя на работу каждого
ученика и всех учащихся вместе;
- создание ситуации для проявления инициативы, самовыражения;
- раскрытие субъективного опыта ученика;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе
классного коллектива.
Инновационный педагогический опыт основан на применение
личностно - ориентированных технологий, ИКТ – технологий, игровых
моментах и разработки цифровых образовательных ресурсов, в том
числе созданных обучаемыми.
Внедрение и использование новых информационно-коммуникационных
образовательных
активизировать
работоспособности школьников; повысить познавательный интерес к
учению, формировать стремление самостоятельно достигать намеченные
цели, вселяет уверенность в себе.
технологий позволяет
Теоретическая основа опыта
Психологические основы для разработки целостной концепции
развивающего обучения были заложены ещё в 193—е годы в работах Л.С.
Выгодского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова и др., хотя
систематические основы активных методов обучения стали широко
разрабатываться во второй половине 1960 и вначале 1970 годов в
исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению.
Большую роль в становление и развитии активных методов обучения
послужили работы М.М. Бирштейн, Т.П. Тимофеевского, И.М. Сыроежкина,
С.Р. Гидрович и другие.
Ведущая педагогическая идея
Ведущей педагогической идеей моей работы является личностно-
ориентированный подход с целью максимально выявить и развить
индивидуальные творческие способности учащихся. Помочь личности
познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
В своей работе я пользуюсь следующими принципами:
1 Принцип гуманизации воспитания. – Ребенок должен иметь
максимальную свободу для творческой деятельности на уроке; очень
важно, чтобы на уроках биологии звучали не бездушные ответы. Хотя и правильные. А ответы, содержащие собственные переживания и
впечатления. Именно тогда процесс восприятия живой природы, в
общем и творческой задачи в частности, приобретает желанную форму
и помогает ученику раскрыть себя.
2 Принцип толерантности – ответы не должны подвергаться критике, а,
наоборот, воодушевлять ребенка, чтобы он продолжал творить; если
ученик затрудняется в ответе, нужно предложить другое задание,
чтобы оно было посильным для него.
3 Принцип осознанности – ребенок должен чувствовать себя творцом
на уроке, находить удовольствие в своих постижениях окружающего
мира; Умение фантазировать и созидать – это начало пути отправления
ученика на поиск новых открытий. Нужно только вооружить его
знаниями для его открытий.
4
Принцип самостоятельности – возможность детей развивать
активность, самостоятельность воображения в процессе проведения
самостоятельных работ, творческих игр;
5 Принцип личностного подхода – для стимулирования активной
творческой деятельности важно выставлять работы детей напоказ для
окружающих. Это заинтересовывает ребенка, у него появляется
гордость за нее и уверенность в своих силах. И для каждого ребенка это
очень полезно, т.к. с каждым разом он стремится делать все лучше и
может посмотреть свою работу со стороны, оценить и сравнить свое
творчество с работами товарищей. Каждому приятно видеть работу со
стороны, что стимулирует к дальнейшей деятельности.
Практика показала, что все эти принципы развивают интерес к
активному познанию, творчеству.
Оптимальность и эффективность средств
Биологическое образование отличается наличием возможностей
формировать творчески активную личность. Чтобы этого достигнуть,
необходимо педагогу владеть разнообразными методами обучения:
логическими, проблемными, игровыми, дифференцированными и т. Д., а
кроме того,
использовать новые педагогические технологии,
использование ИКТ. Высокий уровень знаний должен нести
функциональную направленность. Эта задача сформулирована в
Концепции модернизации российского образования.
Реализация технологического подхода освобождает школьников от
неосмысленного запоминания. Приводящего к перегрузкам памяти, к
потере интереса к обучению. Такой подход позволяет сформировать
умения выделять главные мысли в учебном материале каждого урока,
учит их сравнивать, обобщать, рассуждать.
В своей педагогической деятельности ориентируюсь на достижение
результата образования, понимаемого как социальная компетентность
личности обучающихся, проявляющаяся в виде трех составляющих
образованности:
деятельностно-
коммуникативной и ценностно-ориентационной. Обеспечивая качество
образования в соответствии с требованиями стандарта образования,
особое внимание уделяю развитию познавательной мотивации учащихся
и развитию их коммуникативных способностей. Для этого применяю
предметно-информационной, создание проектов,
методы вовлечения учащихся в процесс познания: задания
исследовательского характера,
наблюдения,
эксперимент, экскурсии, игровые моменты, создаю проблемные ситуации,
которые направлены не только на то, чтобы развлечь учащихся, а для
побуждения к преодолению трудностей,
по возможности с
использованием ИКТ. И тогда игровые моменты переходят в учебные,
познавательные. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают,
запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас
представлений, понятий, учатся работать коллективно.
и естественно,
Готовясь к уроку, я, прежде всего, формулирую его учебно-
воспитательную цель. Учитываю при этом успехи и пробелы в знаниях
учащихся, уровень их умственного развития, познавательные интересы,
степень активности в усвоении материала. В своей работе я всегда
стремлюсь к совершенству,
что занимаюсь
самообразованием, постигая новые вершины в современной методике
преподавания биологии в общеобразовательной школе. Основная задача
моих уроков – это попытка привить ученикам не столько любовь, сколько
уважение к предмету и понимание того, что биология помогает человеку
развиться как творческая, рассуждающая личность.
При подготовке старшеклассников к сдаче ГИА, ЕГЭ, мы проводим
тренировочные тесты с использованием ИКТ, дома дети пробуют свои
силы в тестировании с использованием ИКТ, возникшие вопросы и
затруднения в ходе решения мы обсуждаем на дополнительных занятиях.
Я считаю, что работая по проблеме «Использование активных методов обучения с
целью повышения качества обучения», я добиваюсь, что обучение становится более
эффективным, излагаемый материал доступным каждому, формируются устойчивые
навыки по изучаемым темам.
Наличие публикаций, включая интернет – публикации
.
Чтобы повысить заинтересованность учащихся к предмету, разработала некоторые уроки.
Мои разработки размещены на сайтах педагогических сообществ:
И на личном сайте:
Результативность опыта
Применение данного опыта позволяет развивать мышление учащихся и получать хорошие
знания по предметам. Использование
метода проектов позволяет реализовать
деятельностный подход на биологических экскурсиях. Учащиеся, включенные в
выполнение проектных заданий, приобретают жизненно важный опыт.
В формировании у учащихся познавательного интереса особенно велика роль
эксперимента, имеющего большое познавательное и воспитательное значение, так как
убеждает в реальности существования биологических процессов и явлений, требует
творческого поиска путей познания живой природы. Например, при проведении лабораторной работы «Свойства плазматической мембраны» учащиеся наглядно видят
процессы проникновения и выведения веществ через плазматическую мембрану, что
повышает уровень их знаний и понимание определенных процессов, происходящих в живой
природе.
Создание проблемной ситуации на уроке обеспечивает более качественное усвоение
знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности. Например, при
изучении темы « Прорастание семян» в 6 классе можно создать проблемную ситуацию
путем использования пословиц:
«Весной день год кормит»
«День прозевал – урожай потерял».
Активизация познавательной деятельности вызывается посредством проведения
нестандартных форм уроков биологии в виде ролевых игр, судов, аукционов и т.д.,
например в 10классе – «Суд над бактериями», «нужны ли нам генетически
модифицированные продукты» и мн.др.
Применение оптимальных сочетаний методов, средств и форм
обучения обеспечивает высокую результативность учения школьников,
позволяет добиваться качественного усвоения базового уровня знаний
и успешно проводить уровневую дифференциацию. Я стремлюсь так
организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально
занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках и в домашней
подготовке к ним с учетом его способностей и интеллектуального
развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях
школьников, а в конечном итоге дать полноценную базовую подготовку
учащимся обычного класса.
Активизация познавательной деятельности в обучении биологии
позволяет мне достигать определенных результатов:
1) обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой
школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
Применение опыта способствует положительной динамике
успеваемости учащихся
Мои ученики успешно сдают экзамены по биологии в 9-х и 11-х
классах в форме ГИА и ЭГЭ (отражено в справках), принимают участие
в муниципальных предметных олимпиадах, в школьных предметных
неделях.
Учащиеся активно включаются в подготовку выступлений, которые
требуют изучения дополнительной литературы, проявляетсяся интерес
к выполнению нестандартных заданий
Я считаю хорошим результатом своей работы по биологии то, что
многие мои учащиеся, проявившие интерес к биологии и химии в
школе, выбрали их в качестве ведущих дисциплин для продолжения
высшего профессионального образования, успешно продолжают
образование с хорошими и отличными знаниями по данным
дисциплинам.
Реализация: программ углубленного изучения предмета, профильного обучения.
Одной из приоритетных задач «Концепция модернизации
Российского образования» на период до 2010 года стала разработка
2) у большинства учащихся сформировалась
положительная
мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не
только к отдельным темам курса, а в целом к биологии;
возросла эффективность развития интеллектуальных и
3)
творческих способностей учащихся. системы специализированной подготовки (профильного обучения) в
старших классах общеобразовательной школы. Предполагается, что
профильное обучение должно обеспечить углубленную подготовку
старшеклассников по выбранным им дисциплинам и дать возможность в
разумной мере «разгрузить» их по непрофильным предметам. Переход
на профильное обучение должен способствовать развитию у
обучающихся навыков самостоятельного овладения знаниями, работы с
лабораторным оборудованием и приборами, проведения и анализ
научного эксперимента. Профильное обучение должно обеспечивать
высокую степень готовности не только к вступительным экзаменам в
ВУЗ, сколько к продолжению образования в высших учебных
заведениях.
Эффективность обучения определяется широким применением
рядом форм и методов урочной и неурочной работы (элементы
лекционно-семинарской системы,
организация проектной и
исследовательской работы обучающихся, экспериментальные задания).
Обзорные и установочные лекции – основная форма
изложения нового материала на уроке. Но лекция в чистом виде
утомительна для обучающихся, поэтому целесообразно использовать
лекцию – беседу. На таких лекциях старшеклассники включаются в
работу, спорят, приводят примеры, делают выводы, т.е. проявляют
высокую активность. насыщая беседу новым фактическим материалом,
предлагая наводящие вопросы, учитель подводит обучающихся к
самостоятельному формированию выводов, правил, закономерностей и
законов устройства и функционирования биологических систем.
Лекция-беседа позволяет осуществить более тесный контакт учителя с
учениками. Например: темы лекции-бесед «Биологические системы и
их свойства» (10 класс), «Строение, свойства и биологические функции
белков» (10 класс).
Введение элективных курсов по предметам способствует более
глубокой подготовке учащихся к дальнейшему обучению. С 2011 годя я
веду элективные курсы по химии и биологии, которые оказали очень
существенное подспорье в подготовке учащихся к ЕГЭ и выбору
профессий, связанных с биологией и химией.
год
2010 11
2010 11
класс
10
11
2010 11
2010 11
10
11
Элективный курс по биологии
Человек и его здоровье
Генетика и человек
Элективный курс по химии
Химия в задачах
Законы и теории, лежащие в основе решения химических и
интегрированных расчетных и экспериментальных задач.
Справка
дана администрацией МОУ «Мирненская СОШ» учителю биологии и химии
Лебедевой Ирине Владимировне
В том, что она действительно в 2010 11 учебном году реализовала программы
профильного обучения по биологии и химии.
По результатам административных контрольных работ качество знаний ее учащихся
составляет по биологии %, по химии %.
Директор школы /Костянников С.А./
Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в 11 классе по
биологии
№
1
2
3
Уч. год
2010 11
2011 12
2012 13
Количество
аттестуемых
Средний балл
60,34
64
58,77
Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в 11 классе по химии.
Количество
аттестуемых
Средний балл
№
1
2
3
Год
2010 11
2011 12
2012 13
Директор школы : /Костянников С. А./ Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ГИА.
№ Год
1
2
3
2010 11
2011 – 12
201213
Класс
9
9
9
Количество
выпускников
Количество
сдававших
Средний
балл
Директор школы /Костянников С.А./ Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде по
биологии и химии.
№ Год
Предмет
1
2
3
4
2010 2011
2011 2012
2012 2013
201314
Природоведение,5
класс
Химия, 9 класс
Фамилия,
учащегося
Слукина Дарья
Жалалитдинов
Ильдар
имя
Результат
1 место
2место
Химия, 8 класс
Биология, 7 класс Иванова Татьяна
Ермендеева Алина
2 место
3 место
Директор школы /Костянников С. А./ Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся.
В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе пытливый
исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых
красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое
детское творчество верная дорога к сердцу ребенка».
Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у
него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих
черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее. Для того, чтобы
активизировать творческую деятельность ученика и повышать интерес к биологическим
дисциплинам необходимо заниматься с детьми и во внеурочное время.
Я использую различную по форме внеурочную и внеклассную работу для проявления
познавательных интересов и творческой самодеятельности обучающихся: это элективные
курсы, кружок и внеклассные мероприятия (конкурсы, вечера и т.д.). Ежегодно в школе
проводятся предметные недели по всем предметам, в том числе и по биологии и химии.
Участие во внеклассных мероприятиях высоко поднимает эмоциональный настрой ученика,
что способствует активизации познавательной деятельности.
В рамках предметной недели по биологии за последних 3 года были проведены такие
мероприятия, как например: «Его Величество – Организм», «Земля – наш общий дом», «День
земли» и др.
В период летней трудовой практики на пришкольном участке проводится
опытническая работа по классам соответственно изучаемым темам. Например, в 6 и 7 классе
«Влияние прищипки верхушечного побега на урожайность огурцов», «Влияние сроков
прореживания моркови на урожай» и др. Учащиеся сами наглядно видят результаты опытов и,
естественно получают большие знания по предмету.
Статья "Мой педагогический опыт"
Статья "Мой педагогический опыт"
Статья "Мой педагогический опыт"
Статья "Мой педагогический опыт"
Статья "Мой педагогический опыт"
Статья "Мой педагогический опыт"
Статья "Мой педагогический опыт"
Статья "Мой педагогический опыт"
Статья "Мой педагогический опыт"
Статья "Мой педагогический опыт"
Статья "Мой педагогический опыт"
Статья "Мой педагогический опыт"
Статья "Мой педагогический опыт"
Статья "Мой педагогический опыт"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.